САГРАДА ФАМИЛИЯ-ЛУЧШЕЕ ТВОРЕНИЕ АНТОНИО ГАУДИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

САГРАДА ФАМИЛИЯ-ЛУЧШЕЕ ТВОРЕНИЕ АНТОНИО ГАУДИ

Климова А.А. 1, Кулагина Т.О. 1, Агеева Е.Ю. 1
1Нижегородский государственный архитектруно-строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Саграда Фамилия – поразительный по красоте храм Барселоны, являющийся главным творением Антонио Гауди. Башни собора Святого Семейства хорошо видны издалека: они возвышаются над множеством домов города. Знаменитый архитектор посвятил созданию фантастических интерьеров и фасадов храма не одно десятилетие, однако его строительство до сих пор не закончено.(рис.1)

9 марта 1882 года начались первые работы над храмом. Был продуман первый проект дель Вильяром, по нему храм должен быть построен как неоготическая базилика в форме латинского креста. Местные жители надеялись, что храм будет выстроен в течение 10 лет, но их ожидания не оправдались.

3 ноября 1883 года началась работа над церковью по замыслам Гауди. Новый архитектор вначале предложил, снять с него обязательства следовать ранее разработанному проекту Вильяра. Раздумья над будущей архитектурой храма длились не месяцы, а годы. В процессе этой работы формировался индивидуальный стиль, который впоследствии и стал свойственным только для Гауди.

Рис.1 Саграда Фамилия в Барселоне

В качестве основной конструкции была выбрана параболическая арка, оправдавшая свое использование в Колонии Гуэль. Внешнее оформление собора должно было соответствовать времени, в котором он начинал строиться. Те времена в Испании характеризовались важностью семьи и труда. Антонио понимал, что акустические данные пространства не менее важны, чем его оформление. Форма колоколов должна быть удлинена и, кроме того, конструкция церкви спланирована так, чтобы ветер проникал в отверстия, создавая внутри различные звуковые эффекты как гигантский орган.

В течение первых лет своей работы в 1889 году архитектор закончил работу над криптой, сооруженной предыдущим архитектором. Над этим строением появился свод, расположенный выше, чем в предыдущем проекте. В дальнейшем он будет разукрашен яркой многоцветной мозаикой.

Гауди задумал создать собор с тремя фасадами. На каждом их них должны были возвышаться по 4 высоких шпиля, имеющие криволинейные очертания. В итоге на вершине здания должны были располагаться 12 высоких башен, каждая из которых должна была означать одного из 12 учеников Христа. Посередине должна была располагаться самая большая башня, символизирующая самого Христа, вокруг нее – ещё 4 башни поменьше в честь четырёх Евангелистов. Каждая из башен должна быть украшена их традиционными символами – тельца, орла, ангела и льва. А на башне Христа должен был располагаться большой крест. И ещё одна небольшая башня-колокольня в честь Девы Марии должна была возвышаться над апсидой, полукруглым выступом здания, завершающим алтарное пространство. На каждом из трёх фасадов должны были находиться рельефы и изображения, символизирующие один из трёх самых важных моментов в жизни Иисуса Христа. Так, один из фасадов получил название «Рождество», другой – «Страсти Христовы», а третий – «Вознесение». Все три фасада должны быть объединены клуатром – крытой обходной галереей, создающей что-то вроде внутреннего двора храма.

Строительство шло очень долго, и поэтому за жизнь Гауди удалось построить только часть, посвящённую Рождеству. До сих пор здание не построено и наполовину, а из 18 задуманных над ним возвышаются лишь 4 башни. Однако и в таком виде он поражает взгляды многих тысяч туристов.(рис.2)

Рис.2 Четыре башни Саграда Фамилии

Фасад, посвящённый Рождеству Христа, разделён на 3 портала, которые символизируют основные добродетели христианства – Надежду, Веру и Милосердие. Каждый из порталов украшен скульптурами, которые отображают различные сцены из жизни Христа. Над левым порталом, символизирующем Надежду, изображены сцены обучения Иосифа и Марии, их побега в Египет. А на самом верху изображена гора Монсеррат с надписью «Спаси нас». На правом портале, символизирующем Веру, располагаются скульптуры, изображающие встречу Иисуса с фарисеями, Елизаветы с Богоматерью и Иисуса, находящегося за работой в мастерской плотника. На портале, который занимает место посередине фасада, изображена большая рождественская звезда, а также скульптуры, отображающие рождение Иисуса, трубящих ангелов и волхвов, которые пришли поклониться Спасителю.

Первая башня собора - Святого Варнавы - воздвигнута в 1918 году. К 1926 году был построен венец колокольни - единственная деталь, которую Антонио Гауди увидел законченной.

На протяжении всего периода строительства Гауди постоянно дорабатывал проект, делая эскизы и совершенствуя его отдельные части. Между 1892 и 1917 годами были выполнены несколько эскизов Страстного фасада. В 1898-1925 годах Гауди последовательно изготовил четыре варианта конструктивного решения нефов. К 1916 году был завершен гипсовый макет храма и макет главного фасада - фасада Славы. Эти макеты в дальнейшем послужили основой для создания проекта и чертежей, по которым продолжалось строительство собора.

Башни фасада Рождества возводились друг за другом. Строительство первой башни завершилось в 1918 году, остальных - в 1927, 1929 и 1930 годах под руководством Сугранеса. Он возглавлял работы в 1926-1935 годах. Потом из-за Второй мировой войны они были остановлены. Возведение храма продолжили лишь в 1952 году.

В плане Саграда Фамилия представляет собой латинский крест. Длина главного нефа составляет 95 метров, поперечных - 60 метров, ширина центрального - 15 метров, боковых - 7,5 метра. Самая высокая отметка фасада равна 170 метрам.

Колокольни заканчивались шпилями, которые Гауди сначала спроектировал ступенчатыми, а впоследствии округлил, придав им форму параболы с проемами. Параболическая форма оказалась не только интереснее, чем коническая, но и экономичнее с точки зрения материалов. Параболическая форма шпилей на четверть снизила распор, что позволило уменьшить сечение и сделать более легкими конструкции, подпирающие шпили.

Как и в других постройках, Гауди изобретает собственную конструкцию, соединяя параболические арки и наклонные столбы. За растительный аналог конструкции взято эвкалиптовое дерево. Оно было увековечено в главном нефе в виде каменных столбов - опор. Наклонные колонны связывают между собой «ветви», разделяя несущую нагрузку на большое количество элементов.

Собор Саграда Фамилия стал символом Барселоны, гордостью Каталонии и одним из интереснейших памятников архитектуры Испании.

Возможно, Саграду трудно понять пуританскому глазу или сторонникам прямых линий и минималистской эстетики, однако это совершенно блестящее проявление человеческой фантазии в течение столетия вдохновляло плеяду лучших инженеров и архитекторов мира.

Список литературы:

  1. Весь Гауди. Издательство Editorial Escudo de Oro, S.A. Barcelona ISBN 84-378-2269-6

  2. http://artishock.ru

  3. http://gaudi-barselona.ru

Просмотров работы: 84