ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Кузьменко И.В. 1, Морозов К.М. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В период взросления и становления подростков как личностей, молодые люди сталкиваются с возможностями выбора различных альтернатив, предлагаемых обществом. Для того, чтобы помочь им сделать правильный выбор, необходимо предложить молодежи стройную систему новых наработанных гражданских ценностей и идеалов, помочь в осмыслении глубоких изменений, происходящих в эпоху социальных кризисов. В таких условиях необходимо обогащать духовный мир личности и формировать у индивида неисчерпаемый арсенал ценностей. Среди духовно-нравственных ценностей выделяется патриотизм, как основа дальнейшего развития общества и становления его национального самосознания.

В связи с этим, тема нашего исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение формирования смысложизненных ориентаций у студентов в процессе военно-патриотического воспитания».

Проблема: Каковы условия формирования смысложизненных ориентаций у студентов? Влияет ли военно-патриотическое воспитание на формирование смысложизненных ориентаций?

Объект исследования: Процесс формирования смысложизненных ориентаций у студентов.

Предмет исследования: Влияние военно-патриотического воспитания на процесс формирования смысложизненных ориентаций у студентов.

Цель работы: разработка и апробация программы формирования смысложизненных ориентаций у студентов средствами военно-патриотической клубной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать понятие «смысложизненные ориентации» на основе теоретического анализа литературы.

  2. Определить теоретические основы процесса формирования смысложизненных ориентаций у студентов колледжа в условиях военно-патриотического клуба.

  3. Выявить психолого-педагогические условия формирования смысложизненных ориентаций у студентов колледжа в условиях военно-патриотического клуба.

  4. Разработать и апробировать программу формирование смысложизненных ориентаций у студентов колледжа в условиях военно-патриотического клуба.

  5. Экспериментально проверить разработанную модель.

Актуальность исследования психолого-педагогического сопровождение формирования смысложизненных ориентаций в процессе военно-патриотического воспитания подростков определена потребностью государства влиять на вектор развития личности с учетом заложенных в ней явных и скрытых возможностей направленной к будущей созидательной деятельности.

Патриотизм сегодня рассматривается как важная характеристика жизненной позиции личности, для которой характерна вера в возможности человека, стремление к преодолению возникающих трудностей, стремление трудиться на благо граждан своей страны. Определение жизненной позиции взрослеющими поколениями, ее нравственных, духовных оснований является существенной характеристикой развития личности на пороге самостоятельной жизни.

В настоящее время перед системой образования встает задача воспитания поколения социально активных членов общества, ответственных за обеспечение безопасности России, за укрепление государства, что напрямую зависит от целенаправленной работы по патриотическому воспитанию молодежи, призванной играть ключевую роль в судьбе страны.

Тема патриотического воспитания граждан в последнее время становится все более актуальной. Правительством РФ принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», в которой задача формирования патриотических чувств и сознания рассматривается в качестве необходимого условия для консолидации общества, поддержания общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов Российской Федерации. «Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».

Анализ источников, личный опыт работы с обучающимися по разным направлениям патриотического воспитания дает возможность выделить основные принципы воспитательного процесса:

- обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;

- обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

- диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;

- интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;

- опора на новые концепции организации и осуществления учебно- воспитательного процесса и па новое понимание основных педагогических понятий;

- опора па положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:

- координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриот.

Проведенное нами исследование показывает, что патриотизм сегодня рассматривается как важная характеристика жизненной позиции личности, для которой характерна вера в возможности человека, стремление к преодолению возникающих трудностей, стремление трудиться на благо граждан своей страны. Подростковый возраст отличается не только протестностью, но и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность взрослеющего человека, более разнообразными и содержательными становятся его отношения с другими - сверстниками, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Духовно-нравственный потенциал личности в старшем подростковом возрасте представляет собой динамическую психологическую систему, включающую нравственные характеристики личности, ее познавательные способности, ценностно-смысловые ориентации, определяющие самореализацию в совместно-распределенной деятельности, в самодеятельности.

На передний план выходит решение задачи по созданию условий для личностного роста и саморазвития подрастающего поколения, определение личностью целей своей жизни, выдвижение смысложизненных ориентиров на основе субъектной позиции смыслотворчества и жизнеопределения. Организация патриотического воспитания должна быть сориентирована на индивидуальность личности обучающегося, предусматривать его вовлечение в социально ориентированные виды деятельности, результаты которой обязательно должны получать общественную оценку.

Просмотров работы: 107