ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГЕНДЕРНУЮ ДИСКРИМИНАЦИЮ НА РЫНКЕ ТРУДА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГЕНДЕРНУЮ ДИСКРИМИНАЦИЮ НА РЫНКЕ ТРУДА

Курганская М.Ю. 1, Пертая М.В. 1
1РГПУ им. А.И. Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Статья посвящена тематике гендерной дискриминации на рынке труда. Приведены данные статистки, свидетельствующие о присутствии данного явления на рынке труда в России. Авторы рассматривают Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, которая призвана обеспечить слабому полу соблюдение равных прав. В статье показаны возможности ослабления гендерного неравенства средствами образования на примерах зарубежных и отечественного исследований.

Анализируя данные российской статистики, мы вынуждены признать, что на рынке труда в РФ отчётливо прослеживаются дискриминационные тенденции в отношении женщин. Проиллюстрировать данное утверждение можно следующими примерами:

  • Для российского рынка труда характерно отставание доли женского населения, включённого в состав рабочей силы, от доли мужчин. Процент участия женщин составляет 63,3 в 2014 г., а процент участия мужчин 75,1 [6].

  • Занятость в неформальном секторе экономики РФ также демонстрирует гендерный разрыв не в пользу женщин. По данным Росстата в 2015 году в неформальном секторе были задействованы 2,7% работающих женщин и 2,9% работающих мужчин [3].

  • На российском рынке труда отчётливо прослеживается присутствие профессиональной сегрегации. В 2014 году женскими были следующие отрасли: оптовая и розничная торговля (60,6%), гостиницы и рестораны (76,0%), финансовая деятельность (68,7%), образование (82,2%), здравоохранение (79,0%) и предоставление коммунальных услуг (69,9%) [5].

  • К позитивным тенденциям национального рынка труда можно отнести сокращение гендерного дисбаланса по уровню зарегистрированной безработицы за период с 2005 по 2014 год с 1,6 п.п. до 0,3 п.п. [5].

  • Среднее время поиска работы для женщин и мужчин в 2014 г. было равно 7,5 месяца и 7,2 месяца соответственно. Безработные женщины в России находятся в поиске нового места работы на 9 дней дольше мужчин [5].

  • Статистическая информация о численности работников российских организаций, работающих неполный рабочий день по соглашению с работодателем, показывает, что наибольшему давлению подвергаются сотрудники сферы гостиниц и ресторанов, научных исследований и разработок, предоставления коммунальных услуг и образования. Процент таких работников составляет в них соответственно 9,2%, 4,9%, 3,7% и 3,3%. Работниками этих сфер преимущественно являются женщины [5].

  • Обратимся к трудоустройству населения государственными службами занятости. Из числа лиц, ищущих работу, в 2014 году было трудоустроено 65,3% мужчин и 63,4% женщин [5].

  • В России сохраняется различие уровней средней начисленной зарплаты женщин и мужчин. В среднем женская заработная плата составляла лишь 73% от мужской зарплаты в 2015 году [3].

  • Женщины в России больше мужчин восприимчивы к получению образования, но одинаковый уровень образованности вовсе не обеспечивает им равноценное вознаграждение за труд. Наиболее остро ситуация складывается для обладателей среднего (полного) общего образования, где разрыв не в пользу женщин составляет 37% [3].

  • В России женщины меньше времени посвящают формальной работе и большее внимание уделяют неоплачиваемой работе по дому. Работа занимает 34% общего фонда времени у мужчин, в то время как у женщин она составляет лишь 29,8% [3].

Такое положение вещей, к сожалению, не отвечает ни нормам российского трудового законодательства (в частности, статье 3 первой главы части первой Трудового кодекса РФ), ни так же требованиям Декларации Организации Объединённых Наций № 70/1 от 25 сентября 2015 г. по обеспечению всестороннего и эффективного вовлечения женщин в экономическую жизнь общества [4].

