ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ

Цидина О.В. 1, Васильева В.С. 1
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям наиболее часто у дошкольников наблюдается нарушение звукопроизношения. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения имеются у 25-30% детей дошкольного возраста (5-6 лет) [3]. Нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста должны быть преодолены до начала школьного обучения, чтобы на основе нарушений устной речи не формировались нарушения письменной речи.

Под звукопроизношением в логопедии понимается фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Для правильного звукопроизношения необходимы фонематические процессы – умение слышать, различать, анализировать звуки родного языка в потоке речи[1].

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь:узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т.е. отличать один звук от другого по акустическим признакам);отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых звуков в собственной речи;принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи;безошибочно использовать звук во всех видах речи[2].

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решаются определенные педагогические задачи, подчиненные общей цели.

На подготовительном этапе ставится задача по включению ребенка в целенаправленный логопедический процесс, по формированию умений опознавать (узнавать) и различать фонемы формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков. Подготовительный этап предполагает подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи, речевого слуха, речевого дыхания.Работа на подготовительном этапе осуществляется по следующим направлениям: развитие слухового восприятия, развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания.

Развитие слухового восприятия проходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие неречевых звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух. При развитии речевого слуха работа строится от различения (слышу-не слышу) к восприятию (что слышу).Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному): восприятие со зрительной опорой, слухозрительное восприятие, чисто слуховое восприятие.

Следующий этап развития речевого (фонематического) слуха ребенка – звуковойанализ слова – придумываниеслов на заданный звук, определение места звука в слове (в начале, в конце или в середине слова), различение на слух слов, которые различаются одним звуком, определение на слух звукового состава слов и пр.

В работе с детьми с дислалией важным направлением является работа по формированию артикуляционной моторики, поэтому используются комплексы артикуляционной гимнастики. Также проводится работа по формированию речевого дыхания. Этапы развития речевого дыхания: пропевание гласных звуков – А, О, У, И, Э;длительное произнесение некоторых согласных звуков Ш,Ж,Ф,Х;произнесение слогов на одном выдохе;произнесение слов на одном выдохе;произнесение фраз различной длины на одном выдохе;чтение стихотворений;пение песенок;выразительный рассказ, пересказ текстов.

Второй этап – это этап формирования произносительных умений и навыков.Цель данного этапа заключалась в том, чтобы сформировать у ребенка умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать звуки).

Третий этап – этап формированиякоммуникативныхуменийи навыков. Его цель – сформироватьу ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

Таким образом, преодоление нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией – это целенаправленный системный процесс, включающий ряд этапов, направленных на формирование фонематического восприятия, артикуляционной моторики, правильного звукопроизношения.

Список литературы

  1. Волкова, Л.С. Логопедия: методическое наследие [Текст] / под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 304 с.

  2. Гриншпун, Б.М. Дислалия [Текст] // Хрестоматия по логопедии. Т.1. – М.: ВЛАДОС, 1997. – С.108-120.

  3. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей [Текст] // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009.

Просмотров работы: 163