РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Захарова А.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Школа остается для ребенка одним из главных социализирующих институтов, однако она не всегда эффективно помогает школьнику-подростку в социализации. Работа психолога будет результативна при взаимодействии с педагогами, врачом, юристом, социальным работником. Это важно для положительного, и формирующего личность школьника, влияния образовательной среды. Ведь подростки испытывают особую потребность в самоутверждении, определении смысла собственной жизни и жизни окружающих людей, ощущении справедливости и значимости происходящего с ними. Поэтому помощь «трудным подросткам» неразрывно связана со стимулированием личной активности и созидательных усилий, формированием чувства ответственности, осмысленного отношения к своим обязанностям, нетерпимости к нарушению справедливых, честных и искренних отношений между людьми.

Администрация общеобразовательной школы, социальные педагоги, психологи, классные руководители, являясь связующим звеном между социальными институтами, помогают трудным подросткам в период их адаптации социального взросления, профессионального определения, создают условия благоприятного психологического комфорта, ставят и определяют задачи развития ребенка, обеспечивают содержание работы соответственно поставленным целям. При этом учитывают возрастные и психологические особенности учащихся. Поэтому при работе с трудными подростками психологу, в первую очередь, необходимо выяснить состояние проблемы и поведения подростка. Во-вторых, нужно разработать систему совместной работы педагогов и психологов с трудным подростком в условиях общеобразовательной школы. [4]

Работа педагогов и психологов по формированию положительной мотивации к обучению у трудных подростков должна представлять собой систему мер, включающую педагогическую диагностику поведения подростков и определение особенностей асоциальных компонентов мотивационной и других сфер их индивидуальности, выбор и применение адекватных этим особенностям методов и приемов психолого-педагогического воздействия в учебно-воспитательном процессе. Для успешной работы с трудными подростками педагоги и психологи должны уметь выявить условия полноценного развития детей, определить специфику развития детей с трудностями в поведении, разработать специальные меры, направленные на нормализацию психического развития трудных детей, изучить характерные черты детей с аффективным поведением, знать и использовать основные психолого-педагогические направления в работе с ними, профессионально владеть современными методами и формами коррекционной работы.

Психолог в системной деятельности с трудными подростками должен ориентироваться на следующие задачи:

  1. непосредственное практическое участие в разработке системных программ в работе с трудными подростками;

  2. совершенствование своей психологической и педагогической подготовки – систематическое усвоение разносторонних знаний, развитие способности упорядоченного осмысления любой информации;

  3. развитие системного анализа при разработке методического обеспечения;

  4. организация коллективной работы в рамках разработки и использования системных программ, совершенствование разнообразных психологических форм такой работы.[2]

Подготовка «трудных» подростков к профессиональному самоопределению должна учитывать их индивидуальные особенности, развивать психологическую готовность к самостоятельной деятельности, формировать умения принимать на себя ответственность за собственное будущее, а также на выработку мотивации трудового образа жизни вообще. Необходимо делать акцент на формировании потребности у подростков к самообразованию и развитию на протяжении всей жизни.

Исходя из выше изложенных теоретических положений и результатов диагностического обследования психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения «трудных» подростков необходимо реализовывать по трем направлениям:

1) информационное: формирование знаниевых основ профессионального самоопределения (информированность о мире профессий; знание разделения мира профессий по предмету, целям, содержанию труда; знание основных требований профессии к человеку);

2) личностно-формирующее: ориентация на ценностные основания профессионального выбора; формирование положительного эмоционального отношения к ситуации выбора профессии, к труду; автономности и самостоятельности, ответственного поведения при выборе профессии;

3) поведенческое: формирование умений планирования профессионального пути, отработка моделей по поиску и выбору профессии, отстаивания собственного профессионального выбора, возникающих во взаимодействии проблем.[2]

Профилактическая работа с трудными подростками включает в себя диагностику, профилактику и коррекцию, при этом, каждый из этапов направлен на максимально эффективное воздействие на подростков «группы риска». Психопрофилактические программы включают в себя опросы, тестирование, тренинги, беседы, просветительскую деятельность, групповую и индивидуальную работу с подростками, склонными к проявлению девиаций. Программы направлены на социальную адаптацию, усвоение социально-культурных норм и ценностей.

Практический психолог применяет в работе с подростками различного рода тренинги и аутотренинги. Так как у трудных подростков наблюдаются нарушения в познавательной активности, то работа дефектолога будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, память, мышление, развитие восприятия, в использовании в своей работе коррекционных приемов, направленных на развитие образного, логического мышления.[1]

Итак, работа педагога-психолога с трудными подростками в условиях общеобразовательной школы нацелена на успешную социализацию и успешное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. Виды мероприятия такие же как и с детьми подросткового возраста, только уклон делается на профилактику асоциального развития поведения и сопровождение в учебном процессе. Основным направлением в профилактике можно назвать – саморазрушающее поведение, зависимое и конфликтное поведение. В сопровождении делается больше акцент на профессиональное определение и сопровождение детско-родительских отношений. Также важно в работе с трудными подростками применять комплексный и системные подходы, а профилактика должна быть непрерывной. Средствами могут служить как индивидуальные планы коррекции, сопровождения, так и групповые.

Список литературы.

  1. Амосова О.С. «Трудные подростки» и социальная запущенность // Фундаментальные проблемы науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 22-26.

  2. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Развитие нравственной сферы личности подростка: Монография. – Курган.: Изд-во Курганского государственного университета, 2011. - 147 с.

  3. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков. - Москва-Берлин.: Международное издательство «Palmarium», 2013.

  4. Стукаленко Н.М. Педагогическая работа с трудными подростками при содействии школьных психологов // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. - №2.

Просмотров работы: 205