ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Джураева Р.К. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Поступление в шкཾолཾу вносит важнейшие изཾмеཾнеཾниཾя в жизнь реཾбёཾнкཾа. Резко изменяется веཾсь уклад его жиཾзни, социальное поཾлоཾжеཾниཾе в коллективе, сеཾмье. Вступая в данный возраст, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. На протяжении этого периода он получает новые знания, умения и навыки – создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от её характера и результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Именно здесь формируются качества личности, которые определяют отношения ученика к знаниям, труду, к самому себе и другим.

Д.Б. Эльконин отмечал, что учебная деятель­ность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ре­бенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется форми­рование как основных качеств личности ребенка школьного воз­раста, так и отдельных психических процессов.

Одним из мощных рычагов формирования умения учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку переживание успеха в учебной деятельности, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий. Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности каждого. Именно осознание личных индивидуальных достижений, оцениваемое субъектом как удача, как победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения в этом направлении.

В. А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

В.А. Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Создание ситуаций успеха, по мнению Г.А. Цукерман, приводит к сотрудничеству учителей с учащимися.

Одной из важных целей обучения является развитие личности и индивидуальности каждого ребенка. Это возможно, если обучение и воспитание построено таким образом, что доставляет ребенку радость познания. Однако процесс создания ситуаций успеха в учебной деятельности младшего школьника изучен недостаточно.

На базе МКОУ СОШ № 4 г. Кимовска было проведено исследование с использованием следующей диагностической программы: анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова); методика "Лесенка" (составитель В.Г.Щур); методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика); методика «Индивидуальный стиль педагогической деятельности».

Проведя анкетирование для определения школьной мотивации учащихся 3 класса, можно сделать вывод, что нет ни одного ученика, который бы испытывал негативное отношение к школе, школьную дезадаптацию. Учебно-познавательный интерес у всех исследуемых достаточно сформирован. У 10 (66,7%) учеников нормальная самооценка, у 3 (20%) учеников завышенная самооценка и у 2 (13,3%) учеников заниженная самооценка. У педагога данного класса преобладает эмоционально-методичный стиль. Его отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал и активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.

Понятие «учебная деятельность» широко рассматривается в психолого-педагогической литературе. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давы­дова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполня­ется деятельностным содержанием и смыслом, соот­носясь с особым «ответственным отношением». Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, име­ющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий». Такая деятельность долж­на побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, собственного совершен­ствования и др.

В психологических исследованиях успех рассматривается как когнитивно-аффективная личностная диспозиция, способствующая продуктивной деятельности человека, как состояние личности, определяющее дальнейшее движение в выбранном направлении деятельности. Философы обращают внимание на зависимость эффективной социализации личности от ее успешности в различных видах деятельности. Педагогика требует осознания процесса создания ситуаций успеха и самого успеха младшего школьника как средства его социальной адаптации в окружающей природно-социальной среде. Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

Организация сотрудничества между учителем и учащимися, создание отношений доверия и взаимопонимания, переживание радости и успеха гуманизируют процесс обучения, формируя у его участников уверенность в себе и уважение. Только сотрудничество позволит учителю, и ориентироваться на успех ученика, и создавать специальные ситуации, способствующие переживанию эмоционального подъема школьниками.

При помощи типологии ситуаций успеха, представленной А.С. Белкиным, можно представить рекомендации для учителей по созданию ситуаций успеха в учебной деятельности младших школьников:

- Организация деятельности учащихся, в которой учебные задания даны по степени возрастания сложности, так что у учителя есть полная уверенность в том, что они выполнимы даже самыми «слабыми» учениками.

- От учителя требуется большое педагогическое мастерство и отличное знание учебного потенциала своих учеников.

- Педагог должен взывать, обращаться к сознательности учащегося. Обычно в речи учителя слышны такие слова как «ты же можешь; подумай ещё раз; подумай хорошенько» и т.д.

- Необходимо создать условия для вхождения в эмоциональный контакт переломить состояние психологического напряжения, локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы.

- Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен.” Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

-Необходимо создать условия, при которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.

- Приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления не должна оказаться единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.

- Важно разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. В этом случае реакция окружающих будет служить для каждого и стимулом и сигналом для интеллектуальной активности и результатом приложенных усилий. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.

- Прием “Обмен ролями” дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха.

- Большую роль играет личность учителя, его способность эмоционально заражать других, вдохновлять и повышать активность учащихся. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость у всех.

- Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния “своего среди своих”.

- Нужно вспомнить о мотивах – внутреннего побудителя к деятельности, отражающего потребности личности. Все мотивы важно учитывать, использовать, развивать. Но нет более ценных мотивов для учебы, чем интеллектуальные, в основе которых лежит потребность познавать мир, когда важен не столько результат, сколько процесс познания. Радость учебного процесса и радость познания тесно связаны друг с другом, но это не одно и тоже. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.

