СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследованием социальной компетентности детей школьного возраста занимались в своих психолого-педагогических исследованиях Т.В. Антонова, И.А. Зимняя, Н.В. Калинина, В.В. Новикова, Т.И. Самсонова, В.В. Цветков.

В педагогическом словаре приводится следующее определение: «Социальная компетентность (социальный - межличностный; компетенция, от лат. competere, - встреча) подразумевает способность к межличностным отношениям» [3,с.32].

Социальную компетентность, ученые (Т.В. Антонова, О.Ф. Борисова, Л.Н. Гиенко, Н.В. Калинина, В.В. Новикова и др.) предлагают рассматривать «как особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умение добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление их собственных желаний» [1,с.117].

Л.А. Баранова пишет: «Социальная компетентность - интегрированный комплекс социальных компетенций, который базируется на системе личностных психологических особенностей, нравственных ценностей и установок личности. В совокупности позволяет индивиду успешно взаимодействовать с обществом и продуктивно выполнять различные социальные роли» [2, с.16].

Формирование социальных умений и навыков происходит в непосредственном опыте ребенка, а именно в специально организованной деятельности. Становление ребенка как личности требует включения его в процесс самостоятельного приобретения социального опыта и освоения социальных отношений.

Так, Д.И. Фельдштейн констатировал явную недостаточность уровня сформированности социальной компетентности. А именно 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер. Из этого следует, что необходима психолого-педагогическая работа по формированию социальной компетентности младших школьников [4, с. 23-24].

Наше исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы с. Холуй Ивановской области. В исследовании принимали участие учащиеся 4 «А» класса в количестве 24 человек, которые составили контрольную группу, и учащиеся 4 «Б» класса в количестве 24 человек, составившие экспериментальную группу.

Анализ результатов диагностического обследования, проведенного нами в ходе опытно-экспериментальной работы с младшими школьниками 4 «А» и «Б» классах позволил выявить, что недостаточная сформированность социальной компетентности у детей проявляется в следующем:

  1. находятся на среднем уровне в «А» классе (42%), в «Б» классе (46%), на низком уровне в «А» классе (12%), в «Б» классе (4%) коммуникативные склонности детей;

  2. находится на среднем в «А» классе (24%), в «Б» классе (26%) и на низком в «А» классе (8%), в «Б» классе (4%) уровне социализированность учащихся;

  3. находится на среднем уровне в «А» классе (60%), в «Б» классе (70%) нравственная самооценка учащихся;

  4. находятся на среднем уровне навыки этики поведения, отрицательные ответы детей в «А» классе составляют (28%), в «Б» классе (32%);

  5. находятся на среднем уровне (60%) и ниже среднего (20%) отношения к жизненным ценностям в 4 «А» классе, в 4 «Б» классе (50%) находятся на среднем уровне и ниже среднего (25%);

  6. находится на среднем уровне (75%) и на высоком (25%) нравственная мотивация учащихся в 4 «А» классе, в 4 «Б» (70%) находится на среднем уровне и на высоком уровне (30%).

На основании выявленных данных, мы сделали вывод, что необходима специально организованная социально-педагогическая деятельность, направленная на формирование и развитие социальной компетентности младших школьников.

Для определения идентичности групп (классов) мы подвергли результаты исследования статистическому анализу с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Результаты расчета показали, что различия являются не значимыми. Далее 4 «А» класс мы берем как контрольная группа, а соответственно 4 «Б» класс будет являться экспериментальной группой в исследовании.

Нами была разработана программа по формированию социальной компетентности младших школьников.

Цель программы – формирование социальной компетентности младших школьников.

При реализации данной программы решаются следующие задачи:

  1. организация целенаправленной педагогической деятельности в ходе работы по формированию социальной компетентности учащихся начальных классов;

  2. обеспечение планомерного усвоения учащимися необходимых знаний, связанных с социальными взаимоотношениями;

  3. развитие и поддержание у детей интереса и доброжелательности к окружающим людям, чувства дружбы и товарищества;

  4. формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков других людей;

  5. повышение уровня самоконтроля своего эмоционального состояния в ходе взаимодействия;

  6. развитие творческих и организаторских способностей, активности и самостоятельности детей в процессе взаимодействия;

  7. осознание практического значения знаний, получаемых в процессе занятий.

При реализации формирующего этапа экспериментальной работы мы проводили с детьми: беседы; классные часы; игры на общение; внеурочные мероприятия.

Наша психолого-педагогическая программа разработана на один учебный год для учащихся 4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог.

Мы изначально в качестве экспериментального класса выбрали тот класс, в котором результаты диагностики были ниже по отношению к другому классу. В итоге мы получили, что коммуникативный критерий в экспериментальном классе показывает: низкого уровня не стало, средний и высокий уровни сравнялись с контрольной группой. Нравственно – ценностный (нравственная самооценка учащихся) критерий показывает: высокий и средний уровни сравнялись с контрольной группой. Нравственно – ценностный (навыки этики поведения учащихся) критерий показывает: положительные ответы в экспериментальной группе стали выше на 2%, чем в контрольной группе, отрицательные ответы на 2% меньше, чем в контрольной группе. Нравственно – ценностный (отношение к жизненным ценностям учащихся) критерий показывает: низкого уровня в экспериментальной группе не стало, средний уровень сравнялся с контрольной группой, высокий уровень в экспериментальной группе преобладает на 18%. Нравственно – ценностный (нравственная мотивация учащихся) критерий показывает: высокий уровень в экспериментальном классе выше на 35%. Поведенческий критерий показывает: низкого уровня в экспериментальном классе не стало, средний уровень преобладает на 2%, высокий на 4%.

Таким образом, на материале проведённого исследования было доказано, что использование психолого-педагогической программы является эффективным средством по формированию социальной компетентности у начальных классов.

Литература:

  1. Авдеева С.Н. О способностях ребенка младших классов. – М., 1998.

  2. Баранова Л.А. Социальная компетентность: условия формирования и проявления // Человек и общество (научный и общественный альманах) / под ред. В.Е. Семенова. Выпуск XXXI СПб.: ПБУ. - 2006. - С. 111 - 121.

  3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.

  4. Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения - Вестник практической психологии образования - 2009/2

Просмотров работы: 252