МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Евтова Е.Е. 1, Мишагина О.М. 1
1Ивановский государственный университет (Шуйский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Право на образование «особого» ребенка закреплено в международных и российских нормативных актах. В частности, в Конституции РФ (ст. 43), Законе «Об образовании в РФ» (ст. 5, 18, 50, 52), Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 18, 19).

Статья 18 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. N 3266-1 посвящена дошкольному воспитанию:

«3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».

Эксперимент проводился на базе МДОУ детский сад №1 и МДОУ детский сад №2 г. Владимир, где созданы группы «Особый ребенок». В эксперименте участвовали 10 и 10 семей соответственно, имеющих детей старшего дошкольного возраста с различными медицинскими диагнозами: ДЦП, РДА, ЗПР психогенного происхождения, слабослышащие. Мы определили, что семьи детей, находящихся в МДОУ детский сад №1 – это 1-ая экспериментальная группа, а дети из МДОУ детский сад №2 – 2-ая экспериментальная группа.

В исследованных нами семьях у родителей в основном отсутствует позитивное, грамотное в воспитательном плане отношение к детям. Родители требуют от детей безоговорочного послушания и дисциплины, стараются навязать детям свою волю, не в состоянии встать на точку зрения своего ребенка. (60%) - гиперсоциализация. В 20% семей родители видят своих детей младше по сравнению с реальным их возрастом, не доверяют своему ребенку (20%) - «маленький неудачник». В 20 % семей родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Родители ощущают себя одним целым с ребенком, стремятся удовлетворить все потребности - симбиоз.

Достаточным уровнем представления о семье и семейной жизни обладают 20% детей. Средним уровнем развития представления обладают 40% детей. Уровень ниже среднего выявлен также у 40% детей. Это свидетельствует о том, что только 20% детей имеют достаточное представление о семье и семейных отношениях.

В целях реализации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, была составлена программа по взаимодействию детского сада и семьи, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Цель формирующего этапа - создать модель совместной деятельности семьи, педагогического коллектива ДОУ средствами интеграции их усилий в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы – психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, формирование навыков самостоятельного разрешения проблем.

Задачи:

1) структурировать работу детского сада с родителями, предать ей комплексный характер;

2) повышение квалификации специалистов учреждений разной ведомственной принадлежности, оказывающих услуги семьям, воспитывающим детей с ОВЗ;

3) повышение родительской компетенции, рост уровня психолого-педагогических знаний родителей о воспитании и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

4) оказания индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ;

5) создание положительного эмоционального фона семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

В качестве первого блока модели мы выделили целевой компонент, который представляет собой постановку специалистом и принятие семьями целей и задач совместной работы. Исходя из этого формируется цель программы - психолого-педагагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, формирование навыков самостоятельного разрешения проблем. Здесь же определяются задачи психолого-педагогического сопровождения семей.

Цель и задачи обуславливают выбор принципов (методологический компонент). Реализация данной модели предполагает организацию взаимодействия на основе следующих принципов: гуманности, развития, системности и всестороннего и целостного изучения ребенка. Все принципы взаимосвязаны, вследствие чего обеспечивается комплексность психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Третьим блоком модели выступает содержательный компонент, который включает содержание и процесс деятельности педагога-психолога, а также процесс деятельности самой семьи ребенка с ОВЗ.

В своей работе педагог-психолог, ориентируясь на запрос семьи, реализует следующие функции: социально-педагогическая, социально-реабилитационная, посредническая, психотерапевтическая и правозащитная.

Функции взаимосвязаны с направлениями деятельности. Мы выделили следующие направления работы: социально-педагогическое, социально-медицинское, социальное партнерство, психолого-педагогическое и правовое.

Процесс деятельности педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ условно мы разделили на четыре этапа(методический компонент).

На подготовительном этапе была осуществлена диагностика проблем семей, установлен первичный контакт со всеми членами семьи, изучен состав семьи (составлена индивидуальная карта семьи и карта ребенка), согласован план работы с семьями и ДОУ. Также были определены потребности детей и родителей и возможности организации из взаимодействия со специалистами. На данном этапе семьи оказывали содействие педагогу-психологу и информировали его о всех возникающих проблемах.

На этапе построения индивидуальных траекторий разрешения проблем семей нами были определены возможные средства, методы и технологии в зависимости от направления индивидуальной карты реабилитации детей с ОВЗ. На данном этапе было осуществлено взаимодействие с учреждениями системы социальной защиты, образования и здравоохранения, а также общественной организацией «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «Свет» и межрегиональной общественной организацией «Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии», способных помочь в разрешении имеющихся проблем у семей и направлений их психолого-педагогического сопровождения. На основе вышесказанного, педагог-психолог выстраивает индивидуальную траекторию психолого-педагогического сопровождения семей и определяет согласие родителей на использование средств, методов и технологий в работе с ними.

На этапе взаимодействия педагог-психолог активизирует собственные ресурсы семьи с целью самостоятельного решения их проблем. С этой целью он использует тренинги, консультации, беседы, игры, практикумы и т.д., вследствие чего семья с помощью специалистов выбирает наиболее оптимальную индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения, наиболее подходящую к конкретной семье. На данном этапе семья определяется с конечным набором средств, методов и технологий, которые она сможет самостоятельно использовать в дальнейшем.

На этапе выработки собственных решений мы оказывали всестороннее содействие и корректировку отклонений семей от выбранных траекторий психолого-педагогического сопровождения. Главной целью этапа явилось самостоятельное разрешение семьей своих проблем, опираясь на свои индивидуальные траектории.

Оценочно-результативный компонент модели предусматривает диагностику со стороны педагога-психолога, самодиагностику со стороны семьи по совместно выбранным критериям и показателям. Диагностика ориентирована на изучение потенциала семьи с целью выбора оптимального для них индивидуального или реабилитационного пути, обеспечивающего индивидуальную траекторию разрешения проблем. Этот компонент соотносит ожидаемые результаты с возможными проблемами и целью психолого-педагогического сопровождения.

Эффективность разработанной программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ будет рассмотрено на контрольном этапе эксперимента.

Просмотров работы: 257