АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Ибрагимова А.С. 1, Васильева В.С. 2
1факультет Инклюзивного и коррекционного образования ГОУ ВО ЮУрГГПУ
2ГОУ ВО ЮУрГГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Закрепление вопросов, связанных с повышением качества предоставления услуг в системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нашло свое отражение в Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании».

Закон «Об образовании» утверждает государственные гарантии на получение образования лицам с ОВЗ и гарантирует им:

  • воспитание и обучение;

  • социальную адаптацию и интеграцию в общество [12]

В решении Коллегии Министерства образования РФ от 18.01.2000г. №1-2 «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» отмечается, что основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей данной категорией заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социальной реабилитации и адаптации, в подготовке к полноценной жизни в обществе.

По итогам заседания Коллегии было принято решение обратить особое внимание на:

  • интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников;

  • допрофессиональную подготовку детей с ОВЗ в целях обеспечения их социальной защищенности;

  • разработку системы мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования детей;

  • усиление взаимодействия образовательных учреждений с семьями детей с ОВЗ;

  • активное вовлечение детей с ОВЗ в подготовку и проведение массовых мероприятий с учащимися, участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах и других формах дополнительного образования на муниципальном, федеральном и международном уровнях [10]

В Концепции модернизации российской системы образования до 2020 определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества [8]

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно разнообразна. В нее входят дети с различными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, в том числе аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ достаточно велик: от практически нормально развивающихся детей, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой отдельной категории детей с различными нарушениями развития [5]

Дети с ограниченными возможностями здоровья – особая категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.

Основные проблемы в современном обществе возникают при попытке преодолеть барьер между ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, членами его семьи и обществом, лишенным конкретного недуга[11].

В последние несколько лет активного развития инклюзивного подхода в сфере общего и высшего образования сектор дополнительного образования оставался в тени. В Москве, по официальным данным, в специальных группах дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в 2012 г обучалось 5000 детей, что составляет всего 16 % от числа всех детей с серьезными нарушениями здоровья, проживающих в Москве. При этом дополнительное образование более приспособлено для создания доступной образовательной среды, чем общее, что обусловлено самой его спецификой [1]:

  • меньшая, чем в основном образовании, наполняемость группы;

  • практико-ориентированный характер обучения;

  • ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», а на личные запросы каждого ребенка;

  • отсутствие формальных ограничивающих условий: привязка к расписанию, классному помещению, фиксированные сроки освоения программы;

  • возможность ребенку максимально сконцентрироваться на любимом деле;

  • отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения государственных образовательных стандартов.

По мнению экспертов [1], именно в учреждении дополнительного образования может быть создана такая образовательная среда, которая вовлекает детей с ограниченными возможностями здоровья в активное социокультурное пространство, где каждый ребенок имеет возможность и средства для самовыражения и, следовательно, приобретения социального опыта. Нельзя недооценивать и существенный потенциал дополнительного образования в профессиональной ориентации лиц с ОВЗ, а также в их подготовке к последующему профессиональному обучению

Учреждения дополнительного образования оказываются более открытыми к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ. В этом смысле нам близка точка зрения О.Е. Лебедева: «Дополнительное образование компенсирует ограниченность школьного образования путём реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, даёт возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические и творческие запросы» [6].

По данным мониторинговых исследований федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ГБОУ ВПО МГППУ) ответы на вопросы, связанные с ограничением детей с ОВЗ в получении дополнительного образования, представляют собой следующую картину:

  • Отказ от записи на дополнительные занятия из-за ограничений здоровья ребёнка получили только 14% опрошенных родителей;

  • Отказ от работы с ребёнком после нескольких занятий получили 12% опрошенных;

  • С нежеланием включать в детский коллектив ребёнка столкнулись только 9% опрошенных родителей;

  • Некорректное отношение педагога к ребёнку во время занятий заметили 6% опрошенных родителей [1].

Данная статистика позволяет сделать нам вывод о том, что педагоги учреждений дополнительного образования в большей части нравственно готовы к принятию детей с ОВЗ и работе с данной категорией учащихся. Здесь важна не только специальная подготовка педагогов, а моральное отношение и готовность самого Человека сделать мир «особого ребёнка» более ярким и творческим.

