ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ – УЧАСТНИКОВ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ – УЧАСТНИКОВ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Кулькова Е.М. 1
1ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
6 декабря 2017 года президентом В. Путиным подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра)». Волонтерство – это деятельность, которая направлена на предоставление безвозмездных услуг человеку или группе людей, не являющихся родственниками волонтера, без расчета на денежное вознаграждение. Историю добровольческого движения в России исследовали такие авторы, как: Г.В.Бодренкова Н.Ю.Слабжанин, А.В.Шарыпин, Е.Л.Шекова, О.Н.Решетников и др.

Волонтерство формирует готовность подростков к самостоятельному поиску и принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному личностному развитию подростков.

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С. Выготский различал три точки созревания - органическое созревание, половое и социальное созревание. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время - социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста. Подростковый возраст исследовали такие ученые, как: Н.А. Рыбникова, В.Е. Смирнова, И.А. Арямова, Л.С. Выготский, французский психолог Б. Заззо, Н.Н. Толстых, Л.И. Божович, Н.И. Крылова и др.

Совместная деятельность в подростковом возрасте очень важна, так как развивает коммуникативные умения, способность работать в группах.

Творческие способности во многом зависят от интересов подростка, которые в свою очередь зависят от его круга общения (одноклассники, родители и друзья) – именно те люди, с которыми подросток проводит большее количество своего времени, формируют в нем интерес, стиль мышления и мотивацию в развитии определенных талантов и качеств.

Базой исследования выступила МБОУ «СОШ №8» Тульская обл., г. Новомосковск.

Выборка исследования: в исследовании приняли участие учащиеся 8 класса. Количество испытуемых составило 13 человек (7 юношей и 6девушек). Возраст испытуемых 13-14 лет.

Представим анализ результатов исследования

Анализ результатов исследования по методике Е. Жарикова, Е. Крушельницкого «Диагностика лидерских способностей» представим в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1

Уровень выраженности лидерских способностей

Ф.И.

Уровень выраженности

1

А.А.

Слабо

2

А.Н.

Сильно

3

Б.К.

Слабо

4

В.Б.

Средне

5

Г.О.

Сильно

6

Г.С.

Средне

7

Е.Н.

Слабо

8

Е.С.

Слабо

9

К.В.

Слабо

10

Л.Д.

Сильно

11

Н.С.

Слабо

12

О.К.

Слабо

13

П.Н.

Средне

Рис. 1. Уровень выраженности лидерских способностей

Методика показала, что у большинства испытуемых (60%) лидерские способности выражены слабо, то есть данная категория подростков не стремится к проявлению настойчивости, воли, инициативности. У 20% учащихся лидерские способности выражены средне. У 20% подростков лидерские качества выражены сильно. Такие дети чаще всего обладают сильной волей, терпением, самокритичностью, требовательностью к себе и другим.

Анализ результатов по методике «КОС» В.В. Синявского и В.А.Федорошина представим в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2

Степень развития коммуникативных и организаторских умений

Ф.И.

Коммуникативные умения и организаторские умения

1

А.А.

2

2

А.Н.

4

3

Б.К.

2

4

В.Б.

3

5

Г.О.

4

6

Г.С.

3

7

Е.Н.

1

8

Е.С.

2

9

К.В.

2

10

Л.Д.

4

11

Н.С.

2

12

О.К.

1

13

П.Н.

3

Рис. 2. Степень развития коммуникативных и организаторских умений

Методика В. В. Синявского и В. А. Федорошина «КОС» ориентирована на выявление коммуникативных и организаторских способностей участников, связанных со взаимодействием человека с другими людьми. В итоге высокий уровень способностей выявился у 20% опрошенных. Такие дети хорошо приспосабливаются к незнакомой обстановке, легко и быстро находят общий язык с другими людьми, с радостью занимаются общественной деятельностью, инициативны, организованны, а также способны самостоятельно принимать решения в трудных жизненных ситуациях. Для 27% учащихся характерен средний уровень коммуникативных способностей. Они отличаются стремлением к общению с другими людьми, привычкой стоять на своем мнении, при этом отличаются низким уровнем устойчивости. У 40% опрошенных уровень ниже среднего, что говорит о низком стремлении к общению, избеганию новых контактов, такие люди крайне редко способны отстаивать свое мнение, не проявляют инициативу, и предпочитают уходить от принятия самостоятельного решения. 13% подростков имеют низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей.

