АРХИТЕКТУРНО – КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АРХИТЕКТУРНО – КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Клементьева А.В. 1, Агеева Е.Ю. 1
1ННГАСУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Санкт-Петербург – город, являющийся олицетворением культуры, а его архитектура представляет собой выдающийся по выразительности комплекс, созданный в XIII – XX веках. На территории культурной столицы России преобладает огромное количество архитектурных шедевров.

Мариинский театр – один из первых крупнейших театров России. Изначально здание носило имя «Петербургский Большой» или «Каменный», и именно здесь проводились первые оперные и балетные постановки Петербургской труппы в 1783 году.

Построенный по проекту Антонио Ринальди «Каменный театр» поражал воображение своими размерами, величественной архитектурой и сценой, оборудованной по последнему слову тогдашней театральной техники. Театр обладал вместимостью около 2 тыс. зрителей и имел три яруса.

Санкт-Петербург строился, с каждым годом его облик все больше совершенствовался. В 1802-1804 годах блестящий архитектор Тома де Томон осуществил капительное переустройство внутренней планировки и интерьера театра, заметно изменил его экстерьер и пропорции. Обновленный «Петербургский Большой» приобрел парадный вид и сделался одной из архитектурных достопримечательностей невской столицы.

Рис. 1 Большой (Каменный) театр Рис. 2 Большой театр

в Санкт-Петербурге, 1970 год в Санкт-Петербурге, 1803 год

В 1836 году в целях усовершенствования акустики архитектор Альберто Кавос предложил заменить купольное перекрытие театрального зала на плоское. Колонны, затрудняющие зрителям обзор и искажающие акустику, также были ликвидированы, зал принимает привычную форму подковы и имеет уже пять ярусов.

После пожара в 1859 году все тем же архитектором Альберто Кавосом был построен новый театр, которому присвоили имя Мариинского, в честь царствующей императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Теперь перед зрителями предстал грандиозный монументальный театр в стиле ампир. В нем соединились черты античного храма, замка и дворца. Первоначально здание было ориентировано на римские образцы – над входом в театр помещалась высеченная из мрамора статуя сидящей Минервы.

Рис. 3 Мариинский театр, Рис. 4 Мариинский театр

1859 год до реконструкции 1885 года

Время постепенно разрушало театр. В 1885 году главный архитектор императорских театров Виктор Шретер внедряет новые пространственные композиционные решения. Начался путь к художественной новизне и освобождению от ампирной техники. К левому крылу лицевого фасада здания был пристроен новый трехэтажный корпус, деревянные стропила были заменены стальными и железобетонными, надстроены боковые флигели.

Внешне Мариинский театр обладает многофигурным силуэтом, но фасад сооружения не выглядит императорским, при входе в театр не было парадного нижнего фойе и парадной лестницы, ведущей в царскую ложу. В архитектуре все главное отдано залу. Сам зал типичный – многоярусный, но его особенностью была цветовая гамма голубого цвета, когда как традиционные цвета императорского театра – красный с золотым. После реконструкции Мариинский театр приобрел уже не парадный, а деловой стиль, свойственный петербургскому строительству второй половины XIX века.

Рис. 5 Здание Мариинского театра, Рис. 6 Историческое здание

разрушенное бомбой,1941 год Мариинского театра сегодня

После революции 1917 года театру было присвоено имя им. С.М.Кирова. Во время Великой отечественной войны здание пострадало от обстрелов, в 1944 году - было полностью восстановлено. Глубина сцены театра – 22 м, ширина – 18 м, высота – 25 м. Зрительный зал имеет 1 тыс. 625 мест. В настоящее время театру возвращено его историческое название – Мариинский театр.

Список литературы

  1. История Мариинского Театра в изображениях, воспоминаниях и документах 1783-2008 гг / А.Нелькин, О.Плахотная, М.Годлевская. – Санкт-Петербург: Государственный академический Мариинский театр, 2008. – 392 с.:

  2. https://www.mariinsky.ru/about/history/mariinsky_theatre

  3. http://www.hellopiter.ru/Mariinka.html

Просмотров работы: 806