ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ ЗАТРУДНЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ ЗАТРУДНЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кавочкина Л.С. 1
1ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. Именно в подростковом возрасте закладываются личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества зрелой личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).

Подростковый возраст характеризуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Трудным этот период является не только в плане воспитания, но и в отношении к учебной деятельности. Снижается успеваемость, пропадает интерес к учебе и др. Среди школьников нарастает число неуспевающих подростков, отличающихся безразличием или отрицательным отношением к школе.

Ведущими причинами неуспеваемости подростков являются следующие: пониженная обучаемость школьника; недостатки в развитии познавательных процессов; педагогическая запущенность; интеллектуальная пассивность; индивидуально – типологические особенности; отсутствие адекватной мотивации учения. Наиболее разработанным в настоящий момент является вопрос о природе учебной мотивации. Особенности мотивов как источников активности поведения человека рассмотрены в трудах Б.Г. Ананьева, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, В.К. Вилюнаса, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, А.К. Марковой, X. Хекхаузена, Г.И. Щукиной, П.М. Якобсона.

В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман отмечают, что если даже у ребенка в начальной школе и сложилась учебная деятельность, то при переходе в среднюю школу он не хочет (а иногда и не умеет) ею пользоваться. В традиционном обучении подросток не получает удовлетворения специфическое для подростков «чувство взрослости».

Теоретическая и практическая значимость исследования определили выбор темы исследования «Изучение личностных особенностей подростков, имеющих затруднения в учебной деятельности».

База исследования: МОУ «Ясенковская ООШ», Арсеньевского района Тульской области, д. Ясенки.

Выборка исследования: в исследовании приняли участие учащиеся 8 класса в количестве 10 человек (4 юношей и 6девушек). Возраст испытуемых 13-14 лет.

Представим анализ результатов исследования

Представим результаты исследования по тесту Мюнстерберга на восприятие и внимание.

По результатам теста выяснилось, что 50% учащихся (5 человек) имеют средний уровень развития восприятия и внимания. Их внимание находится ближе к норме, но иногда все же подводит. Этим ученикам следует вернуться к тесту и повторить его еще раз. 35% учащихся (3 человека) имеют уровень ниже среднего и 15% (2 человека) имеют низкий уровень развития внимания и восприятия. Этой категории детей требуется организованная коррекционная работа, выполнение специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания. Таким образом, никто из учащихся не обладает высоким уровнем развития памяти и внимания.

Рис. 1. Результаты теста Мюнстерберга на восприятие и внимание

По результат анализа теста «Логическое мышление», можно сделать следующие выводы: 60% учащихся (6 человек) набрали 4 балла, 20% учащихся (2 человека) набрали 3 балла и 20% (2 человека) набрали 5 баллов. Это свидетельствует недостаточно развитых логических способностях учеников.

Рис. 2. Результаты теста «Логическое мышление»

Результаты по анкете по выявлению мотивации учения:

На первый вопрос анкеты «Ради чего ты учишься, то есть каковы мотивы твоего учения?», 60% (6 человек) выбрали ответ «В» - получить глубокие знания, 20% (2 человека) выбрали ответ «А» - быть полезным обществу и 20% (2 человека) выбрали вариант «Б» - заслужить уважение старших или товарищей. Варианты «Г» - получить хорошую оценку и «Д» - усвоить способы самостоятельного приобретения знаний, не выбрал ни один ученик. Можно сделать вывод, что большинство учеников учатся ради того, чтобы получить много знаний, чуть меньше учеников хотят быть полезными обществу, столько же хотят заслужить уважение старших или друзей. Ради хорошей оценки и самостоятельного приобретения знаний не учится никто.

На второй вопрос анкеты «Как ты оцениваешь себя как ученика?» 70%(7 человек) выбрали ответ «В» - средний ученик, 25%(2 человека) выбрали ответ «А»- хороший ученик,5%(1 человек) выбрал ответ «Б» - плохой ученик. Таким образом, 70% учеников оценивают свои возможности, как ученика адекватно. 5% - низко. Поговорив с учителем, он сказал, что 25% учеников, выбравших ответ «А», являются, на самом деле, средними учениками. Т.е., можно сказать, что они преувеличивают свои возможности.

