ИДЕИ ПАТРИОТИЗМА В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИДЕИ ПАТРИОТИЗМА В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ОБ АВТОРАХ
  1. Зарипов Нияз Айратович, аспирант кафедры общественных наук УГАТУ.

Идеи патриотизма в новейший период развития государства приобрели особую актуальность. Это связано с рядом событий, произошедших в последние годы. Изменилось отношение и к самому понятию "патриот". Теперь оно наполнено другим смыслом и каждый индивид вкладывает в него свое содержание.

Прежде чем говорить о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо раскрыть сущность данного понятия. Большинство источников под патриотизмом понимают принципы, чувства, которые выражают любовь к Родине, готовность ради нее пожертвовать своими интересами, собой, быть преданным ей. Н. Чернышевский говорил: «Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это народ» [4, с.142]. Другими словами, патриотизм – это такое отношение человека к Родине и Отечеству, когда личное благо приносится в жертву обществу.

Зарождение идей патриотизма происходило еще в античности. Тогда термин «родина» применялся к родному городу-государству. В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного» и имперского. Римские правители в целях объединения народа империи, делали попытки сформировать общеимперские культы. А некоторые из них были основаны на обожествлении императора.

В более поздний период, в эпоху французской и американской буржуазных революций (ХVIII в.) понятие «патриотизм» претерпело смысловое изменение. Он было тождественно понятию «национализм». Другим синонимом патриотизма во Франции и Америке в этот же период было понятие «революционер». [5]

История человечества знала множество примеров, когда в сложные периоды (к примеру, войны) развития какой-либо страны находились люди-патриоты, которые вставали на защиту своей Родины и ценой собственной жизни отстаивали ее независимость. Благодарные потомки, в память о них, называли их именами площади, улицы, устанавливали памятники, стеллы, барильефы, которые имели не только художественный, но и воспитательный смысл.

В СССР в период с 1917 по 1930 годы понятие «патриотизм» имело негативный смысл. Это обуславливалось тем, что таких людей считали «буржуями». Такое понимание было во всем обществе. Но с середины 1930-х годов в идеологии советского государства произошел переворот и идея «национального патриотизма», «советского народа» стала одной из ведущих. Это течение стало усиливаться во время Великой Отечественной войны. Начиная с конца 1960-х и в начале 1980-х в ряде социальных наук получила развитие точка зрения, согласно которой патриотизм должен был исследоваться как явление общественного сознания. Примерно с середины 1980-х он уже стал объектом изучения обществоведов как феномен общественного сознания.

В наше время воспитанию патриотизма уделяется большое внимание. По данным опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения 2014 года, более 80% опрошенных граждан считают себя патриотами. Можно утверждать, что и в 2017 году уровень патриотизма граждан нашей страны нисколько не упал. В качестве доказательства достаточно вспомнить проведение в России зимних Олимпийских игр в Сочи, присоединение полуострова Крым, парады победы на Красной площади, в ходе которых была продемонстрирована мощь нашей державы. Также не стоит забывать про богатую историю страны, событиями которой мы все гордимся и восхищаемся. Все это способствовало поднятию патриотических настроений. 3 февраля 2016 года президент России В. В. Путин на встрече с предпринимателями, входящими в Клуб лидеров отметил: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» [3].

На наш взгляд, для воспитания патриотических чувств, недостаточно проводить лишь конкурсы и мероприятия в дошкольных и школьных учреждениях. Ведь чем старше становится ребенок, тем больше он осознает, что страна, в которой он живет, не такая идеальная. Если государство хочет воспитать поколение патриотов, необходимо уделять внимание и другим сферам жизни, смотря на которые, это поколение будет любить свою Родину.

Патриотическое воспитание в России имеет общественно-государственный характер и реализуется во всех сферах образования и культуры.

Воспитание патриотизма начинается c самого детства. Уже в дошкольных учреждениях и в школе проводятся различные конкурсы, дети участвуют в мероприятиях, посвященные праздникам, также существует детские военно-патриотические общественные организации. Все это помогает сформировать чувство патриотизма. Немаловажную роль в развитии патриотизма играют и родители с педагогами. Еще в 18 веке писатель и философ Шарль де Монтескье писал: «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов» [2, с. 36].

Формирование патриотизма у студентов осуществляется в рамках тематических конкурсов, а также через реализацию проведения профильных смен в рамках всероссийских образовательных форумов «Селигер», «Машук», «Бирюса» и других.

На протяжении нескольких лет в России существует несколько общественных организаций, которые реализуют общественные проекты, такие как: Бессмертный полк, Подвиг народа ВОВ, Российское военно-историческое общество, Моя страна – моя Россия и другие.

Когда говорят о патриотизме, нельзя не отметить нравственное воспитание. Нравственность – это склад души, который выражается в страстях и поступках, это духовные и этические нормы и правила, правила поведения. Основным источником нравственного воспитания подрастающего поколения является учебная деятельность. На протяжении всего периода обучения ребенка происходит формирование его духовной и нравственной стороны. Большое влияние имеют такие предметы, как история и литература. Но самих предметов недостаточно. Немаловажен и такой фактор, как педагог. Именно его отношение к работе, его уважение к истории, профессионализм, отношение к другим людям определяет и укрепляет в подростках понятие морали и нравственности.

Еще одним источником нравственного опыта подростка можно назвать искусство, то есть знакомство подрастающего поколения с музыкой, театром, живописью и т.д. Оно должно быть разнообразным и постоянным. Можно сказать, что искусство незаменимо в воспитании, так как оно может показать те моменты, с которыми подросток еще не сталкивался, но эти моменты могут повлиять на формирование нравственных качеств. [1]

Также в России существует нормативно-правовые акты и регулирующие органы, которые поддерживают формирование патриотизма:

  • распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 134-р «Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года»;

  • государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020гг.»;

  • приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года N 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».

Безусловно, в настоящее время - воспитание патриотизма является важным моментом. Несмотря на все разногласия между странами, каждый человек должен любить свою страну. Патриотизм должен формировать духовные и нравственные ценности, которые граждане России должны соблюдать. Без этих составляющих, не будет единого гражданского общества.

Еще не так давно патриотизм сводился к военно-патриотической теме. Эта традиция сохраняется. Об этом могут сказать программы в направлении патриотизма, которые участвуют в разных субъектах Российской Федерации.

Без патриотизма нет государства, нет народа. Именно поэтому в последнее время возрождается воспитание духовного патриотизма. В связи с этим ужесточают законы в отношении насилия, жестокости, несвойственного россиянам образа жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Кондратьева Н.В. «Духовно-нравственное воспитание в современном российском обществе» // Издательский дом «Первое сентября» [Электронный ресурс] - URL: http://festival.1september.ru/articles/600234/

  2. Монтескье, Шарль «О духе законов» // Гражданское общество России [Электронный ресурс] - URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Monteskye_O%20dukhe.pdf

  3. Обращение президента Российской Федерации в ходе встречи с Клубом лидеров, неформального объединения средних и мелких предпринимателей. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2907316

  4. Патриотизм. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Патриотизм

  5. Чернышевский Н.Г., Собрание сочинений в пяти томах. Том 4. Статьи по философии и эстетике. - М., «Правда», 1974.

Просмотров работы: 553