8 марта 2017 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 410-р в лице Председателя Правительства Д.А. Медведева была утверждена Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы. Данный документ призван способствовать достижению в России реального равенства возможностей для самореализации женщин и мужчин. Достижение баланса планируется выполнить посредством осуществления конкретных мероприятий в рамках государственной политики [4].

Национальная стратегия действий в интересах женщин показывает, что общественность в РФ преуменьшает социальную роль женщины, ограничивая её материнством и ведением домашнего хозяйства, одновременно недооценивая карьеру и профессиональный рост. Для повышения вовлечения женщин в общественно-политическую жизнь Стратегия предлагает организовать информационно-просветительские программы и создать в сети Интернет информационное пространство женских организаций, причём просвещение населения планируется осуществлять, в том числе, посредством деятельности образовательных организаций.

В связи с этим хотелось бы в целом изучить возможности влияния образования как практики на гендерную дискриминацию на рынке труда. Для этого ознакомимся с конкретными исследованиями, связанными с данной тематикой.

В 2016 году по инициативе организации ЮНЕСКО был опубликован Всемирный доклад по мониторингу образования «Образование в интересах людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех». Некоторые сведения по интересующему нас вопросу как раз можно найти в данном документе [1].

Так, из международного исследования 2014 года International Men and Gender Equality Servey (данные о 10490 мужчин в возрасте от 18 до 59 лет из 8 стран: Босния и Герцеговина, Бразилия, Чили, Хорватия, Демократическая Республика Конго, Индия, Мексика, Руанда) был сделан вывод о том, что взгляды мужчин на равноправие предопределялись их образованием, доходами и равенством общественного положения семей, в которых воспитывались супруги. Чувство справедливости по отношению к женскому полу проявлялось у мужчин в том числе в повышении их вовлечения в бытовые дела. Примечательно, что во всех странах, за исключением Индии, положительное отношение мужчин к гендерному равенству зависело не только от их собственного образования, но и от образования их матерей.

Организация Instituto Promundo создала в 2012 году в Бразилии образовательную программу H/M, часть H которой была направлена на преодоление гендерных стереотипов среди мужчин, а часть М – на переосмысление молодыми женщинами своей роли в обществе. Результаты образовательных семинаров для молодых мужчин в Бразилии, Чили, Индии и Руанде оказались позитивными, проведённые сессии привели к значительным сдвигам во взглядах на гендерное равенство. Данная программа на сегодняшний день перенята уже 20 странами и показала себя как эффективный инструмент популяризации гендерного равенства.

В сельской местности Непала в 2013 году активно продвигалась программа по повышению грамотности взрослого населения. В процессе её реализации использовались методы по расширению экономических и совместных прав, и целью этих методов являлось достижение признания со стороны семьи и общества в целом женской неоплачиваемой работы. Для получения нужной информации программа привлекала к участию социально отчуждённых женщин и некоторых мужчин (а именно, практиковался сбор сведений о том, как они проводят своё свободное время). С помощью реализации указанной программы удалось повысить уровень активности женщин в общественных мероприятиях, а также более справедливо перераспределить неоплачиваемую работу по дому среди женщин сельской местности в Непале.

Таким образом, мы видим, что существует некоторая корреляция гендерного неравенства с общим фактором образования. Однако, как показывает практика, высокий уровень образования не всегда гарантирует соблюдение принципа равноправия во взаимоотношениях между гендерами.

Предыдущие примеры описывали, прежде всего, опыт стран третьего мира. Теперь остановимся подробнее на исследовании, учитывающем специфику российской реальности. Данное исследование проводилось в 2011 г. в городе Владимире и состояло из двух основных частей – анкетирования более 300 человек и индивидуального интервьюирования 82 человек. Полученные результаты описаны в статье Евстифеевой Г.Г. и помогут нам увидеть степень влияния уровня образования на распределение домашнего труда в городских семьях [2].

