РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мельник Е.В. 1, Мельник Е.В. 2
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета г. Шуя, Россия
2МБОУ СОШ № 43 ст. Северская
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальной проблемой детского коллектива в образовательном учреждении является проблема воспитания лидера, ведь это наиболее важные качества человека в современном мире, наряду с мобильностью и конкурентоспособностью. В современном обществе данная проблема активно исследуется в педагогике и психологии, давая основания для аккумулирования новейших достижений теории и практики в разработку концепций к организации педагогического процесса в образовательном учреждении.

Наиболее значимым возрастом для развития лидерских качеств личности является младший школьный возраст, это объясняется тем, что именно в этот период становления личности ребенка происходит расширение диапазона совместных, коллективных дел, где происходит развитие таких черт личности как целеустремленность, организованность, позитивная направленность, а так же формируются жизненные ценностные ориентиры, которые в дальнейшем будут основой, определяющей его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

Целью нашего исследования сталовыявление психолого-педагогических условий развития лидерских качеств у младших школьников.

В качестве объекта мы определили – внеурочную деятельность в общеобразовательной школе.

Соответственно предмет исследования – психолого-педагогические условия развития лидерских качеств личности младшего школьника во внеурочной деятельности.

Исходя из этого мы получили, задачи, которые необходимо решить во время проведения работы:

  1. Изучить научную литературу и определить теоретические основы понятия «лидерство».

  2. Изучить опыт работы педагогов и педагогов-психологов в данной области.

  3. Разработать содержание разноплановой внеурочной деятельности и способы включения в нее ребенка.

  4. Разработать программу формирования лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.

  5. Дать оценку эффективности данной программы развития лидерских качеств личности у младших школьников.

Методы исследования:

Теоретические: изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы, нормативно-законодательных документов Российской Федерации;

Эмпирические методы: наблюдение, анализ документации, эксперимент, анкетирование, методы количественного и качественного анализа результатов исследования.

Проанализировав литературу можно понять, что термин лидер происходит от английского слова «leader» -«ведущий». Исходя из множества существующих определений понятия «лидер», мы выделили основные признаки, по которым его можно охарактеризовать:

  1. принадлежность к группе (лидер – именно член группы, он «внутри», а не «над» группой);

  2. положение в группе (лидер пользуется в группе авторитетом, у него высокий статус);

  3. совпадение ценностных ориентаций (нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы);

  4. воздейственность лидера на группу (влияние на поведение и сознание остальных членов группы со стороны лидера, организация и управление группой при достижении групповых целей);

  5. источник выдвижения лидера в группе.

Основной нашей целью было создание программы по развитию лидерских качеств у детей младшего школьного возраста. Был определен и разработан комплекс занятий по развитию лидерских качеств, где одновременно решались следующие задачи:

1. Выявить наиболее активных детей в разных видах детской деятельности.

2. Определить специфику проявлений лидерских качеств младшими школьниками.

3. Составить индивидуальные характеристики детей-лидеров с учетом выявленных у них личностных качеств и ситуации их социального развития.

Необходимо отметить, что при разработке программы мы принимали во внимание: традиционные принципы ее построения, природную активность ребенка и его положительные качества (новое педагогическое мышление, создание ситуации успеха, принцип комплиментарности, гумманизации и демократизации педагогического процесса, и др.), соотносящиеся с процессом становления личности ребенка.

В конечном итоге, путем повторной диагностики проявления лидерских качеств у учащихся, мы проверяем эффективность занятий по развитию лидерских качеств у младших школьников, в ходе которого хочется сделать следующие выводы: программа педагогически целесообразна, она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда можно распознать на уроке, развитию интереса у детей к различным видам деятельности, стремлению участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свой досуг. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, трудовой, спортивной, познавательной, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом контексте, что в комплексе даст большой воспитательный эффект.

Просмотров работы: 244