На третий вопрос анкеты «Доволен ли ты теми результатами, которых достиг в учебе?» 60%(6 человек) выбрали ответ «А» - да, 20%(2 человека) выбрали ответ «Б» - нет и 20%(2 человека) выбрали ответ «В»- не очень. Следовательно, у большинства учеников нет особой мотивации учения, т.к. они считают, что достигли хороших результатов, раз они ими довольны.

На четвертый вопрос анкеты «Доволен ли ты своими отношениями со сверстниками?» 70%(7 человек) выбрали ответ «А»- да, 25%(2 человека) выбрали ответ «Б» - нет и 5%(1 человек) выбрал ответ «В» - не очень. Стало быть, у большинства ребят хорошие отношения со сверстниками. Лишь маленькая часть хотела бы их изменить.

На пятый вопрос анкеты «Доволен ли ты своими отношениями с учителями?» 90%(9 человек) выбрали вариант «А» - да, 10% (1 человек) выбрал вариант «В» - не очень. Вариант «Б» - нет, не выбрал никто. Из этого следует, что в этом классе отношения между учениками и учителями очень хорошие.

На шестой вопрос анкеты «Доволен ли ты тем перечнем предметов, которые ты изучаешь в школе?» 70% (7 учеников) выбрали ответ «А» - да, 25% (2 человека) выбрали вариант «В»- не особо, 5% (1 человек) выбрал вариант «Б» - нет. Значит, малая часть подростков недовольна школьными предметами. Причины могут быть разными: может, им хотелось бы изучать тот предмет, которого нет в школьной программе, или же наоборот, какой-либо предмет они считают лишним.

На седьмой вопрос анкеты «Доволен ли ты расписанием школьных занятий в школе?» 70% (7 человек) выбрали ответ «А»- да, 25% (3человека) выбрали ответ «В»- не очень, 5% (1человек) выбрал ответ «Б» - нет. Таким образом, школьное расписание составлено на должном уровне, т.к. в основном им довольны. Но, возможно, следует его немного усовершенствовать, чтобы комфортно было всем ученикам.

На восьмой вопрос анкеты «Как ты считаешь, умеешь ли ты учиться, т.е. работать на уроке с учителем, самостоятельно дома?» 80% (8 человек) выбрали ответ «А» - да, 10% (1 человек) выбрал ответ «Б» - нет, 10% (1 человек) выбрал ответ «В» - не очень.

На девятый вопрос анкеты «Как ты считаешь, умеешь ли ты организовывать свою учебную работу…?» все ученики выбрали ответ «А» - да. Следовательно, все подростки этого класса могу планировать свой день: вовремя делать уроки, отдыхать, вовремя ложиться спать и т.д.

На десятый вопрос анкеты «Хотел бы ты что-нибудь изменить в своей учебной работе, чтобы улучшить свое отношение к ней?» 90% (9 человек) выбрали ответ «А» - да, 10% (1 человек) выбрал ответ «В»- не очень. Вариант «Б»- нет, не выбрал никто. Таким образом, лишь один ученик доволен своим отношением к учебе.

На одиннадцатый вопрос анкеты «Что бы ты хотел изменить в своей учебной работе?» все ученики выбрали ответ «А»- научиться управлять своим вниманием, памятью, мышлением.

При анализе анкетирования особое внимание было обращено на то, что учащиеся хотели бы улучшить свое отношение к учебной деятельности.

Результаты по тесту «Исследование тревожности (опросник Спилбергера)».

Ситуативная тревожность. Тест показал, что у 70% (7 человек) учащихся умеренная ситуативная тревожность, а у 30% (3 человека) учащихся высокая ситуативная тревожность. Учащихся с низкой тревожностью нет. Средний балл учащихся- 41,3.

Рис. 3 Результаты теста «Исследование тревожности(опросник Спилбергера)»

Личная тревожность. По результатам теста выяснилось, что у 60% (6 человек) умеренная личная тревожность, у 40% (4 человека) высокая личная тревожность. Низкой тревожности ни у кого не оказалось Средний балл учащихся- 42, 5.

