ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Современное образование оказывает важное влияние на формирование системы ценностей личности гражданина. Ключевое содержание ценностей составляют мировоззренческие, нравственные и эстетические убеждения человека. Поэтому проблема ценностей приобретает особую актуальность. В настоящее время необходимо ориентировать подрастающее поколение на высшие ценности: красоту, добро, истину.

В системе основного общего образования можно определить задачи по ценностному воспитанию учащихся:

- воспитание способностей видеть прекрасное в окружающей жизни и действительности. Необходимо отметить, что все духовные ценности человека связаны с представлениями о прекрасном. Поэтому необходимо чтобы каждый человек осознавал и принимал и в той или иной форме выражал свое собственное отношение к этим категориям;

- воспитание способностей изменять окружающий мир и не просто материально преобразовывать его, а созидать «по законам красоты» через восприятие нравственно-эстетических явлений. Развитое нравственно-эстетическое чувство способствует постоянной работе над собой по созиданию прекрасного в деятельности, в отношениях между сверстниками и людьми.

Осуществление на практике этих задач будет способствовать целостному воспитанию устойчивого нравственно-эстетического отношения к искусству, труду и действительности, формированию устойчивой личности, способной сделать современный мир красивее и лучше.

Раскрыть некоторые аспекты ценностного воспитания, развить чувство прекрасного, эстетический вкус позволяет такой вид творческой деятельности как декоративно-прикладное искусство. По мнению А.С. Хворостова, декоративно-прикладное искусство занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти задачи обучения, воспитания и развития в органическом единстве образовательного пространства.

Большие воспитательные возможности различных видов декоративно-прикладного искусства заложены в самой его основе, базирующейся на народном художественном творчестве, сочетающей в себе эстетическое и этическое начало, современную промышленную технологию и ручной труд, историческое наследие древних мастеров и современное состояние традиционной прикладной художественной культуры. Декоративно-прикладное искусство содержит в себе потенциал для формирования нравственно-эстетических ценностей в силу своей наглядности и доступности произведений народного творчества.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех учащихся, предоставляя им возможности применять на практике знания основ наук. Это единственный школьный учебный курс, который отражает в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Курс направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей, создание новых ценностей, что соответствует потребностям развития общества.

Непосредственное изучение декоративно-прикладного искусства как части художественной материальной культуры начинается на уроках технологии с начальной школы. Становление личности учащегося и развитие ценностных ориентаций имеет специфические особенности в каждом возрастном периоде. В средней школе учащиеся младшего подросткового возраста знакомятся с традиционными и современными видами декоративно-прикладного искусства в разделе «Рукоделие. Художественные ремесла»: вышивкой, вязанием, лоскутной техникой, художественной роспись по дереву, с технологией художественной обработки глины и материалов природы, осваивают приемы ткачества, технологией обработки бумаги и бумагопластикой и другими. Выполнение разнообразных объектов труда в виде изделий требует умения работать в материале и создавать цветовую композицию. На занятиях учащиеся изучают основы цветового восприятия, учатся воплощать его в материале – конечном продукте, который имеет не только утилитарную, но эстетическую ценность.

С целью изучения и приобщения учащихся к искусству народ Приамурья программой предусмотрено изучение регионального компонента. На уроках и внеурочных занятиях учащиеся знакомятся с материальной культурой, традициями народов, проживающих на территории Хабаровского края, технологиями изготовления традиционной одежды, с художественными промыслами, мастерами и мастерицами коренных народов Амура. На занятиях учащиеся осваивают технику и приемы национальной вышивки, лоскутной техники, изучают композицию орнамента, особенности покроя и декорирования одежды, выполняют несложные образцы изделий.

Значимое место в содержании предмета технологии отводится развитию проектно-технологического мышления через выполнение творческих проектов. Проектная работа состоит в углубленном изучении и проработке выбранной темы, проведении исследования, создании авторского альбома эскизов изделий, подборе материалов и инструментов, изготовлении изделия, подготовке докладов для защиты творческого проекта.

Полученные на занятиях знания и практические умения успешно применяются учащимися при самостоятельном выполнении домашнего задания совместно с родителями и членами семьи. Большую помощь оказывает не только учитель, но семья учащегося. Данная деятельность способствует приобщению к семейным ценностям учащегося.

При оценивании работ учащихся акцентируется внимание не только на традиционность формы изделия, но на ее связь с современностью, практическая и эстетическая значимость и декоративное оформление, а также роль и художественный образ вещи, которые базируются на канонах народного декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, занятия декоративно-прикладным искусством обладают большими возможностями для ценностного воспитания у учащихся способностей преобразовывать современный мир «по законам красоты», создания системы ценностей, которая послужит устойчивым ориентиром в его будущей жизни.

Библиографический список

  1. Асланова Е.С. Влияние возрастных и индивидуальных особенностей на процесс развития ценностных ориентаций младших школьников // Дальний Восток. Наука. Образование. XXI век. Материалы конференции: в 2-х томах. – Комсомольск-на-Амуре, 2003. – С. 201-206.

  2. Верб М.А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема: Дис. д.п.н. СПб, 1997.

  3. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. – М.: Республика, 1994. – 463с.

  4. Хворостов, А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: Автореф. дисс. …. докт. пед наук / А.С. Хворостов.– М., 1983. – 29 с.

  5. ФГОС ООО http://www.consultant.ru/document/cons_doc

Просмотров работы: 260