ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Белькова А.В. 1, Вязовова Е.В. 1
1РГППУ (ф) в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное обучение практически невозможно представить без информационных технологий, которые органично сочетают в себе комплексное использование различных информационных сред: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественное звуковое сопровождение и т.д.

Применение информационных технологий – один из наиболее востребованных способов разнообразить работу на уроке: позволяет сделать процесс обучения, в том числе математике, интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Здесь налицо два преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности их применения достаточно очевидны: если сравнить словесные или текстовые описания с аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда сравнительно выше по информационной плотности.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации [3].

Применение информационных технологий на уроках позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи (рис. 1).

Рис. 1. Преимущества применения ИКТ

Под мультимедийными технологиями, как одним из видов информационно-коммуникационных технологий, понимают «способ подготовки электронных документов, включающих визуальных, аудиоэффекты и мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного обеспечения (М. Кирмаейр)» [2].

Одним из доступных и эффективных средств мультимедиа технологий является учебная презентация, которая позволяет решать на каждом этапе урока решать целый ряд дидактических задач.

Применение учебных презентаций в процессе обучения – это средство управления учебной деятельностью обучающихся. При этом компьютер может представлять собой – и источник учебной информации, и наглядное пособие, и тренажер, и средство диагностики и контроля.

Учебная презентация – это электронный документ особого рода, который отличается комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением информации с методической проработкой, направленной на решение конкретных дидактических задач урока.

К учебной презентации предъявляется ряд требований [1]:

  • требования, предъявляемые к средствам наглядности в учебном процессе;

  • дизайнерское решение презентации;

  • необходимость использования инструментальных возможностей средств мультимедиа;

  • чёткость и грамотность представляемой учебной информации;

  • психолого-педагогические особенности возраста и группы.

В применении учебных презентаций выделяют плюсы и минусы, представленные в таблице 1 [4].

Таблица 1

Преимущества и недостатки использования учебных презентаций

Преимущества

Недостатки

  1. Повышается информативность и эффективность учебного материала при его изложении, т.к. у учащихся задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия.

  2. Увеличивается выразительность, наглядность и зрелищность излагаемого материала.

  3. Наличие конспектов мультимедийных презентаций представляет возможность организации самостоятельной работы учащихся.

  4. Презентация представляет весь отобранный и подготовленный преподавателем материал в обобщенном и сжатом виде.

  5. В процессе применения мультимедийных презентаций снижается вероятность ошибочной трактовки мыслей преподавателя.

  6. Снижается интенсивность труда учителя, поскольку часть функций заменяется готовым мультимедийным материалом.

  1. Высокая трудоёмкость подготовки презентаций, так как процесс их создания – всегда большая, кропотливая и сложная работа, требующая не только временных затрат, но и наличия конкретных компетенций.

  2. Дизайн обучающей среды не должен разрабатываться на интуитивном уровне, т.к. дизайн и оформление презентаций оказывают самое непосредственное воздействие на мотивацию обучающихся, скорость восприятия материала, утомляемость и так далее.

  3. Наличие дополнительных движущихся объектов существенно увеличивает время на подготовку, а также рассеивает внимание учащихся, отвлекает их от сути излагаемого материала.

Использование учебных презентаций при изучении темы «Показательные уравнения и неравенства» в процессе обучения математике позволило выделить следующие отличительные особенности, базирующиеся на дидактических принципах:

  1. Целесообразно использовать анимацию при построении графика показательной функции. Это позволяет наглядно показать возрастание или убывание функции.

  2. Цветовая палитра обеспечивает наглядность в восприятии построенных графиков функций, графического способа решения показательных уравнений.

  3. Поэтапность (регламентированная или нет) построения графиков функций в учебной презентации позволяет использовать это время для коррекции работы обучающихся в тетради (без использования презентации учитель в этот момент находился бы у классной доски).

Таким образом, использование учебных презентаций в процессе обучения математике позволяет решать ряд актуальных задач: анимация наглядно демонстрирует возрастание или убывание функции; цветовая палитра обеспечивает легкость в восприятии красоты графического способа решения показательных уравнений или неравенств; поэтапность построения графиков функций расширяет временные рамки координирования действий учащихся.

Список литературы

  1. Гафурова Н. В. Учебное пособие. Педагогическое применение мультимедийных средств [Текст] / Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова – М.: Просвещение, 2007. – 154 с.

  2. Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учебное пособие [текст] / В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. – 231 с.

  3. Литвинова Л. В. Дизайн учебной презентации в образовательных практиках [Текст] / Л.В. Литвинова.– М., МГИУ, 2005.– 200 с.

  4. Махотин Д. А. Презентация как мультимедийное средство обучения [Текст] / Д.А Махотин. – М.: Просвещение, 2008. – 184 с.

Просмотров работы: 111