Рис. 4. Результаты теста «Исследование тревожности (опросник Спилбергера)»

Таким образом, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Результаты методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан: у 90% (9 человек) реалистический (нормальный) уровень притязаний, а у 10% (1 человек) низкий уровень притязаний. Средний балл учащихся- 72,6.

У 90% (9 человек) реалистическая (адекватная) самооценка, у 10% (1 человек) низкая самооценка. Средний балл учащихся - 61,3. По данным результатам можно сделать вывод, что практически все учащиеся адекватно оценивают себя и свои возможности.

Заниженный уровень притязаний является индикатором неблагоприятного развития личности. А ученики с низкой самооценкой составляют «группу риска». За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Таким образом, данные методики показали, что у учащихся практически отсутствует логическое мышление, низкий уровень восприятия и внимания. Особое внимание следует уделить тому, что в классе присутствуют ученики с высоким уровнем личной и ситуативной тревожности(30% - ситуативная, 40% - личная). А так же есть ученик с заниженной самооценкой и с заниженным уровнем притязаний.

По результатам исследования были составлены рекомендации учителям по работе с подростками, имеющими затруднения в учебной деятельности.

Рекомендации включали следующие моменты:

Проводить на классных часах игры, упражнения для развития внимания и памяти, логического мышления у подростков.

Не сравнивайте детей с другими детьми в классе. Сравнивайте ребёнка с самим собой. Никогда не перехваливайте отдель­ных детей, но и не забывайте поощрять учеников, когда они этого заслуживают. Помни­те, что похвала, так же как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

Оценивайте вслух ответы детей, объясняя, что ученику удалось, а что нет. Объясните, что ребёнку надо сделать, что бы достичь лучшего результата.

Поощряйте в детях инициативу. Постирайтесь сделать так, чтобы каждый ребёнок побы­вал в роле лидера.

Для тревожных, робких, застенчивых детей можно проводить следующие упражнения:

Упражнение «Король и королева». Участники выбирают из своей группы двух человек на роль короля и королевы. Они рассаживаются на импровизированный трон. Задача остальных участников – подойти и поприветствовать отдельно короля и королеву. Форма приветствия может быть любой. Упражнение «Щенок отряхивается». Цель: Коррекция тревожности, снятие мышечных зажимов. Предложите ребенку показать, как отряхивается щенок (например, после купания). Обратите его внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста. Покажите это сами, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторите упражнение вместе с ребенком. Игра «Кукольный театр». Цель: для работы с тревожными, застенчивыми, агрессивными, гиперактивными детьми.

Данная игра позволяет спроектировать любую терапевтическую ситуацию, при этом у ребенка есть своеобразная защита – ширма, что позволяет добиться гораздо большего эффекта, проблемы облекаются в иносказательную, метафорическую форму. Ребенок сам выбирает героев для своей сказки. Смоделировав под руководством взрослого проблемную ситуацию и найдя выход из нее, «пережив» эту ситуацию, ребенок приобретает опыт, который может быть использован в реальной жизни.

Для подростков с низкой самооценкой, неуверенных в себе можно проводить следующие упражнения:

Упражнение на повышение уверенности в себе. Цель: формировать самоуважение, доверие к самому себе, способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией.

Суть игры в следующем: основной участник должен довериться на столько, насколько он считает нужным, раскрыть себя для остальных членов группы. Ему надо говорить о самом себе. Все, что он считает нужным.

Упражнение «Я – герой».

Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (президент, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Упражнение на самоидентификацию. Кто Я? Какой Я?

Инструкция:написать 10 ответов на вопрос “Кто Я?“ и 10 ответов на вопрос, “Какой Я?”.

При этом можно учитывать любые свои характеристики, черты, интересы, эмоции — все, что покажется вам подходящим для того, чтобы описать себя фразой, начинающейся с “я”.

После выполнения задания ребята складывают листочки на стол. Ведущий берет листок и читает написанное. Все пытаются угадать, о ком идет речь.

Просмотров работы: 146