СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Паринов В.Е. 1
1ОмГПУ ФЭМСиТ ПО-216
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Цель данной работы – проанализировать основные функции, принципы методы, элементы недостатки и преимущества и цели стратегического планирования.

Рассмотреть методы и этапы стратегического планирования.

Слово «стратегия» вошло в обиход для молодых людей благодаря военным фильмам. Чаще всего о ВОВ. Генералы, которые стоят над стратегическими картами. Кто-то курит. Кто-то нервно теребит что-нибудь в руке. А как иначе ведь от их решений зависит судьба всего народа. Не только на краткосрочный период (окончание войны), но и на дальнейшее будущее и перспективы развития страны.

Можно взглянуть на эту ситуацию с точки зрения менеджмента. Войска - это ресурсы, находящиеся в распоряжении, куда - это план производства (производственный план), сколько - это план движения средств, когда – это составляющая любого плана. Генералы - это управляющие. Победа - завоевание позиций на рынке, достижение каких-либо позитивных показателей (роста, увеличение максимальной прибыли).

Стратегическое планирование (функции, принципы)

Стратегическое планирование — это набор действий, операций, решений, предпринятых руководителями предприятия, которые ведут к разработке определённых стратегий, предназначенных для достижения целей в их полном объёме.

Стратегический контроль – важный элемент стратегического планирования, на его основании поправляют действующую стратегию.

Суть стратегического планирования может заключаться в ответе на три главных вопроса:• Какое положение фирма занимает сейчас? (Текущая ситуация)• Какое положение эта фирма хочет занимать через 5-10 лет? (Ориентация на будущее)• Какой способ поспособствует достижению этого результата? (Реализация выбранной стратегии)

Стратегическое решение-это решение, принятое менеджером, которое:

  • Ориентировано на будущую деятельность (и даёт основу для оперативных решений)

  • Следует вместе с некоторой неопределенностью из-за того, что имеются внешние неконтролируемые факторы.

  • Связано с большим расходом ресурсов и имеет серьёзные риски для фирмы

К числу стратегических решений относят:

  • Внедрение «Ноу-Хау» (новые товары; новые технологии производства);

  • Использование новых рынков сбыта продукции для увеличения прибыли/конкурентоспособности;

  • реконструкцию предприятия;

  • Изменения связанные с организацией фирмы (изменения правовой формы предприятия, новые стратегии взаимодействия с поставщиками и потребителями, изменение оплаты труда);

  • Объединение компаний/слияние.

Стратегическое планирование (далее СП) мы можем представить, как набор функций менеджмента:

  • Распределение ресурсов между отделами(отраслями);

  • Приспособление к внешней среде;

  • Координация внутри компании;

  • Прогнозирование.

Также выделяют принципы планирования (в менеджменте):

  1. Принцип единства. Компания является целостной системой и все ее части должны развиваться только вместе, в одном направлении.

  2. Принцип участия. Каждый делает свой вклад(менеджер) в составлении плана, и он для них уже как собственный.

  3. Принцип непрерывности. Процесс планирования никогда не прерывается. Следовательно, организация постоянно уточняет свою оценку внешних условия и занимается корректировкой планов.

  4. Принцип гибкости. В случае какого-либо непредвиденного обстоятельства фирма всегда может подправить свои планы.

  5. Принцип точности. Точность плана должна быть максимально точна, учитывая все возможные изменения.

Можно выделить ключевые моменты:

  • стратегия должна разрабатываться высшим составом руководителей;

  • стратегический план должен учитывать исследования и фактические данные;

  • стратегические планы должны быть очень гибкими для того чтобы их можно было изменить в случае перемены ситуации;

  • планирование должно приносить организации пользу (увеличение прибыли) и способствовать успеху компании на рынке.

Для успешной реализации СП должны быть следующие ресурсы:

  • Финансовые (они необходимы для формирования капиталов и активов компании)

  • Человеческие/людские (Осуществляют процесс управления и обеспечивают увеличение прибыли с продукции)

  • Материальные (производственные помещения, оборудование и др.)

