ВЛИЯНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ СТАТУСОВ ЧЛЕНОВ ВОЛЕЙБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ СТАТУСОВ ЧЛЕНОВ ВОЛЕЙБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Борзова К.А. 1
1ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Студенческий возраст — это уникальный период жизни человека. Это период масштабного развития нравственности и эстетического отражения окружающей действительности, становления и укрепления черт характера, определенных привычек и установок. Особенно важно, что данный период характеризуется овладением всей системой социальных ролей взрослого человека: учебных, гражданских, профессиональных, трудовых, политических и др.Студенческий период является центральным периодом преобразо­вания и становления всей системы ценностных ориентаций и мотивации.

В настоящее время не только соревновательную, но и тренировочную деятельность с ее сверхинтенсивностью и сверхобъемностью, следует рассматривать как экстремальную.

Стрессовые воздействия тренировок и соревнований могут быть значительно снижены, если они проходят в обстановке нормального социально-психологического климата.

В командных видах спортивной деятельности психологические закономерности общения, взаимоотношений и психологической атмосферы в командах, взаимопонимания между спортсменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплоченности команд, фактором спортивного успеха.

Большую роль играет деятельность тренера, направленная на регулирование межличностных отношений в спортивной команде. Правильное формирование структуры межличностных отношений является обязательным условием спортивной деятельности, важным элементом, гарантирующим достижение общей цели.

Особенности внутригрупповых взаимоотношений в условиях спортивной деятельности представлены в работах Е.П. Ильина, Р.С. Немова, П.А. Рудика, Ю.Л. Ханина, А.Ц. Пуни, Б. Шеленбергера, Ю.А. Коломейцева и др. Исследования авторов подчеркивают важность данной проблемы, но, несмотря на многие исследования, в условиях массового спорта уделяется мало времени и внимания вопросам регулирования взаимоотношений в спортивной команде.

Диагностическая программа включала следующие методики: методика оценки психологической атмосферы в коллективе (А.Ф. Фидлер), методика «Самооценка лидерства», диагностика групповой мотивации (И. Д. Ладанов).

База исследования: ТГПУ им. Л.Н.Толстого. В исследовании приняли участие члены волейбольной команды в количестве 14 человек.

По результатам исследования были сделаны следующие выводы:

Таблица №1

Оценка психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру)

Испытуемый

Баллы

1. Татьяна П.

35

2. Елизавета Д.

22

3. Кристина Б.

27

4. Алина Р.

19

5. Алёна В.

40

6. Светлана П.

20

7. Флора З.

29

8. Лола Х.

34

9. Анастасия П.

25

10. Оля Р.

28

11. Анастасия А.

43

12. Полина Р.

18

13. Татьяна М.

24

14. Елена П.

33

Таким образом, можно отметить, что испытуемые считают климат в коллективе благоприятным. По их мнению, в коллективе присутствуют взаимопомощь, взаимопонимание, уважительное отношение друг к другу. Отношения строятся на принципах доброжелательности, сотрудничества, взаимоподдержке. В коллективе приветствуются нормы справедливого отношения ко всем его членам, высоко ценятся такие черты личности как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие. В случае удачи или неудачи кого-либо их сотрудников, по их мнению, в коллективе проявляется искреннее сопереживание. Результаты по Методике «самооценка лидерства» представлены в таблице №2

Таблица №2

Испытуемые

Показатель по методике «самооценка лидерства»

1. Татьяна П.

5

2. Елизавета Д.

10

3. Кристина Б.

7

4. Алина Р.

4

5. Алёна В.

6

6. Светлана П.

2

7. Флора З.

5

8. Лола Х.

4

9. Анастасия П.

8

10. Оля Р.

3

11. Анастасия А.

1

12. Полина Р.

9

13. Татьяна М.

4

14. Елена П.

6

Анализируя можно сделать вывод, что в группе испытуемых самый высокий балл проявления лидерских способностей получила Елизавета Д.

У испытуемых с низким уровнем самооценки средний показатель лидерских способностей равен. Это означает, что чем выше уровень самооценки испытуемого, тем лучше у него проявляются лидерские способности.

Результаты по диагностике групповой мотивации (И. Д. Ладанов)

Таблица №3

Испытуемые

Показатель по диагностике групповой мотивации (И. Д. Ладанов)

1. Татьяна П.