Анализ результатов по методике «Каков ваш творческий потенциал»представим в таблице 3 и на рисунке 3.

Таблица 3

Степень творческого потенциала

Ф.И.

Творческий потенциал

1

А.А.

20 (21 и менее)

2

А.Н.

40 (22-45 баллов)

3

Б.К.

20(21 и менее)

4

В.Б.

35(22-45 баллов)

5

Г.О.

45(22-45 баллов)

6

Г.С.

30(22-45 баллов)

7

Е.Н.

25(22-45 баллов)

8

Е.С.

28(22-45 баллов)

9

К.В.

26(22-45 баллов)

10

Л.Д.

48 (46 и более)

11

Н.С.

21(21 и менее)

12

О.К.

18(21 и менее)

13

П.Н.

36(22-45 баллов)

Рис. 3. Степень творческого потенциала

Методика «Каков ваш творческий потенциал» предназначена для того, чтобы измерить степень творческого потенциала подростков.По данному исследованию было выявлено, что 4 человека, набравшие 21 и менее баллов, имеют низкий потенциал,8 человек, набравшие 22-45 баллов, имеют средний творческий потенциал, и 1 человек (46 и более баллов) имеет высокий творческий потенциал.

Анализ результатов исследования по методике «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдер представим в таблице 4 и на рисунке 4.

Таблица 4

Степень коммуникативного контроля

Ф.И.

Коммуникативный контроль

1

А.А.

5

2

А.Н.

10

3

Б.К.

3

4

В.Б.

5

5

Г.О.

1

6

Г.С.

8

7

Е.Н.

5

8

Е.С.

6

9

К.В.

10

10

Л.Д.

2

11

Н.С.

5

12

О.К.

9

13

П.Н.

5

Рис. 4. Степень коммуникативного контроля

Методика «Диагностика коммуникативного контроля» направлена на оценку умения вести беседу, подстраиваясь под собеседника, показала, что у большинства испытуемых (46%)коммуникативный контроль выражен средне, то есть данная категория подростков в общении непосредственны, искренне относятся к другим, но сдержаны на эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей. У 31% учащихся коммуникативный контроль находится на высоком уровне. У 23% подростков низкий коммуникативный контроль. Такие дети чаще всего обладают высокой импульсивностью в общении, открытостью, раскованностью. Их поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

Таким образом, в классе у большинства учеников слабо выражены лидерские способности, это означает, что данная категория подростков не стремится к проявлению инициативности. Степень развития коммуникативных и организаторских умений у большинства подростков ниже среднего. Методика «Каков ваш творческий потенциал» показала, что большее количество учащихся имеют средний уровень творческого потенциала. У большинства испытуемых коммуникативный контроль выражен средне, то есть данная категория подростков соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.

По результатам исследования был разработан проект развивающего занятия для подростков - участников волонтерского движения, который включает следующие моменты:

1. Понятие волонтерства. Возникновение и развитие волонтёрского движения.

Изучение основных документов: кодекса волонтёра, положения об организации добровольной (волонтёрской) деятельности.

Занятие «Учимся сотрудничать».

2. Пропаганда волонтёрского движения.

Оформление стенда «Школьное волонтерское движение». Проектирование рубрик «Сообщает волонтер»

3. Оформление коллажа о деятельности волонтёров (в том числе по направлениям волонтерской деятельности).

4. «Узелки на память». Постановка актуальных вопросов. Некоторые практические советы волонтёрам.

5. Учимся писать проекты. Виды проектов. Практическая работа. Сбор материалов к проекту. Как подготовиться к конкурсу социального проекта.

Просмотров работы: 165