  • Интеллектуальные ресурсы (разработки, лицензии, базы данных и прочее)

Основой СП является определение миссии компании (конкретная причина существования организации), его общих задач и программ деятельности, охватывающих значительную часть рынка. Цели стратегического уровня относятся к организации в целом, в большинстве случаев они носят общий характер, формируются исходя из миссии предприятия и определяют его место в бизнес-среде. [1] В условиях рыночной экономики СП должно осуществляться только с учетом воздействия внешней среды, для которой характерны различные изменение: конъюнктуры, уровня конкурентов с похожими товарами/услугами, появление новых услуг/товаров. Эти изменения создают значительную степень неопределенности для организации при принятии решений и увеличивает хозяйственные риски.

Цели стратегического планирования

Цели формируются исходя из миссии компании, решений руководства или занятых на рынке позиций.

Цель является как бы ориентиром для фирмы, а стратегия в свою очередь является планом достижения этой цели.

Давайте посмотрим ряд требований к «цели» СП (они должны быть):

  1. масштабными (сложными);

  2. реальными (достижимыми);

  3. понятны;

  4. непротиворечивыми друг другу;

  5. ограничены конкретным периодом времени;

  6. обязательно выражены количественно.

Так же бывают цели экономические (количественные, качественные) и неэкономические (на улучшение условий труда):

• Максимум отдачи на вложенный (инвестиционный) капитал; • Максимум нормы и массы валовой/чистой прибыли; • Максимум чистой прибыли, которая приходится на одну акцию (увеличение денежных средств акционеров); • Увеличение доли организации на рынке -определяется как Qф÷Qобщ (отношение объема продаж продукции данной компании к общему объему продаж тех же товаров всех фирм на рынке;• Уход от неэффективных схем/видов производства или товара в целом ; • Удержание семейной или клановой политики управления; • Не менять численность персонала; • Увеличение стоимости компании на рынке; • Увеличение эффективности работы управленческого (административного) аппарата организации за счет повышения уровня квалификации, и повышения его мотивации.

Главная цель СП – это реализация видения компании, то есть как можно более точного положения на рынке фирмы в будущем. Какие услуги и товары услуги она будет производить, что нужно сделать, для увеличения конкурентоспособности организации, рассмотрение альтернатив, какие из них можно выбрать с наименьшим риском – все это отражается не только в разговоре, но и записывается и храниться в документах.

Основным документом СП на сегодняшний день является план.

Что же такое стратегический план? Это собирательный документ, который объединяет в себе: видение перспектив, основные ценности организации, реальные оценки внутренней и внешней среды, точно сформулированные стратегии, ряд целей, задач, указание сроков выполнения и финансовое обеспечение.

Требования к стратегическому плану:

· Пути развития, основные ценности организации, целый ряд стратегических целей;

· Результаты которых планируется достичь и временные рамки достижения этих целей, с точным указанием времени, когда результаты уже будут достигнуты;

· Требуемые ресурсы;

· Личные дела менеджеров, которые несут ответственность за план;

· Информация о целевых программах, если она предусмотрена планом;

· Расчеты эффективности программ;

· Сведения о взаимосвязи разделов между собой;

· Изменчивость внешней среды;

· Альтернативные стратегические планы;

· Разработка бюджетов.

Чаще всего стратегический план представляют документом в примерно 40 страниц. Но есть и планы которое могут быть представлены в кратком виде.

На сегодняшний день одной из форм стратегического плана является бизнес-план (составляется на 3-5 лет и при создании компании). Его цель в том, чтобы вывести деятельность фирмы на уровень в соответствии на требования покупателей. Определить конкурентные рынки сбыта и обосновать конкретные преимущества перехода на задачи этого бизнес-плана. Также бизнес-план: составляется в нескольких вариантах, может иметь меморандум о конфиденциальности и должен обладать привлекательностью, для наглядной демонстрации его преимуществ лицам, которые будут принимать участие в его реализации.

Методы стратегического планирования

При разработке стратегического плана рекомендуется пользоваться следующими правилами:1. Правила целей и задач. При оценивании результатов деятельности компании в настоящее время и в будущем необходимо воспользоваться понятиями цель и задача. Цель в СП — это результат, который должен быть осуществлен к намеченной дате. Задача в СП — это управленческое решение, направленное на достижение целей организации. Основное значение стратегического плана состоит в подтверждении целей и задач, которые устанавливают наиболее значимые предпосылки работы фирмы.

