ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Кондратович Н.С. 1, Джишкариани Т.Д. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время духовно-нравственное развитие и воспитание личности граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования[1, 5]. Духовно-нравственное воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию с учетом базовых национальных и общечеловеческих ценностей. Духовно-нравственное развитие личности в целом является сложным, многоплановым процессом, в котором принимаю участие все социальные институты. Особенно семья и школа – два главные их них, от которых зависит эффективность реализации процессов социализации, воспитания и обучения детей в целом. Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье и в связи с этим общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей, создавая благоприятную среду и пространство[2, 3].

Успешное сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной работы классного руководителя с родителями обучающихся, которая предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания. Совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся может быть эффективной, если классным руководителем правильно выбраны педагогические приемы и формы взаимодействия классного руководителя, родителей и младших подростков.

Выбор таких форм напрямую зависит от содержания сотрудничества, целей и задач, решаемых школой совместно с родительской общественностью.

Рассмотрим особенности организации взаимодействия классного руководителя с родителями. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления [4]:

Психолого-педагогическое просвещение родителей в школе организуется с помощью следующих форм работы:

  • конференции;

  • индивидуальные и тематические консультации;

  • родительские собрания;

  • тренинги.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс организуется с помощью следующих форм деятельности:

  • родительские вечера;

  • родительский ринг;

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;

  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;

  • родительское общественное патрулирование, участие в рейдах ДНД, дежурство на вечерах, праздниках(1-11 классы);

  • участие родителей в Интернет-форумах, блиц-опросах;

  • шефская помощь.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом осуществляется с помощью следующих форм деятельности:

  • участие родителей класса в работе совета школы(1-11 классы);

  • участие родителей класса в работе родительского (1-11 классы);

  • участие в работе Управляющего совета (1-11 классы в соответствии с результатами выборов).

Все инновационные формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно – информационные.

Индивидуальные формы работы с родителями: в самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностика - аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распространённый метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребёнке.

Однако анкета не даёт возможности в полном объёме узнать индивидуальные особенности ребёнка, организацию его жизни в семье.

Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Основная цель визита - познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Посещение, с одной стороны приносит пользу родителям - они получают представления о том, как воспитатель общается с ребёнком, и, с другой стороны, позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живёт ребёнок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы даёт возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребёнком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании

Беседа педагога с родителями - наиболее доступная форма установления связи педагога с семьёй, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитание и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Одной из форм индивидуальной дифференцированной работой с родителями являются консультации. Они помогают ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой - побуждают родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

Коллективные формы работы с родителями: если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получат не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.

Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать мини-собрания. На такие встречи приглашаются семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. За чашкой чая происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передаётся опыт семейного общения.

Одной из форм педагогической культуры родителей является родительская конференция. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования. Происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности.

Дни открытых дверей - это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, принимать участие в разных мероприятиях образовательного учреждения.

Родительские тренинги - помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребёнка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменить нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребёнком, постигает новые истины [4].

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Темы родительских вечеров могут быть следующими:

  • Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?

  • Первые книжки ребенка.

  • Друзья моего ребенка.

  • Праздники нашей семьи.

  • Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.

  • Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.

  • Фотографии нашего детства.

  • Как научиться говорить спасибо своему ребенку?

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

При отсутствии психолога можно использовать так называемые «Часы откровения», которые может организовать в своем классе сам классный руководитель.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие: «Можно ли наказывать ребенка собственным домом?». «Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?». «Соблазны и пути их преодоления». «Социальные сети «За и против». «Трудности школьного урока. В чем они состоят?».

Участие родителей в Интернет-форумах и блиц-опросах. Невозможно представить работу современной школы без использования ИКТ. Одной из наиболее распространённых форм общения с родителями является участие в Интернет-форуме иди блиц-опросе, организуемом на школьных сайтах. Задачей классного руководителя является информирование родителей о времени и тематике опросов и форумов. Родители, имеющие возможность выхода в Интернет, с удовольствием принимают участие в этой деятельности.

Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.

Для изучения проблемы эффективной организации классных руководителей с семьей нами был проведен эксперимент на базе эксперимента: МБОУ «Лицей №33» г. Иваново. В эксперименте участвовали родители 2 шестых классов (56 человек), классные руководители среднего звена (16 человек), учащиеся 6 классов (младшие подростки, 53 человека).

В ходе исследования нами применялись комплекс диагностических методик по выявлению степени вовлеченности классных руководителей и родителей в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся. Методика №1. Изучение и сопровождение семьи. Методика № 2. Мини анкета для классных руководителей. Цель - проанализировать сложившуюся ситуацию по взаимодействию с семьей по проблемам духовно-нравственного воспитания подростков. Методика №3.Анкета для родителей обучающихся, для определения степени вовлеченности в воспитательный процесс школы и в целом в жизни ребенка. Методика №4. Анкета «Нравственные представления», предназначенная для выявления уровней воспитанности младших подростков. Методика №5. Закончи предложения. Цель - выявление у детей отношения к нравственному поведению. Методика № 6. Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу учащимся предлагалось прослушать рассказ «Сыновья» В. Осеевой, содержащий нравственную проблему. После прочтения рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях детей проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

Были разработаны критерии оценки эффективности взаимодействия классного руководителя с родителями по духовно-нравственному воспитанию и сформированности нравственности обучающихся.

Критерии оценки:

Выделены три уровня: I уровень - низкий; II уровень – средний; III уровень –высокий.

I уровень (низкий) – родители не осведомлены общественной жизнью ребенка, не знают о трудностях обучения ребенка, не проявляют интерес к овладению информацией педагогических знаний. Преобладает низкая педагогическая культура семьи. Родители редко принимают участие в жизни класса, редко посещают родительские собрания (62,5% родителей).

II уровень (средний) – родители частично осведомлены общественной жизнью ребенка, частично осведомлены о трудностях обучения ребенка, частично проявляют интерес к овладению информацией педагогических знаний. Преобладает средняя педагогическая культура семьи. Родители не всегда принимают участие в жизни класса, не всегда посещают родительские собрания (42,8% родителей).

III уровень (высокий) – родители осведомлены общественной жизнью ребенка, осведомлены о трудностях обучения ребенка, проявляют интерес к овладению информацией педагогических знаний. Преобладает высокая педагогическая культура семьи. Родители всегда принимают участие в жизни класса, всегда посещают родительские собрания (10,7% родителей).

Так же было выделено 5 основных типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. Семьи делятся на 5 типов:

1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре “особых” забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что требует внимания педагога.

3-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.

Разработаны критерии оценки сформированности понимания духовно-нравственных понятий и позиций нравственного поведения у младших школьников.

Методы

диагностики

Критерии оценки

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

«Нравственные представления»

54%

27%

19%

«Закончи предложение»

54%

35%

12%

Беседа

50%

46%

4%

Ср. значение

52,6%

37,3%

13,5%

Все использованные методики в практике психолого-педагогической диагностики принято применять комплексно, т. к. одна методика дополняет другую. Подобные методики базируются на различных критериях оценки уровня нравственности, которые в большинстве своем перекликаются и, в свою очередь, основаны на одних и тех же категориях.

Приведенные методики адаптированы к возрастным категориям детей и были использованы комплексно.

Характеристики к уровням духовно-нравственного воспитания младших школьников составлены в соответствии интерпретаций комплекса вышеперечисленных методик исследования и требований воспитательного компонента в рамках ФГОС ООО.

I уровень (низкий)

  1. Понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь.

  2. Нравственная самооценка низкая, неадекватная.

  3. Плохо ориентируется в позициях нравственного поведения.

II уровень (средний)

  1. Смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные.

