РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО РЕСУРСА «ОСНОВЫ РОБОТОТЕХНИКЕ» В ПРОГРАММНОЙ СРЕДЕ STEPIK. ORG - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО РЕСУРСА «ОСНОВЫ РОБОТОТЕХНИКЕ» В ПРОГРАММНОЙ СРЕДЕ STEPIK. ORG

Макаров И.Б. 1, Гребнева Д.М. 1
1РГППУ (ф) в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для разработки электронного учебного ресурса в среде Stepik нужно определиться с основными определениями.

Шаг (step) – атомарная единица материала. Это может быть просто текст, небольшой видеофрагмент или задача.

Урок (lesson) – набор из нескольких шагов. Урок объясняет или проверяет одну законченную концепцию.

Курс (course) – набор уроков, связанных общей темой. Примеры курсов: «Основы робототехники», «Введение в архитектуру ЭВМ», «Курс подготовки к ЕГЭ по информатике» и др.

На платформе Stepik уже реализованы два электронных курса по робототехнике: «Основы робототехники второй новосибирской гимназии» (автор Оконечников П.), «Первый шаг в робототехнику» (автор Широколобов И).

Курс «Основы робототехники ВНГ» реализован в виде презентаций по LegoNXT и вопросам к ним. Основным содержанием курса «Первый шаг в робототехнику» является видеоматериал.

Для создания электронного учебного ресурса «Введение в робототехнику» необходимо выполнить несколько обязательных шагов.

1. Создать ресурс с указанием его названия и краткого описания (рис. 6).

Рис. 1. Создание ресурса

2. Как только ресурс создан, появляется возможность заполнить информационную страницу курса. Можно добавить логотип, вводное видео, подробную информацию о курсе и целевой аудитории, а также о сертификате и формате курса (рис. 7).

Рис. 2. Информационная страница ресурса

3. Далее необходимо добавить структуру и уроки курса. При формировании структуры ресурса можно добавлять модули и задавать расписание. Можно создать необходимое количество модулей, а затем создавать в рамках них новые уроки или добавлять уже существующие уроки по их ID или названию.

Рис. 3. Формирование структуры и расписания

4. В этом же разделе можно указать мягкие или жёсткие дедлайны по каждому заданию (рис. 9), если курс будет запускаться в синхронном формате, или оставить эти поля пустыми, если задания будут открыты без дедлайнов.

Рис. 4. Уточнение расписание и сроков выполнения заданий

5. Также можно настроить порядок начисления баллов: он может по-разному зависеть от дедлайнов или количества попыток, или вовсе не зависеть от них (рис. 10).

Рис. 5. Настройка порядка начисления баллов

6. Если ресурс может быть использован несколькими преподавателями, то можно добавлять их в роли учителей или создателей курса, чтобы вместе с ними работать над курсом. Данные настройки доступны в разделе «Доступ к курсу».

Рис. 6. Добавление участников курса

После того, как описание и структура электронного учебного ресурса создана, необходимо заполнить его содержание, другими словами – создать серию уроков для каждого модуля.

В онлайн-курсе студенты должны тратить на выполнение практических заданий не меньше времени, чем на изучение теории. На Stepik создано более 20 различных типов заданий с автоматической или ручной проверкой.

Математическая формула – студенты вводят математическую формулу, которая проверяется на эквивалентность правильной формуле. Мы используем в этом типе заданий библиотеку sympy.

Пазл – необходимо загрузить картинку и отметить, на сколько частей её нужно поделить (от 1 до 7). Студенты будут собирать картинку из указанного числа частей.

Свободный ответ – любой ответ студента будет считаться правильным. Хорошо подходит для написания описательных текстов, эссе. К этой задаче можно добавить рецензирование.

Сопоставление – создается два списка, которые студенты должны сопоставить друг с другом. Ответы сопоставляются именно парами, однако часть ответов можно оставить пустыми и применять тип задания не только для нахождения пар.

Сортировка – составляется список, который студенты должны сортировать. В этом задании важно сразу в условии указать, в каком порядке происходит сортировка, сверху вниз или наоборот.

