Традиционными формами работы классного руководителя с родителями являются: родительские собрания, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому, дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса.
Тематические родительские собрания, на которые следует приглашать психолога, врачей, юристов, представителей правоохранительных органов, будут способствовать устранению недопонимания родителями меры ответственности по воспитанию детей. Очень важно, чтобы не только учителя, но и родители максимально гармонично объясняли своим детям не только права, но и обязанности.
В современных условиях семье требуется квалифицированная помощь в лице школы, ведь только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно обнаружить и успешно решать проблемы развития ребенка, поэтому главная цель классного руководителя в педагогическом общении с родителями – это доверие. В арсенале деятельности классного руководителя должна быть педагогическая диагностика, тот психологический инструментарий, который поможет выяснить воспитательные возможности семьи.
Классный руководитель является центральным звеном воспитательного процесса и в большинстве случаев от того, насколько хорошо он справляется со своими обязанностями, судят обо всей школе. С целью изучения удовлетворенности родителей образовательного учреждения работой классного руководителя было проведено анкетирование родителей учащихся 7 класса одной из школ г. Иваново на тему «Работа классного руководителя глазами родителей». На основании полученных данных 50% родителей отметили высокий уровень удовлетворенности школой и 50 % родителей – средний, с низким уровнем удовлетворенности родителей работой классного руководителя не оказалось. Удовлетворены полностью: классом, в котором учится ребенок; комфортным пребыванием ребенка в среде своих одноклассников; хорошим классным руководителем; заботой о физическом развитии и здоровье ребенка. Удовлетворены частично: коллективом, в котором учится ребенок; доброжелательным отношением педагогов; справедливым оцениванием достижений ребенка; загруженностью учебными занятиями и домашними заданиями; педагогическим коллективом, который, по мнению родителей, не в полной мере учитывают индивидуальные особенности ребенка; работой кружков, клубов, секций в учебном заведении. Это свидетельствует о том, что родители и классный руководитель по большинству вопросов являются единомышленниками в деле воспитания и образования детей. В ходе беседы с классным руководителем было выяснено что для взаимодействия с родителями она использует как традиционные формы работы - родительские собрания, совместные мероприятия с участием детей и родителей, индивидуальные беседы и консультации, так форму общения через социальные сети. С помощью сети Интернет возможно оперативное общение, распространение и получение необходимой информации среди всех участников образовательного процесса: учитель – родитель – обучающийся.
Качество взаимодействия с родителями в большей степени зависит от профессиональных компетенций классного руководителя, что свидетельствует о необходимости педагога постоянно заниматься профессиональным развитием. Тесно взаимодействовать в вопросах воспитания детей с школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником, Работа классного руководителя будет эффективна только в том случае, если она проводится регулярно и систематически. Основой продуктивного взаимодействия классного руководителя и родителей является совместная заинтересованность сторон в прогрессивном интеллектуальном, физическом и эмоционально-волевом развитии детей.