2. Правила стратегии бизнеса. Они должны зафиксировать отношения компании с внешней средой и определить: какие виды товаров она будет способна разрабатывать, какую технологию лучше использовать, где и кому реализовывать сои товары, каким образом обогнать конкурентов

3. Правила организационной концепции. Нужны для установления отношений внутри организации

4. Правила основных оперативных приемов. Их использование дает компании вести свои повседневную деятельность

Разработка стратегического плана проходит несколько этапов, осуществляется в последовательности:

1. Анализ среды хозяйствования. (исследование внешней и внутренней среды деятельности.SWOT,PEST анализы)2. Формулировка целей бизнеса. (фирма устанавливает ориентиры своей деятельности: миссию, и общие цели. Организация обосновывает свои будущие цели разных уровней и устанавливает сроки достижения целей)3. Стратегический анализ.( компания сравнивает желаемые цели (2этап) с оценками анализа среды хозяйствования (1 этап) идет выявления разницы между ними и эти цели бизнеса увязываются с оценкой среды хозяйствования. 4. Процесс экономических расчетов.(проведение экономических расчётов и обоснованность стратегического плана) 5. Разработка программы действий и составление графика работ.( Программа действий —серия упорядоченных действий, которые необходимы для достижения поставленных общих целей бизнеса. На этапе: анализируются задачи для достижения целей и идет установление очередности выполнения задач.)

6. Формирование бюджета. (включает: стоимостную оценку плана и распределение ресурсов, (в первую очередь финансовых. ))7. Мониторинг и корректировка плана.( определение предпосылок для создания новых планов с учетом достижений фирмы по реализации планов и разрыва между плановыми показателями и фактическим их исполнением. )

Оценка и контроль стратегии

Оценка и контроль реализации стратегии являются важным и завершающим процессом, которые осуществляются в СП. Данный процесс создаёт устойчивую обратную связь между ходом процесса планирования и целям, которые стоят перед фирмой. [4]

Эффективность ведения стратегии сильно зависит от управленческого контроля, который должен быть на всех стадиях процесса внедрения стратегии и охватывать все структуры организации. Применяют следующие виды контроля:

1.Административный контроль процесс выполнения управленческих решений и правил, соблюдение правовых норм и законов, расстановки кадров, выполнения планов и задач, взаимодействия фирмы с окружающей средой.

2.Финансовый контроль – учет и изучение расходования денежных ресурсов, обеспечение финансовых потребностей компании.

3.Бюджетный контроль, который включает в себя разработку системы бюджетов организации и их соединение в общий, в главный бюджет фирмы.

4.Контроль эффективности систем стимулирования и мотивации даёт оценку заинтересованности обычных работников и управленцев в решении задач организации.

5.Маркетинговый контроль обеспечивает высшее руководство информацией об изменениях спроса на рынке, предпочтений клиентов, реакцию рынка на действия организации.

6.Контроль качества включает в себя: оценку уровня качества, соблюдение установленных стандартов и если имеет место, то причин отклонений от них. [6]

Исследователи выделяют такие основные методы контроля, как предварительный, направленный и итоговый.

Предварительного контроля создан для того чтобы установить правильность формулирования целей и стратегий.

Согласно концепции стратегического управления, после стадии предварительного контроля, начинается стадия перехода в оперативное управление в реальном масштабе времени, которое предполагает управление реализацией стратегии с учетом непредвиденных изменений, которые происходят довольно быстро, чтобы быть их учитывали при разработке стратегического плана. Здесь используется метод направляющего контроля, применяющейся от начала практического осуществления решения до последнего завершающего этапа.

После того как стратегия считается выполненной, осуществляется итоговый контроль по полученным результатам. Этот контроль направлен на оценку и анализ эффективности достижения принятых целей и задач. В зависимости от результатов, процесс стратегического управления либо возвращается на стадию «формулировка целей бизнеса» для внесения корректив в стратегию, либо переходит на следующий уровень развития для разработки нового стратегического поведения. [3]

И. Ансофф в своей книге «Стратегическое управление» определяет следующие принципы стратегического контроля:

Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко стать бессмысленной затеей. Допускать этого нельзя, расходы фирмы должны приводить к ожидаемым результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля скорректировать внимание нужно на окупаемости затрат, а не на контроле над бюджетом.

