Духовно-нравственное воспитание молодого поколения сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы. Особенное внимание данной проблеме уделяется в школьном обучении.
Реализация духовно-нравственного воспитания в школе в рамках Стандарта поддерживается вспомогательным документом - «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
В соответствии со Стандартом духовно-нравственное воспитание – это обязательная составляющая внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом для формирования личности обучающегося, особенно способствует его духовно-нравственному воспитанию [2].
При организации внеурочной деятельности школьников по духовно-нравственному воспитанию необходимо понимать, что результат, в конечном счете, должен быть направлен на развитие определенных личностных качеств обучающихся, прежде всего нравственных, и формирование у него системы общепринятых жизненных ценностей [1, 3].
Для организации духовно-нравственного воспитания во внеурочной работе используются словесные, наглядные и практические группы методов. Беседа, мультимедийная презентация, экскурсия, проектная деятельность - наиболее распространенные формы данных методов, анализ которых выявил следующие закономерности:
лучшим видом сопровождения беседы является презентация, потому что обеспечивает наглядность подаваемого материала;
беседа, презентация или беседа с презентацией являются теоретическим «введением» в экскурсию, так как обучающиеся должны быть устно ознакомлены с темой экскурсии до её начала;
условием успешного завершения экскурсии является беседа – небольшое устное обобщение работы школьников и учителя.
Именно во взаимосвязи словесных, наглядных и практических методов внеурочной деятельности происходит успешное освоение обучающимися духовно-нравственных ценностей.
Эмпирическое исследование методических особенностей организации духовно-нравственного воспитания средствами внеурочной деятельности проводилось на базе МКОУ Старогольчихинской основной общеобразовательной школы (Ивановская область). В исследовании приняло участие 11 школьников - учащиеся 7-8 классов.
Цель эмпирического исследования – выявление методических особенностей организации духовно-нравственного воспитания обучающихся во внеурочной деятельности и разработка соответствующих рекомендаций для его успешной реализации.
Для достижения цели исследования были использованы две методики: «Диагностика нравственной мотивации», «Диагностика отношения к жизненным ценностям», разработанные лабораторией воспитания нравственно-эстетической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО.
Методики были проведены в рамках реализации программы элективного курса по внеурочной деятельности «Культура родного края» Беззубова С.С. Задачи курса:
Предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к изучению истории культуры родного края.
Развить творческую фантазию и творческое воображение у учащихся.
Расширить мировоззренческое представление учащихся.
Формирование гражданского самосознания.
Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 7-8 классов. Он носит развивающий, интегрированный характер и полностью основан на местном краеведческом материале.
Программа включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся ни в одной базовой программе.
Рассмотренные методики в экспериментальном классе были проведены дважды – в первой и во второй четвертях 2017-2018 учебного года.
На основе сравнительного анализа полученных результатов исследования двух «срезов» была определена эффективность духовно-нравственного воспитания средствами внеурочной деятельности при использовании:
в первой четверти 2017-2018 учебного года методов внеурочной работы в соотношении словесные - 60%, наглядные - 20%, практические - 20%;
во второй четверти 2017-2018 учебного года методов внеурочной работы в соотношении словесные - 25%, наглядные - 12,5%, практические -62,5%.
Полученные результаты исследования по методике «Диагностика нравственной мотивации» в первую и во вторую четверти 2017-2018 учебного года показали:
Низкий уровень нравственной мотивации в первую четверть был выявлен у 9 % обучающихся, в то время как во вторую этот показатель стал равен 0 %.
Испытуемых, имеющих средний уровень нравственной мотивации, было больше в первую четверть на 19 % в сравнении со второй. Во второй четверти этот показатель сократился за счет перехода школьников на более высокий уровень мотивации.
Высокий уровень мотивации наблюдался в первой четверти у 36% испытуемых, а во второй четверти он составил 64%.
Анализ результатов методики «Диагностика отношения к жизненным ценностям» за первую и вторую четверти 2017-2018 учебного года выявил следующие особенности:
Количество испытуемых, у которых был выявлен уровень положительного отношения к жизненным ценностям ниже среднего, в первой четверти было на 18% больше, чем во второй.
Число школьников со средним уровнем положительного отношения к жизненным ценностям в первой четверти составляло 55%, во второй – 36%.
Высокий уровень положительного отношения к жизненным ценностям во второй четверти вырос на 37 %.
Итак, на практике было выявлено, что уровень нравственной мотивации и уровень положительного отношения к жизненным ценностям обучающихся выросли во второй четверти в связи с применением большего числа практических методов. Диагностика также показала, что группа методов, работая в комплексе, способна исключить низкий уровень освоения школьниками духовно-нравственных категорий, несмотря на процентное соотношение между методами. Это подтверждает, что духовно-нравственное воспитание может быть эффективным при применении синтеза методов внеурочной деятельности.
На основе результатов теоретического и эмпирического исследования методических особенностей организации духовно-нравственного воспитания средствами внеурочной деятельности были разработаны следующие рекомендации, которые способствуют наиболее успешному освоению обучающимися духовно-нравственных категорий:
Для повышения эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию следует использовать комплекс разных активных видов методов и форм внеурочной деятельности. Это способствует:
повышению воспитательного воздействия, способствующего более легкому и качественному освоению духовно-нравственных ценностей;
активизации познавательной и творческой деятельности школьников;
повышению интереса обучающихся к процессу получения духовно-нравственных знаний;
систематическому и последовательному формированию духовно-нравственной культуры личности обучающегося.
Высокий результат духовно-нравственного воспитания достигается путем преобладания практических форм внеурочной деятельности. Практические формы работы в изучении духовно-нравственного направления воспитания стимулируют:
усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеурочных мероприятий;
повышение нравственно-волевой мотивации деятельности обучающихся;
формирование устойчивого познавательного интереса школьников к познанию духовно-нравственных ценностей.
Таким образом, проведенное исследование показало, что в организации духовно-нравственного воспитания средствами внеурочной деятельности важно гармоничное сочетание используемых методов и форм, а также их процентное соотношение.
Список литературы
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. -М.: Просвещение, 2014г.–223 с.
Джишкариани Т.Д. Практикум по духовно-нравственному воспитанию школьников: учебное пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование/ Т.Д. Джишкариани. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2017. – 123 с.
Колесниченко С.В. Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности. [Электронный ресурс]: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/ Внеклассная работа, 2014. - Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/607957/