ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ: ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ: ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

Егоров В.С. 1
1ВО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема замещающих семей достаточно актуальна в настоящее время. Для полноценного развития личности ребенку необходимо быть в окружении любящих родителей, которые будут поддерживать его, заботиться и давать чувство надежности и защищенности [1, 4]. Если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, то система замещающих семей становиться просто необходимым условием культурного и нравственного воспитания ребенка, что бы в дальнейшем он мог построить свою собственную семью на примере собственной замещающей семьи [2, 3].

Замещающие семьи» - не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, приемных семей детских домов семейного типа. Замещающая семья – это особая семейная система, объединяющая в себе базисную семью и приемного ребенка [5].

Следуя из того, что нормальные детско-родительские отношения необходимы для удачной адаптации ребенка в семье и в дальнейшем позитивном развитии его личности, было решено провести исследование на базе государственного учреждении Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4» г. Щекино. Одной из главных причин выбора данного учреждения как базы для исследования – это большой перечень индивидуальных и групповых видов работ, предлагаемый специалистами для замещающих семей. В диагностике учувствовало три замещающие семьи.

I семья:– полная семья, мама занимает должность в частной компании, папа занимается недвижимостью в риэлтерской фирме, семья проживает в частном доме, достаток выше среднего, до решения взять ребенка в семью родители родных детей не имели, не было опыта общения с детьми. Семья прошла курсы приемных родителей на базе Территориального отдела по Щекинскому району, было организованно знакомство с ребенком на базе социально-реабилитационного центра. На всех встречах с потенциальными родителями присутствовали специалисты, которые работали с ребенком: педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели этой группы. Для налаживания контакта ребенка было организованно пребывание ребенка в данной семье в выходные дни и каникулярное время (с учетом желания самого ребенка). После помещения ребенка в семью специалистами центра отслеживались взаимоотношения несовершеннолетнего с членами семьи: организации патроната семьи специалиста данного центра, организация круглого стола по итогам пребывания ребенка в семья в течении первого месяца, приглашение всей семьи на досуговые мероприятия, праздники, экскурсии.

II семья:– полная семья, мать занимает должность заместителем директора по административно-хозяйственной работе в школе, отец работает водителем общественного транспорта, достаток средний, имеют совершеннолетнюю дочь, которая живет отдельно, ребенка взяли в семью более года назад. Хоть родители и имели опыт в общении со своим родным ребенком в прошлом, первые несколько месяцев в общения с приемным ребенком имелись трудности. По этой причины, после посещения курсов приемных родителей на базе Территориального отдела по Щекинскому району, так же были обращения за квалифицированной помощью к специалистам ГУ ТО СРЦН №4 г. Щекино. После помещения ребенка в семью специалистами центра так же отслеживались взаимоотношения несовершеннолетнего с членами семьи: организации патроната семьи специалиста данного центра, организация круглого стола по итогам пребывания ребенка в семья в течении первого месяца, приглашение всей семьи на досуговые мероприятия, праздники, экскурсии. После принятия

III семья:– супруга занимает должность педагога дополнительного образования на базе центра детского творчества, супруг военный пенсионер, в настоящие время работает тренером по боевым искусствам в детской спортивной школе, достаток средний, родных детей нет, ребенка взяли в семью девять месяцев назад. Опыт общения с детьми в основном основан на профессиональной деятельности. Также, как и предыдущие две, данная семья курсы приемных родителей на базе Территориального отдела по Щекинскому району, было организованно знакомство с ребенком на базе социально-реабилитационного центра. На всех встречах с потенциальными родителями присутствовали специалисты, которые работали с ребенком: педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели этой группы. Для налаживания контакта ребенка было организованно пребывание ребенка в данной семье в выходные дни и каникулярное время (с учетом желания самого ребенка). После помещения ребенка в семью специалистами центра отслеживались взаимоотношения несовершеннолетнего с членами семьи: организации патроната семьи специалиста данного центра, организация круглого стола по итогам пребывания ребенка в семья в течении первого месяца, приглашение всей семьи на досуговые мероприятия, праздники, экскурсии.

Анализ анкетирования замещающих семей показал, что у всех трех семей имеет место отсутствие негативных эмоциональных состояний. При этом только небольшую эмоциональную напряжённость показала одна семья.

По анализу результатов методики «Родительское сочинение» О.А. Карабанова можно сделать вывод, что все три семьи имеют активную родительскую позицию. На основе результатов методики видно, что ни у одной из семей дети не имеют невроза, а все имеющиеся отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенности ребенка. При анализе результатов исследования по тесту «Тест детско-родительских отношений» выявилось, что у всех трех семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными, и позитивными в зависимости от ситуации.

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что все три семьи имеют нормальные детско-родительские отношения. Но в одной семье наблюдались проблемы во время адаптации ребенка в семье. Так же можно выделить высокую степень ответственности замещающих семей, с которой они подошли к проблеме воспитания ребенка. Стоит отметить активную родительскую позицию и хорошо налаженный контакт с детьми во всех семьях.

Полученные в ходе диагностики данные позволяют сделать вывод о том, что родители в данных замещающих семьях имеют активную родительскую позицию, хорошо осведомлены о жизни ребенка и проявляют заботу, осведомлены о местах, где они могут получить консультации, различные виды психолого-педагогической помощи. Данные выводы могут указывать о высокой компетентности замещающих родителей в вопросах семейного воспитания приемных детей.

На основе результатов исследования был разработан и апробирвоан проект «В кругу семьи». Цель проекта: создание пространства взаимоподдержки приемных родителей и опекунов, помощь специалистов в сохранении благоприятного психоэмоционального климата в опекунских и приемных семьях, оказание своевременной правовой, социальной, психолог–педагогической помощи и поддержки замещающим семьям, а также поддержка родителей, способствующая успешной адаптации приемного ребенка в семье, профилактика вторичного отказа от ребенка.

Основные направления проекта: социальная, правовая, психолого-методико-педагогическая поддержка замещающих семей, распространение положительного опыта приемных семей через средства массовой информации, досуговые мероприятия для замещающих семей, индивидуальное консультирование родителей по возникающим проблемам, групповые тренинговые занятия, проблемные и игровые ситуации, лекции, беседы, семинары-практикумы и др.

Список литературы

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 368 с.

  2. Бобылева П.А. Оценочные показатели благополучия ребенка в разных формах замещающей семьи с учетом возрастных стандартов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: метод. Рекомендации. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2006. - 96 с.

  3. Климантовой Г.И. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Изд-во РГСУ, 2011. - 222 с.

  4. Николаева Е.И. Приемная семья – ваш путь к счастью. – М: ЭЛПИС, 2013. – 286 с

  5. Энциклопедический словарь по социологии. Под ред. Е.М. Бабосов. – М.: Либроком, 2009. – 470 с.

Просмотров работы: 108