- Необходимо чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:

-успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;

-ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;

-ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

- Важно показать учащимся для чего познание им необходимо и какие перспективы оно перед ним раскрывает.

- Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем, если он подводит ученика к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может почувствовать себя творческой личностью. Важно искать новые пути, пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд .

- Если учащийся легко преодолевает и усваивает учебный материал есть вероятность снижения интереса и мотивации в его изучении. Особенно это касается учеников с высокой успеваемостью. В этом случае учитель должен, предвидя такую ситуацию, уметь предоставить таким учащимся более сложный учебный материал, который продемонстрирует учащимся перспективу получения знаний, необходимых для решения конкретной учебной задачи.

- Ситуации частичного успеха возникают у учащихся тогда, когда при преодолении учебных трудностей они допускают ошибки, исправляют их с помощью учителя, либо самостоятельно, но при его непосредственном участии. В этом случае для поддержания мотивации учителю необходимо создавать такие учебные ситуации, при которых ощущение успешности все-таки превалировало и учащийся ощущал эмоциональный подъём от проделанной работы.

Можно предложить использовать следующие развивающие упражнения в работе с младшими школьниками:

Упражнение «Узелки на память». В слове «самопознание» 12 букв. Столько же узелков на этой веревочке. Я развязываю узелок, называю букву, а вы назовите, какие слова, обозначающие хорошие качества человека, начианются с этой буквы.

Например,

- Самостоятельность, смелость, сочувствие;

- Активность;

- Милосердие, миролюбие;

- Общительность, организованность;

- Патриотизм, правдивость, порядочность;

- Ответственность, оптимизм;

- Забота;

- Настойчивость;

- Аккуратность;

- Надежность;

- Исполнительность;

- Единство.

Упражнение «Тропинка к своему Я». Дети выбирают слова, объясняют свой выбор и составляют тропинку при помощи карточек (размер карточки 20Х40 см). На карточках написаны слова: уважение, открытие, поиск, познание, дружба, доброжелательность, радость, учение, знания, любознательность, трудолюбие, ложь, лень, зависть, целеустремленность, настойчивость, терпение, честность, смелость, опыт и т.д.

Упражнение «Нам интересно узнать…». Учащиеся делятся на группы и получают набор из карточек.

На карточках написаны слова:

- учеба, труд, игра, общение, поведение, праздники, отдых;

- класс, друзья, одноклассники, семья, родители, Родина, природа;

- честность, взаимопомощь, доброта, дружба, ответственность, любовь, здоровье;

Учитель предлагает выбрать карточку и обсудить, о чем ребята хотели бы поговорить подробнее.

Упражнение «Формирование умения выделить учебную задачу». Ребенок самостоятельно изобретает задание для ведущего или других детей.

Упражнение «Формирование внутреннего плана действия». Играем в парах. 1 - художник; 2 - карандаш. “Художник” дает команду “карандашу”, куда вести линию, не глядя в рисунок. “Карандаш” беспрекословно выполняет команду. “Художник” рисует не сам, а при помощи “карандаша”, подавая ему команды. Задача “Художника” нарисовать квадрат, дом, дерево.

Упражнение «Формирование умения соблюдать правила». Играем в группе. По команде ведущего участники выполняют движения. Одно движение является “запретным”. Его выполнять нельзя. Ведущий в свободном порядке среди прочих движений просит выполнить “запретное”.

Упражнение «Дворец внимания». Двое ребят на бумаге в клетку вычерчивают по квадрату в 64 клетки каждый. Вдоль контура квадрата по горизонтальной и вертикальной сторонам каждая клетка нумеруется цифрами от 1 до 8. Внутри контура 1-й играющий отмечает Дворец Внимания (обводит 1 клетку) и проводит ломаную линию - “путь” во Дворец. Линия может идти по всем направлениям. 1-й играющий показывает “путь” второму и прячет свой листок. 2-ой - показывает клетки, по которым проходит “путь”, как он его запомнил. Если ошибается, то 1-й играющий фиксирует ошибку.

Упражнение «Что изменилось?». Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого ученик отворачивается. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.

Упражнение «Соедини части – узнаешь целое». Надо наклеить на картон картинку и разрезать ее на 10-15 неравных частей разной формы. Играющий, рассматривая отдельные части разрезной картинки, должен догадаться, что изображено на картинке. Затем он собирает части в единое целое.

Упражнения, направленные на формирование действия прогнозирования:

1. Ребенку предлагается задача (пример, уравнение) и вопросы, на которые нужно ответить: как ты думаешь, ты сможешь решить эту задачу? почему? каких знаний тебе не хватает для решения? чему надо научиться, чтобы решить задачу?

2. Ребенку предлагается неоконченный рассказ, его надо закончить.

Просмотров работы: 246