Применение информационных технологий – один из наиболее востребованных способов разнообразить работу на уроке: позволяет сделать процесс обучения, в том числе математике, интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Здесь налицо два преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности их применения достаточно очевидны: если сравнить словесные или текстовые описания с аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда сравнительно выше по информационной плотности.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации [3].
Применение информационных технологий на уроках позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи (рис. 1).
Рис. 1. Преимущества применения ИКТ
Под мультимедийными технологиями, как одним из видов информационно-коммуникационных технологий, понимают «способ подготовки электронных документов, включающих визуальных, аудиоэффекты и мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного обеспечения (М. Кирмаейр)» [2].
Одним из доступных и эффективных средств мультимедиа технологий является учебная презентация, которая позволяет решать на каждом этапе урока решать целый ряд дидактических задач.
Применение учебных презентаций в процессе обучения – это средство управления учебной деятельностью обучающихся. При этом компьютер может представлять собой – и источник учебной информации, и наглядное пособие, и тренажер, и средство диагностики и контроля.
Учебная презентация – это электронный документ особого рода, который отличается комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением информации с методической проработкой, направленной на решение конкретных дидактических задач урока.
К учебной презентации предъявляется ряд требований [1]:
требования, предъявляемые к средствам наглядности в учебном процессе;
дизайнерское решение презентации;
необходимость использования инструментальных возможностей средств мультимедиа;
чёткость и грамотность представляемой учебной информации;
психолого-педагогические особенности возраста и группы.
В применении учебных презентаций выделяют плюсы и минусы, представленные в таблице 1 [4].
Таблица 1
Преимущества и недостатки использования учебных презентаций
Преимущества |
Недостатки |
Повышается информативность и эффективность учебного материала при его изложении, т.к. у учащихся задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Увеличивается выразительность, наглядность и зрелищность излагаемого материала. Наличие конспектов мультимедийных презентаций представляет возможность организации самостоятельной работы учащихся. Презентация представляет весь отобранный и подготовленный преподавателем материал в обобщенном и сжатом виде. В процессе применения мультимедийных презентаций снижается вероятность ошибочной трактовки мыслей преподавателя. Снижается интенсивность труда учителя, поскольку часть функций заменяется готовым мультимедийным материалом. |
Высокая трудоёмкость подготовки презентаций, так как процесс их создания – всегда большая, кропотливая и сложная работа, требующая не только временных затрат, но и наличия конкретных компетенций. Дизайн обучающей среды не должен разрабатываться на интуитивном уровне, т.к. дизайн и оформление презентаций оказывают самое непосредственное воздействие на мотивацию обучающихся, скорость восприятия материала, утомляемость и так далее. Наличие дополнительных движущихся объектов существенно увеличивает время на подготовку, а также рассеивает внимание учащихся, отвлекает их от сути излагаемого материала. |
Использование учебных презентаций при изучении темы «Показательные уравнения и неравенства» в процессе обучения математике позволило выделить следующие отличительные особенности, базирующиеся на дидактических принципах:
Целесообразно использовать анимацию при построении графика показательной функции. Это позволяет наглядно показать возрастание или убывание функции.
Цветовая палитра обеспечивает наглядность в восприятии построенных графиков функций, графического способа решения показательных уравнений.
Поэтапность (регламентированная или нет) построения графиков функций в учебной презентации позволяет использовать это время для коррекции работы обучающихся в тетради (без использования презентации учитель в этот момент находился бы у классной доски).
Таким образом, использование учебных презентаций в процессе обучения математике позволяет решать ряд актуальных задач: анимация наглядно демонстрирует возрастание или убывание функции; цветовая палитра обеспечивает легкость в восприятии красоты графического способа решения показательных уравнений или неравенств; поэтапность построения графиков функций расширяет временные рамки координирования действий учащихся.
Список литературы
Гафурова Н. В. Учебное пособие. Педагогическое применение мультимедийных средств [Текст] / Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова – М.: Просвещение, 2007. – 154 с.
Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учебное пособие [текст] / В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. – 231 с.
Литвинова Л. В. Дизайн учебной презентации в образовательных практиках [Текст] / Л.В. Литвинова.– М., МГИУ, 2005.– 200 с.
Махотин Д. А. Презентация как мультимедийное средство обучения [Текст] / Д.А Махотин. – М.: Просвещение, 2008. – 184 с.