128

2. Елизавета Д.

160

3. Кристина Б.

130

4. Алина Р.

75

5. Алёна В.

140

6. Светлана П.

50

7. Флора З.

100

8. Лола Х.

98

9. Анастасия П.

155

10. Оля Р.

128

11. Анастасия А.

66

12. Полина Р.

94

13. Татьяна М.

152

14. Елена П.

85

Таким образом, по диагностике групповой мотивации можно сделать вывод, что группа в достаточной степени мотивирована на достижение успеха в деятельности.

Анализируя результаты проведения вышеописанных методик, была составлена сводная таблица 4.

Таблица №4

Испытуемые

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру)

Методика «самооценка лидерства»

Диагностика групповой мотивации (И. Д. Ладанов)

1. Татьяна П.

35

5

128

2. Елизавета Д.

22

10

160

3. Кристина Б.

27

7

130

4. Алина Р.

19

4

75

5. Алёна В.

40

6

140

6. Светлана П.

20

2

50

7. Флора З.

29

5

100

8. Лола Х.

34

4

98

9. Анастасия П.

25

8

155

10. Оля Р.

28

3

128

11. Анастасия А.

43

1

66

12. Полина Р.

18

9

94

13. Татьяна М.

24

4

152

14. Елена П.

33

6

85

В целом, психологическая атмосфера в коллективе характеризуется как положительная. При этом, прослеживается соперничество между собой между членами команды, но это никак не влияет на ответственность и честность выполнения своих обязанностей. Члены команды должны проявлять продуктивность, дружелюбие и всячески поддерживать друг друга в совместной деятельности.

Рекомендации по совершенствованию взаимодействия в команде

Анализ результатов исследования позволяет сформировать рекомендации по совершенствованию работы волейбольной команды и внести коррективы в учебно-тренировочный процесс.

1) Для большей эффективности достижения цели в тренировочном процессе использовать упражнения, приближенные к игровым.

2) Необходимо подбирать упражнения для комплексного решения задач для достижения поставленной цели на соревнованиях.

3) Постоянно разучивать и применять в учебной и игровой практике новые тактические комбинации (например, такие как «вдогонку», «возврат»).

4) Совершенствовать нападающие удары: на высокой сетке; против одиночного и группового блока; после дополнительной нагрузки; в состоянии утомления; удары с задней линии; многократное поточное выполнение ударов из различных зон площадки.

5) Совершенствовать прием двумя, тремя игроками по расстановке.

6) Совершенствовать все виды блокирования.

7)Совершенствовать избранный способ подачи на силу и точность.

8) Совершенствовать взаимодействия нападающих игроков со связующим в различных расстановках при приеме подач и в «доигровках».

Для более эффективного обучения технико-тактическим действиям, исходя из вышесказанного, мы рекомендуем следующие упражнения, способствующие на наш взгляд более качественному совершенствованию:

УПРАЖНЕНИЕ 1. Задача: совершенствование передачи назад за голову с одновременной имитацией атаки в центре сетки с одновременным приемом мяча в зоне 4.

Организация. Игроки линии нападения взаимодействуют между собой, совершенствуя свои тактические функции без размена зон. Игрок зоны 4 осуществляет прием и передачу обманных и нападающих ударов у линии нападения и вторые передачи у сетки в зоны 3 и 2. Роме того, отрабатывает отвлекающий маневр с выходом в зону 3.

Связующий игрок зоны 3 совершает вторые передачи в зоны 2 и 4 после предварительного выхода к сетке с одновременной имитацией страховки своих нападающих. Игрок зоны 2 взаимодействует с пасующим игроком при передачах назад за голову. Его задача – тренировать длинную передачу в зоны 4, дополнительно он направляет в косом направлении обманные и нападающие удары на игрока зоны 4.

Упражнение проводиться игровым методом. В такой же последовательности отрабатывается тактическое взаимодействие нападающих при приеме мяча игроком зоны 2. Вспомогательные функции выполняет игрок зоны 4.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Задача: совершенствование взаимодействия при передачах 6-3-2-4, 6-3-4-2 с одновременной имитацией атаки в центре сетки.

