РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Савкина Л.Е. 1
1ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им.Л. Н.Толстого»,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Младший школьный возраст – особо ответственный период для формирования опыта межличностного общения. Важной составляющей такого опыта являются стереотипы общения: от их направленности и содержания во многом зависят успешность обучения младшего школьника, эффективность межличностного общения, адекватность полоролевой идентификации, формирование социально востребованных качеств.

Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно-коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации.

В отечественной педагогике и психологии уделяется пристальное внимание развитию общения младших школьников со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. В связи с этим целесообразно исследовать позитивный потенциал проектной деятельности для развития межличностного общения младших школьников.

Проектная деятельность соответствует возрастным особенностям учащихся младших классов при овладении приемами учения и самообразования, формами взаимодействия с другими людьми.

Проблема проектной деятельности учащихся не является абсолютно новой в педагогической теории и практике. В трудах отечественных и зарубежных педагогов конца ХIХ-начала XX веков (П.П. Блонский, Дж. Дьюи, Е.Г. Кагаров, А.Г.Калашников, В.Х. Килпатрик, Э. Коллингс, Т.Д. Корнейчик, Н.К. Крупская, Л.Э. Левин, А.П. Пинкевич, С. Ривес, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, Е.Н. Янжул и т.д.) раскрыты философско-методологические основы организации проектной деятельности учащихся.

В настоящее время проектная деятельность учащихся является предметом педагогических исследований (А.Э. Коробова, М.М. Морозова, Е.Ю. Рогачева, Н.В. Турчина и др.), рассматривается со стороны педагогических закономерностей (М.Ю. Бухаркина, Т.Е. Веденеева, М.И. Войнова, В.В. Гузеев, И.А. Зимняя, Н.Ю.Пахомова, В.Д.Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, И.Д. Чечель, В.Э. Штейнберг и др.), психологических (Н.В. Матяш, В.А. Моляко и др.), познавательных (С.И. Мелехина, Л.Н.Серебренников и др.).

В современной литературе проблематике проектной деятельности в межличностном общении младших школьников посвящены работы Е.И. Долян, А.П. Колесник, Н.А. Пилюгиной С.В. Филатиковой и т.д.

В младшем школьном возрасте происходят существенные изменения в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. В процессе общения личность развивается и самоутверждается, вырабатываются коммуникативные умения и навыки, формируются знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения себя со сверстниками, а затем и с взрослыми. Став активной зрелой личностью, человек через общение влияет на других не только налаживанием контактов с различными людьми и передачей им информации, но и передачей себя, своей личности.

Организация проектной деятельности в начальных классах — это непростая задача для учителя. В ходе проекта из носителя знаний и информации, он должен превратиться в организатора деятельности, консультанта, наставника учащихся по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и поиску информации в различных источниках. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как подготовлены учащиеся к реализации того или иного проекта. Когда им для осуществления проекта не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи учителем нового материала. Работа над учебным проектом позволяет учителю выстраивать бесконфликтную педагогику, когда он вместе с детьми вновь и вновь переживает вдохновение творчества.

Исследование проходило на базе МОУ СОШ № 16 г. Щекино в 4 «А» классе. В исследовании приняли участие 20 учащихся, из них 9 мальчиков, 11 девочек. Средний возраст испытуемых 10 лет. В ходе экспериментального изучения особенностей развития межличностного общения младших школьников было выявлено, что для большинства младших школьников по методике «Кто прав?», 75% присущ низкий уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника. 25% имеют средний уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника.

Из полученных данных по методике «Рукавички» можно сделать вывод, что у подавляющего большинства испытуемых (80 %) преобладает низкий уровень коммуникативных умений. Средний уровень коммуникативных умений у 20 % испытуемых.

Согласно методике «Cоциометрия» Дж. Морено эмоциональные связи сформированы на низком уровне у 65%. 35% имеют средний уровень сформированности эмоциональных связей. Данные методики «Выбор в действии» показывают, что у 70 % испытуемых межличностные отношения находятся на низком уровне, у 30 % - на очень низком.

Из беседы с учителем выявлено, что проектная деятельность при развитии межличностных отношений младших школьников почти не используется.

Были разработаны рекомендации педагогу по организации проектной деятельности младших школьников. В процессе проектной деятельности с младшими школьниками учитель должен уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме, выполнять функцию координатора и партнера, стараться увлечь учащихся проектом и процессом его глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов и др.

В процессе проектной деятельности с младшими школьниками учитель должен:

1. Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме.

2. Выполнять функцию координатора и партнера. В ходе исследования различных аспектов проблемы помогать отдельным учащимся и группам, избегая директивных приемов.

3. Стараться увлечь учащихся проектом и процессом его глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.

4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.

5. Организовывать мероприятия для проведения исследований, встреч с другими детьми и представителями общественности для сбора данных.

6. Предоставлять возможность для регулярных отчетов рабочих групп и обмена мнениями в ходе классных обсуждений. Поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, предложения по улучшению работы и выдвижение новых направлений исследования.

7. Заканчивать обсуждения в классе, исследования и работу по внедрению решений в практику до появления признаков потери интереса к проекту.

8. При сохранении мотивации разрешать отдельным учащимся продолжать работать над проектом на добровольных началах, пока другие учащиеся изыскивают пути подхода к новой проблеме.

Таким образом, проблема внедрения в школьную практику метода проектов является актуальной. Необходимо специальная подготовка педагога по вопросам организации проектной деятельности с учащимися, в том числе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Просмотров работы: 184