ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МАЛЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МАЛЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Аюпова М.Г. 1
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Варненский район образован 27 февраля 1924 года. Находится в юго- восточной части Челябинской области. Восточной частью граничит с Казахстаном. На севере и западе граничит с Чесменским и Карталинским районами.

В состав Варненского района входит 13 сельских поселений, 37 населенных пунктов. Районный центр - село Варна, расположен на юге области, в 280 км от областного центра г. Челябинска.

Население Варненского муниципального района на 01.01.2016г. составляет 25 376 человек, 5906 человека детского населения в возрасте от 0 до 18 лет.

В районе функционирует сложившаяся образовательная система, которая включает в себя сеть образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего, дополнительного образования, полностью обеспечивающая потребности населения района в образовательных услугах. Система образования Варненского муниципального района включает в себя: 14 общеобразовательных учреждений 1 основную школу 1 начальную школу 30 дошкольных образовательных учреждений (в том числе 2 структурных подразделения) 2 учреждения дополнительного образования.

Контингент школьников составил на 1 сентября 2016 г. 2 973 человек, контингент детей дошкольного возраста составил 1700 человек.

Анализ деятельности по инклюзивному образованию в 2016 году Дети с ОВЗ и дети-инвалиды составляют 6,2% от общего количества детей в образовательных организациях района 29 детей обучаются в МКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» города Троицка. В дошкольных образовательных учреждениях района функционирует 5 компенсирующих групп для детей с нарушениями речи, которые посещает 65,5% детей с ограниченными возможностями здоровья, 34,5% детей с ОВЗ посещает комбинированные группы. В 2016 году из компенсирующих и комбинированных групп выпущено 76 детей, только 54% из них – с чистой речью. В общеобразовательных организациях дети с ОВЗ и дети-инвалиды обучаются в условиях инклюзии. Согласно приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 20 мая 2015 года №01/1424 МОУ СОШ п. Новый Урал включено в перечень общеобразовательных организаций, обеспечивающих введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). МОУ СОШ №1 с. Варны в 2015 году было включено в государственную программу Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2014-2017 годы и получило субсидию на создание условий для инклюзивного образования детей-инвалидов. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с 01 сентября 2016 года Управлением образования был разработан план действий по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ. С целью управления введением ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных организациях района был проведен мониторинг готовности к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в форме самооценки общеобразовательными организациями.

Проведенный мониторинг выявил следующие проблемы: 1. Необходимо активизировать работу по приведению локальной нормативной базы ОО в соответствие действующему законодательству в части обеспечения введения ФГОС обучающихся с ОВЗ; 2. Необеспеченность повышения квалификации педагогов, участвующих в реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ; 3. Отсутствие в штатном расписании ОО специалистов службы сопровождения (логопед, психолог, дефектолог); 4. Недостаточный объем финансирования для создания материально- технических условий для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

В целях оказания психолого-педагогической и социальной помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам и детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, а также оказания методической помощи в обучении детей с ОВЗ и консультативной помощи родителям детей с ОВЗ с 1 августа 2016 года на базе МОУ СОШ №2 начинает функционировать структурное подразделение «Центр психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации». Открытие этого Центра позволило реализовывать ФГОС обучающихся с ОВЗ в рамках сетевого взаимодействия между образовательными организациями района. На совещаниях с директорами школ района были освещены вопросы введения ФГОС НОО ОВЗ, проведен семинар для заместителей директоров школ по учебно - воспитательной работе. Создано районное методическое объединение по инклюзивному образованию.

С целью выявления детей и подростков с отклонениями в развитии, проведения комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработки рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования в районе организована работа психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК). В ходе работы ПМПК в 2016 году было обследовано 284 ребенка.

А также специалисты центра (психолог, логопед, дефектолог) ежедневно выезжают в сельские поселения с.Варны (Бородиновка, Толсты, Кулевчи, Николаевка, Катенино, Красный Октябрь, Алексеевка, Лейпциг) на индивидуальные коррекционные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ и социальной адаптации.

Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в современной системе образования специалистами » Центра психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся» систематически проводятся семинары с директорами, педагогами школ, встречи с родителями «Клуб родителей» для оказания консультативной помощи.

Литература:

1. Андрющенко, Е.В. Реализуем ФГОС ДО: рабочая программа тифлопедагога [Текст]: методические рекомендации учителям-дефектологам ДОУ / Е.В. Андрющенко, Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 161 с.

2. Васильева, В.С. Современные подходы к формированию коммуникативной компетенции педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями [Текст] / В.С. Васильева // Особые дети в обществе: Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. Под редакцией О.Г. Приходько, И.Л. Соловьёвой. – М., 2015. С. 29-33.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)» (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384) http://минобрнауки.рф.

Просмотров работы: 99