Организация. Линия нападающих располагается у сетки в зонах 4, 3, 2. Упражнение начинают игроки, стоящие с мячом в зоне 6. После передачи мяча в зону 3, каждый игрок этой зоны перемещается к сетке и имитирует нападающий удар с короткой передачи. Игрок этой зоны имитирует атаку и вслед за этим производит передачу в зону 4, откуда мяч возвращается в зону 6. Нападающий 4 зоны также тренирует выход и имитацию атаки. Упражнение проводится поточно со сменой мест по ходу передач.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Задача: совершенствование взаимодействия при передачах 5-3-4, 1-3-2 с одновременной имитацией нападающего удара в центре сетки за спиной пасующего.

Организация. На одной площадке 2 вспомогательных игрока с мячами располагается за линией нападения в зонах 2 и 4. На основной площадке нападающий и связующий игроки взаимодействуют с игроками второй линии в зонах 1-5. Совершенствуют простейшие комбинации 5-3-4 и 1-3-2. Упражнение начинает вспомогательный игрок зоны 4, посылая мяч через сетку на игрока зоны 5. Принятый мяч адресуется в зону 3, из которой связующий осуществляет передачу на удар нападающему 4 зоны.

Комбинация завершается без нападающего удара через сетку на вспомогательного игрока. В момент передачи игрок зоны 2 имитирует атакующие действия за спиной у связующего игрока. Вслед за этим в упражнение подключаются 2ой вспомогательный игрок, который направляет свой мяч на игрока зоны 1.

Тактическая комбинация разыгрывается между игроками 1-3-2 и завершается также передачей через сетку. Игрок зоны 4 имитирует атаку с короткой передачи за спиной связующего игрока.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Задача: совершенствование тактических комбинации 6-3-4- и 6-3-2 после приема мяча в зоне 6.

Организация. На основной площадке нападающие у сетки отрабатывают взаимодействия на нападающем ударе с передачи партнера зоны 3, совершенствуя комбинации 6-3-2 и 6-3-4. На другой площадке вспомогательные игроки с мячами располагаются в колонне по одному в зоне 6 и поочередно вводят их ударом в пол с отскоком через сетку. После этого каждый из них перемещается в зону 4 и 2. Комбинация завершается нападающим ударом «по ходу». Игрок зоны 6 и связующий имитируют страховку своего нападающего. Кроме того, один из нападающих активно участвуют в отвлекающем маневре.

Упражнение проводится поточно. Сигналом к очередному повторению и подключению следующего вспомогательного игрока служит момент завершения каждой комбинации. Тактическое взаимодействие нападающих требует четкой детализации функции и хорошего взаимопонимания, которые должны быть определены тренером в зависимости от выполняемых задач и индивидуальных способностей игроков.

УПРАЖЕНИЕ 5. Задача: совершенствование системы нападения со второй передачи игрока зоны 2 - вариант тактической комбинации «с забеганием».

Организация. На основной площадке линия нападающих совершенствует взаимодействие с пасующим игроком зоны 2, а так же действия игроков на приеме подач (нападающих ударов). На другой площадке совершенствуют групповой блок, страховку и прием нападающих ударов в зонах 1 и 5. Тренер и вспомогательные игроки, используя большое количество мячей, создают оптимальные условия для приема подач, обманных и нападающего ударов через сетку в зонах 1,5.

Ориентируясь на качество приема (доводки) мяча, нападающие зон 4 и3 производят удара с разнохарактерных передач в своих зонах. При хорошей первой передаче игрок зоны 3 осуществляет забегание за спину или атакует с короткой передаче в зоне 2. Игрок зоны 4 взаимодействует с партнером нападения с высоких передач (при плохой доводке) или на стыке 4 и 3 зон с передачи «в полсетки».

Необходимо иметь в виду, что подобная тренировка нападающих предполагает наличие определенного мастерства игроков и проводится с целью решения комплексных задач тактической подготовки.

УПРАЖНЕНИЕ 6. Задача: совершенствование нападающего удара из зон 2 и 4 против группового блока (от блока в аут, в незащищенную зону площадки, обманные удары).

Организация. Группа игроков с мячами располагается в зонах 2 и 4 и выполняют нападающие удары против двойного блока Вариант усложнения. 1) то же, но один блокирующий игрок эпизодически выполняет прыжок на блок и не выполняет (например: один низкорослый блокирующий в момент разбега нападающего меняется местами с высокорослым блокирующим).

Просмотров работы: 94