Табличная задача – студентам предлагается отметить верные ячейки в таблице. Может быть одиночный или множественный выбор вариантов, вы можете задать перестановку строк и столбцов или любой ответ считать правильным.

Текстовая задача – студентам предлагается написать текст (или строки), которые затем проверяются по вашему шаблону. Можно указать учет регистра букв. Можно воспользоваться функциями solve() и check(reply) и выдавать обратную связь в зависимости от введенного ответа студентом.

Тест – множественный или одиночный выбор. Доступные функции: любой ответ правильный, перемещение ответов, показ ограниченного числа ответов (например, 5 из возможных 15), показ подсказки, исходя из того, какие варианты выбраны или не выбраны студентами.

Число – студентам нужно будет ввести число, которое будет проверяться по правильному ответу и с учетом указанной вами погрешности.

Задача на программирование – студенты пишут программы на разных языках программирования, которые проверяются на созданных вами тестах (от 1 до 100). К этой задаче можно добавить рецензирование.

Задача на данные – студенты скачивают и обрабатывают созданный вами набор данных за отведённое время.

Анимация – можно добавить анимацию, используя «Аниматрон».

Пропуски – студенты заполняют пропуски в тексте (через ввод с клавиатуры или выпадающий список). От преподавателя нужно ввести текст и места для пропусков, а также указать правильный ответ и способы ввода. Обратите внимание, что студентам не будет видно, в каких именно пропусках они допустили ошибки.

Задача с PyCharm – студенты решают задачи, используя PyCharm Educational Edition.

Задача на таблицу Шульте – вы указываете размер таблицы и цвет чисел, которые расставляются в ней автоматически. Студенты должны найти числа в правильном порядке, учитываются клики на эти числа и предусмотрен подсчёт времени.

Задача со случайной генерацией условия – вы можете создать задачу, в условии которой для разных студентов будут меняться цифры.

Задача TRIK – студенты работают с созданными вами файлами у себя в TRIK студии (используется в робототехнике).

Оценка преподавателя – на Stepik есть возможность создать шаг, в котором сам преподаватель назначает оценки учащимся. Для этого нужно создать шаг, установить в нём максимальное число баллов, загрузить в шаг оценки в файле в формате csv, где есть три поля: ID пользователей, процент от максимальной суммы баллов, которые он получит, комментарий, который увидит пользователь. Обратите внимание: если Вы загружаете сначала одну таблицу с оценками, а потом другую, то пользователи присутствующие в обеих таблицах получают те оценки, что выставлены в новом варианте.

В качестве «обычных заданий» по робототехнике можно разработать тестовые задания с одним правильным ответом, с несколькими правильными ответами, задание на соответствие, задание с открытым ответом.

Приведем примеры заданий для контроля знаний студентов и для их самостоятельной работы

Задание с одним выбором правильного ответа (по типу правда/ложь). Например, всегда ли робот подобен человеку (рис. 12).

Рис. 7. Задание с одним правильным ответом

Задание с несколькими правильными ответами. Например, отметить основные подсистемы робота (рис. 13).

Рис. 8. Задание с несколькими правильными ответами

Задание на установление соответствия. Например, соотнести управляющие элементы и палитры, на которых они находятся (рис. 14).

Рис. 9. Задание на установление соответствия

Задание со свободным ответом (в виде эссе). Например, описать какие технические системы можно отнести к понятию робот (рис. 15).

Рис. 10. Задание со свободным ответом

Задание на численный ответ. Например, сколько подсистем выделяют в типовой структуре робота (рис. 16).

Рис. 11. Задание на численный ответ

Таким образом, в среде Stepik возможно создать полноценный электронный учебный ресурс, а также реализовать разные виды тестовых заданий по учебному материалу и обеспечить их мгновенную проверку.

Список литературы

  1. Система дистанционного обучения Stepik.org. Справочный центр для преподавателей [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – https://stepik.freshdesk.com/ru–RU/support/home. – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 160