ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Андрианова К.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследование осуществлялось в ноябре 2017 г. в МОУ «СОШ №4», г. Шуя, Ивановской области. В исследовании приняли участие учащиеся 7 класса в количестве 26 человек в возрасте 13-14 лет. Для изучения агрессивного поведения подростков мы использовали опросник А.Басса и А.Дарки. Цель данной методики: выявление агрессивных и враждебных реакций, виды агрессии.

На основе выявления агрессивных и враждебных реакций, видов агрессии у подростков по опроснику А.Басса и А.Дарки , мы получили следующие результаты:

  •  
    •  
      • физическая агрессия – 8 чел. (30,8 %), предпочитают использовать физическую силу против другого лица;

      • косвенная агрессия – 2 чел. (7,7 %) не прямым путем направляют агрессию на другое лицо или ни на кого;

      • раздражение – 3 чел. (11,5 %) демонстрируют готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

      • негативизм – у 2 чел. (7,7 %) оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев, правил и законов;

      • обида - 6 чел. (23,1 %) испытывают зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи от гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;

      • подозрительность – 10 чел. (38,5 %) проявляют недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить им зло, вред;

      • вербальная агрессия – 7 чел. (26,9 %) выражают негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (злословие, проклятия, угрозы);

      • чувство вины – 17 чел. (65,4 %) выражают возможное убеждение в том, что они являются плохими людьми, что поступают зло, а также ощущают угрызения совести.

Индекс агрессивности и враждебности у подростков в 7 классе получились в следующих значениях:

  • индекс агрессивности: выше нормы – 3 чел. (11,5 %), норма – 16 чел. (61,5 %), ниже нормы – 7 чел. (27 %).

  • индекс враждебности: выше нормы – 16 чел. (61,5 %), норма – 10 чел. (38,5 %), ниже нормы – 0 чел.

Таким образом, изучив агрессивные и враждебные реакции, виды агрессии у подростков в 7 классе с помощью опросника А.Басса и А.Дарки, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Уровень агрессивности в данном классе у большинства подростков (16 чел.) находится в норме, только у 3 человек он завышен. Однако, у 7 человек уровень агрессивности находится на уровне ниже нормы, что тоже не является показателем благополучного личностного развития, т.к. достаточный уровень агрессивности необходим для успешной социализации.

  2. Более половина подростков класса (16 чел.) проявили уровень враждебности выше нормы т.е. у них преобладает реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

  3. Одна треть подростков предпочитают использовать физическую силу против другого лица (физическая агрессия - 8 чел. выше нормы), либо выражают негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (злословие, проклятия, угрозы) (вербальная агрессия -7 чел. выше нормы).

  4. Распространёнными проявлениями в классе являются подозрительность - 10 чел. выше нормы, которые проявляют недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить им зло, вред.

  5. Чувство вины также преобладает у большинства подростков в классе - 17 чел. выше нормы, т.е. они выражают возможное убеждение в том, что они являются плохими людьми, что поступают зло, а также ощущают угрызения совести.

Исследование в данном классе привело к очень необычному результату, и, что нас больше всего заинтересовало, так это наличие 17 человек, испытывающих чувство вины. Большинство современных психологов называют чувство вины – деструктивной эмоцией, от которой нужно помочь избавиться ребёнку, но такие известные психологи, как Мартин Хоффман, Майкл Льюис считают чувство обиды нормальным явлением, которое необходимо. На наш взгляд нельзя однозначно сказать хорошо это или плохо. Чувство вины должно присутствовать, вопрос только в том, на основе чего оно возникло. В нормальных семьях, оно формируется само собой, в процессе воспитания, когда же в семье царит нездоровая обстановка и ребёнка постоянно винят во всех бедах, чувство вины становится патологией. Несомненно, в первом случае, это чувство помогает ребёнку в осознании неправильности своих действий, во втором же он начинает осознавать себя, как плохого человека, который во всём виноват, ведь от родителей он постоянно слышит упрёки «Безобразный, непослушный сын/дочь», обвиняющие его не в том, что он что-то не так сделал, а в том, что он «зло» по своей сущности. В здоровой семье такая методика воспитания, поможет ребёнку научиться оценивать правильность своей деятельности, самостоятельно проводить её корректировку, что же будет с ребёнком во второй семье? Он будет постоянно чувствовать себя неспособным что-либо выполнить правильно, будет пассивным, рвение же он будет проявлять в попытках угодить чужим интересам, ведь в детстве он старался исправить не свою деятельность, а себя для того, чтобы угодить родителям.

Ребёнок ещё не может противостоять укорам и анализировать их обоснованность, поэтому он начинает себя винить. Родители при воспитании ребёнка должны понимать, что нужно взвешивать каждое слово, прежде чем его сказать.

Вывод: с целью коррекции проявлений агрессии у подростков в данном классе, необходимо помочь им в самопознании и в овладении средствами, приемами конструктивного общения. Необходимо, также провести и работу с семьями подростков, для повышения педагогической культуры родителей.

Просмотров работы: 180