В каждой контрольной точке нужно сделать оценку окупаемости расходов в течение жизненного цикла нового продукта. До того времени, пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта необходимо продолжать. А когда она окажется ниже этого уровня, нужно будет рассмотреть и другие возможности, и в том числе прекращение проекта. [8]

Таким образом, проведение стратегического контроля имеет большую роль для компании, и даже более того, неверно организованная работа по контролю может создать сложности в работе организации и даже наносить фирме ущерб. Существующая форма контроля в компании почти во всем определяет эффективность ее функционирования.

Преимущества и недостатки стратегического планирования

Основное преимущество состоит в том, что разрабатывается множество сценариев дальнейшего развития организации будет легче адаптироваться к переменам ситуации.

В современной экономике все меняется настолько быстро, что стратегическое планирование остаётся единственным способом прогнозирования для решения возможным проблем в будущем для компании. СП даёт высшему руководству организации средства для создания плана на длительный срок (3-5 лет), создаёт «почву» для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, выполняет интеграцию целей и задач всех частей компании и её исполнителей.

Особенности стратегического планирования:

•должно дополняться оперативным планированием;

•стратегические планы разрабатываются на совете руководства каждый год;

•годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета);

•западные компании считают, что функции и механизмы СП могут быть улучшены

Недостатки и ограниченные возможности стратегического планирования:

1. СП даёт не детальное описание картины будущего, а качественное описание состояния, к которому должна стремиться фирма в будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке и в бизнесе, чтобы ответить на вопрос сможет ли фирма быть конкурентно способной.

2. СП для своего осуществления требует большое количество ресурсов и времени по сравнению с обычным перспективным планированием. Это происходит из-за того, что к стратегическому плану предъявляются больше требований, и они более сложные. Как говорилось выше план должен быть гибким, реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде. Также численность менеджеров, занятых стратегическим планированием, выше, чем в перспективном.

3. Последствия ошибок СП очень серьёзны. Особенно трагическими бывают последствия неверного прогноза для предприятий, осуществляющих одну деятельность без возможности заняться альтернативным видом деятельности. [8]

4. Стратегическое планирование должно быть улучшено механизмами реализации стратегического плана, т.е. эффект может дать не планирование, а стратегическое управление, центром которого является стратегическое планирование. А это в свою очередь предполагает создание на предприятии организационной культуры труда, позволяющей реализовать стратегию, системы мотивации труда, гибкой организации управления. Следовательно, создание подсистемы СП на конкретном предприятии следует начинать с наведения порядка в самой системе управления, с повышением общей культуры управления, укреплением исполнительской дисциплины, совершенствованию обработки данных и др. В этом отношении стратегическое планирование — не лекарство от всех проблем, а всего лишь одно из средств.

Заключение

Стратегическое планирование – это разработка долгосрочных направлений, целей развития организации, стратегических альтернатив, ее ключевых ценностей и также выбор стратегии на основе общего анализа и внешней, и внутренней среды фирмы, определения уровня потребностей в ресурсах и их распределения, возможности эффективной реализации выбранного плана, разработки методов/систем управления и контроля ее внедрения.

Конечными результатами СП должны являться: стратегические сценарии, целевые программы, стратегические планы, разработка бюджетов и бизнес – планы.

Оценка эффективности действующей стратегии представляет собой постоянный контроль над ее реализацией. Ученый выделяют несколько видов контроля: административный, финансовый, бюджетный, маркетинговый, контроль качества и контроль системы стимулирования и мотивации.

Таким образом, процесс СП требует больших затрат и многие организации чаще всего по этой причине прибегают лишь к определению тактики своих действий, исключая возможности дальнейшего роста и развития. С другой стороны, цена ошибки при принятии стратегически важных решений может быть велика и повлиять на будущее фирмы (даже с возможностью банкротства). Поэтому менеджеры, принимающие такие решения обладают или должны обладать высоким уровнем профессионализма в различных функциональных областях для уменьшения всевозможных рисков.

Список литературы:

1.Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Экономист, 2006.

2.Дафт Р. Л. Менеджмент: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2006.

3.Коробейников О.П., Колосов В.Ю., Трифилова А.А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации. //Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. - № 3.

4.Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: пер с анг. - М.: ООО «Издательство Проспект», 2003

5.Любинова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. - М.: «Прогресс», 2007

6.Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,

7.Родионова В.Н., Федоркова Н.В., Чекменев А.Н. Стратегический менеджмент: учеб. Пособие. – М.: Издательство РИОР, 2007.

8.Ансофф И. Стратегическое управление. М., Экономика,2006

Просмотров работы: 1166