В системе внешкольной работы проблема включения в образовательный процесс ребёнка с особыми потребностями решается двумя способами.

Во - первых, сама организация дополнительного образования предполагает индивидуальное взаимодействие педагога и воспитанника. Во-вторых, в процессе занятий допускается и активно приветствуется присутствие любого из членов семьи детей с ОВЗ. Ощущая поддержку взрослого, ребенок комфортно воспринимает окружающее пространство, снижается тревожность и страх. Это способствует максимальному раскрытию возможностей воспитанника, так как преодолевать барьер социализации в процессе занятий уже не требуется[2].

Главная задача учреждений дополнительного образования и семьи состоит в том, чтобы научить «особого ребенка» быть здоровым. Занятия вместе со сверстниками и их родителями помогут развитию социально-коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей [9].

Социально-коммуникативная компетенция рассматривается нами как система знаний общественных отношений, социума, в котором живёт человек и межличностного взаимодействия. Социально-коммуникативная компетентность позволяет ориентироваться в любой социальной ситуации, адекватно её оценивать, принимать верные решения и достигать поставленных целей [7].

Учреждение дополнительного образования – это особое пространство для получения жизненно важных практических навыков, которое также может принять на себя функцию создания среды для развития социально-коммуникативной компетенции детей с ОВЗ В учреждениях дополнительного образования часто уже есть необходимые педагогические и психологические условия для этого:

  • нацеленность педагогов на создание «ситуации успеха»;

  • обеспечение атмосферы комфорта;

  • помощь в формировании адекватной гибкой самооценки;

  • развитие рефлексии;

  • опыт взаимодействия с социумом [4].

Необходимо выстроить механизм, создать программу развития социально-коммуникативной компетенции ребёнка с ОВЗ, используя эти условия.

Непосредственно занятия в творческих объединениях и спортивных секциях уже являются образовательным поводом (событием) для развития социально-коммуникативной компетенции детей с ОВЗ. Занятия в учреждении дополнительного образования дают возможность не только получить знания, умения и навыки в избранном виде деятельности, но и напрямую способствуют развитию социально-коммуникативной компетенции детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и значимыми взрослыми. Кроме того участие в досуговых мероприятиях, соревнованиях, конкурсах, фестивалях и прочих социально-коммуникативных событиях дают возможность детям с ОВЗ непосредственно включаться в процесс коммуникации и отрабатывать свои знания и умения на практике.

Работа по развитию социально-коммуникативной компетенции детей с ОВЗ представляется нам как взаимодействие общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, общественных организаций по созданию ими совместных поводов (событий) для коммуникации со средой.

Следуя логике вышесказанного, можно предположить, что дополнительное образование становится одним из компонентов развития социально-коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

  1. Алехина С.В., Ананьев И.В., Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно- практической конференции / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2013. URL: http://eduopen.ru/Default.aspx?tabid=462 (дата обращения 15.07.2015).

  2. Алехина С.В., Инклюзия – реальность дополнительного образования. Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2013. Т. 2. № 1. [Электронный ресурс]

  3. Васильева В.С., Теоретико-методологические основанияразвития коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования//Сибирский педагогический журнал.-2011.-№8.-с.175-182

  4. Васильева В.С., Козлова Ю.Г., Современные подходы к организации коррекционной работы в дополнительном образовании//Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием/Отв. ред. Ю.А. Нагорнова. 2015. с.258-260

  5. Васильева В.С., Турбина Т.А., Социализация детей с особыми образовательными потребностями в условиях дополнительного образования//Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием/Отв. ред. Ю.А. Нагорнова. 2015. с.260-263

  6. Дополнительное образование детей : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. О.Е.Лебедева. –. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.

  7. Зеер Э.Ф., Модернизация профессионального образования: компетентностный подход/Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк-М.: Моск. Психол.соц. институт, 2005.-216с.

  8. Концепция развития образования РФ до 2020 г.

  9. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014г. №1726-р)

  10. Решение коллегии Министерства образования РФ от 18.01.2000г. №1-2

  11. Турбина Т.А., Васильева В.С. Роль дополнительного образования в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья//Образование:Традиции и инновации:Сборник материалов IX международной научно-практической конференции. 2015. С. 511-513.

  12. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Просмотров работы: 59