Было бы логично предположить, что в семьях, где муж и жена оба имеют высшее образование, распределение неоплачиваемого труда по дому происходит более равномерно. Однако исследование в г. Владимире показало, что в таких семьях нет особых различий в характере разделения труда по сравнению с семьями, где хотя бы один из супругов не имеет высшего образования. У мужчин с высшим образованиям есть склонность к более пропорциональному распределению домашних обязанностей. Однако эта тенденция исчезает, если мужчина нацелен на карьерный рост или уже занимает высокую должность.

В ходе исследования выяснилось, что в семьях, где у супругов наблюдается примерно одинаковое количество рабочего времени и одинаковый уровень оплаты труда, степень образования практически не влияет на пропорциональность распределения домашнего труда.

Более равное распределение домашних обязанностей присуще семьям, в которых жёны зарабатывают больше мужей и больше времени проводят на работе. На такое положение оказывает влияние не только образование, но и воспитание, то есть, те моральные принципы и ценностные установки, которые были усвоены респондентами в процессе их социализации, в том числе в родительских семьях. Кроме того, диспропорции в домашней нагрузке мужа и жены сглаживаются чаще в тех семьях, где родители, коллеги или друзья придерживаются эгалитарной модели распределения неоплачиваемой работы.

Традиционная модель распределения домашних обязанностей присуща семьям, где оба супруга получили высшее образование, однако муж больше времени проводит на работе и вносит больший финансовый вклад в бюджет семьи. Половина респондентов-женщин в данном случае недовольна своим положением и даже сообщила о наличии конфликтов по этому вопросу.

Таким образом, основным выводом из обследования семей г. Владимира стало то, что образование супругов как таковое не является единственным и главным фактором, влияющим на распределение гендерных ролей в семье. Имеет значение скорее одновременно влияние уровня образования и характера гендерных моделей поведения, которые в своё время были привиты мужу и жене в процессе социализации. Агентами социализации в данном случае выступают и родительская семья, и школа, ВУЗ, СМИ, и даже в целом окружающее человеческое общество.

В сегодняшней реальности происходит историческое переосмысление роли женщины, происходит трансформация её экономической значимости. Например, становится ясно, что нельзя преуменьшать вклад женщин в создание ВВП, что вытеснение женщин с рынка труда приводит к неэффективному распределению ресурсов в экономике. Реализация положений Национальной стратегии действий в интересах женщин должна способствовать коррекции массовых традиционных устоев российского общества. Осуществление Национальной стратегии будет проводиться, в том числе, в рамках организации информационных кампаний и деятельности образовательных учреждений.

Как было показано на примерах в данной статье, образование действительно способно оказывать влияние на гендерные ценности общества. Однако позитивное воздействие образовательных практик на дискриминацию женщин может проявляться в большей или меньшей степени. Так, мы можем проследить более явный эффект в случае стран третьего мира и менее явный в случае России. Причём для российской реальности воздействие образования неразрывно связано с теми гендерными установками, которые человеку транслируют агенты социализации (семья, школа, ВУЗ, СМИ, окружающие люди). И особенно важно, что в ряду этих агентов фигурируют образовательные учреждения.

Список литературы

  1. Всемирный доклад по мониторингу образования. Образование в интересах людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех [Текст]//Издательство ЮНЕСКО. – 2016. – 569 с.

  2. Евстифеева Г.Г. Влияние фактора образования на гендерное распределение домашнего труда в городской семье/ Г.Г. Евстифеева// Интеграция образования. — 2012. — № 3. — c. 77—80.

  3. Женщины и мужчины России [Электронный ресурс]//Федеральная служба государственной статистики. – 2016. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_50/Main.htm. – Дата обращения: 17.12.2017

  4. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы [Электронный ресурс]// Портал Евразийское женское сообщество. – Режим доступа: http://eawfpress.ru/about/organizatsiyam/strategia2017.php. – Дата обращения: 27.03.2017
  5. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]//Федеральная служба государственной статистики. – 2015. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm. Дата обращения: 17.12.2017

  6. Труд и занятость в России [Электронный ресурс]//Федеральная служба государственной статистики. – 2015. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_36/Main.htm. Дата обращения: 17.12.2017

Просмотров работы: 132