  2. Нравственная самооценка иногда завышенная и не правильная.

  3. Делает ошибки при выборе правильных позиций нравственного поведения.

III уровень (высокий)

  1. Четкие представления о понятии, достаточно глубокое понимание ее сути.

  2. Нравственная самооценка адекватная.

  3. Ориентируется в позициях нравственного поведения правильно.

Обработка результатов

В результате анализа первичного «среза» родители распределились по следующим уровням:

В ходе диагностирования были выявлены проблемы сотрудничества (что необходимо для плодотворного взаимодействия, что может помешать развитию отношений семьи и классного руководителя), рассмотрены вопросы о формах взаимодействия родителей и педагогов; родителей и детей. (отразить в процентах)

Сложно оспорить тот факт, что проводником и носителем позиции образовательной организации по отношению к семье является классный руководитель. В этой связи была предложена мини-анкета для классных руководителей, которая позволила сделать следующие выводы: общение педагога с родителями преимущественно происходит в двух формах: родительское собрание и индивидуальная консультация (чаще по инициативе педагога). Посещаемость родительских собраний падает по мере взросления детей. Посещают родительские собрания приблизительно одни и те же родители. Основная масса вопросов, обсуждаемых на собраниях - мониторинг успеваемости и поведения обучающихся, различные организационные вопросы по линии администрации. Частота проведения собраний примерно 1 раз в учебную четверть. Стиль общения с родителями, в основном, формальный.

Анкетирование родителей обучающихся направлено на определение степени включенности семьи в образовательный процесс. Анализа анкет позволил сделать выводы, что:

  • родителей устраивает выбор образовательной организации и уровень преподавания в школе,

  • нравятся созданные для детей условия (материально-техническая база),

  • родители знают, к кому обратиться в случае возникающих сложностей.

Однако, когда речь идет об осведомленности родителей об отношениях, складывающихся в окружении ребенка, его поведении, «общественной» жизни, и даже о том, какие трудности испытывает ребенок в процессе обучения, то наблюдаются интересные факторы: родители начинают переспрашивать, уточнять тот, или иной вопрос, спрашивать педагога, как обстоят дела. Кроме того, некоторые ответы родителей являются формальными, социально одобряемыми и иногда не соответствующими действительности, а также информации, полученной от классного руководителя.

Из полученных данных и наблюдений, можно сделать следующие выводы: в отношениях классного руководителя и семьи преобладает пассивность. Родители являются пассивными участниками образовательного процесса.

Существуют дефициты педагогических, «родительских» знаний, умений, навыков среди опрошенных родителей.

Из полученных данных о нравственном воспитании детей было выявлено, что дети плохо имеют представление о сущности духовно-нравственных понятий, не могут дать им определения. Наибольшие затруднения при выполнении данного теста, вызвали такие понятия, как милосердие, порядочность и ответственность. Так же младшие подростки имеют неустойчивое, пассивное отношение к нравственным нормам. Нравственные ориентиры существуют, оценки поступков адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

Таким образом, анализируя результаты всех методик исследования можно говорить об актуальности изучения проблемы. В связи с этим для содействия решению сложившейся проблемы на данном этапе исследования разрабатывается специальная воспитательная программа «Гармония сердец», способствующая активному взаимодействию классного руководителя с родителями по духовно-нравственному воспитанию младших подростков. Программа будет реализована на формирующем этапе эксперимента с января 2018 учебного года.

Список литературы

  1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― (Стандарты второго поколения).

  2. Джишкариани Т. Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование/ Т. Д. Джишкариани. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 151 с.

  3. Джишкариани Т.Д. Практикум по духовно-нравственному воспитанию школьников: учебное пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование/ Т.Д. Джишкариани. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2017. – 123 с.

  4. Еремина Р. А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя: учебное пособие для студентов вузов / Р. А. Еремина. - Москва : Владос, 2008. - 183 с.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId= 2588, 18.01.2018.

Просмотров работы: 278