ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Стовба А.А. 1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы: личностные, познавательные (общеучебные, логические, действия постановки и решения проблемы), регулятивные и коммуникативные.

Большая роль при формировании познавательных универсальных учебных действий отводится физике, поскольку в процессе ее изучения обучающиеся задействованы в самых разных видах деятельности. Так, С.А. Суровикина показала, что «деятельность по развитию естественнонаучного мышления неразрывно связана с формированием системных предметных и метапредметных знаний, обобщенных экспериментальных умений и обобщенных умений решать физические задачи» [Суровикина С.А., с. 213].

Мышление – это продукт исторического развития общества и особая форма деятельности человека [Муштавинская И. В.]. «Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера» [Суровикина С.А., с.100].

Существует несколько классификаций мышления. Мы рассмотрим деление на критическое и творческое. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое – выявляет их недостатки и дефекты. Критическое мышление отличается контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью. Критическое мышление тесно связано с логическим, так как предполагает построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений.

Под критическим мышлением мы понимаем оценочную деятельность субъекта познания, которая направлена на усвоение знаний и проявляется в рефлексии и восприятии этих знаний, характеризующаяся контролируемостью, самостоятельностью, обоснованностью, логичностью и целенаправленностью[Муштавинская И. В.].

Одной из современных педагогических технологий, позволяющей формировать УУД, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Она получила развитие в системе российского образования с 1997 года, ее авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл [Муштавинская И. В.].

Цель данной образовательной технологии (по идее ее создателей) – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Иными словами, главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.

Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий «вызов – реализация смысла – рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.

Таблица 1 – Фазы технология развития критического мышления (составлена С.И. Заир-Беком) [Загашев И. О.].

1 фаза

2 фаза

3 фаза

Вызов

Реализация смысла

Рефлексия

(пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)

(получение новой информации)

(осмысление, рождение нового знания)

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Первая стадия (фаза) – стадия вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Вторая стадия (фаза) – стадия осмысления (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы технологии РКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Третья стадия (фаза) – стадия рефлексии (размышления). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Работа, построенная в режиме данной технологии, позволяет осуществить рефлексивное взаимодействие и на этапе совместной постановки цели, и в совместной деятельности на стадии осмысления. А на стадии рефлексии оценить собственную деятельность, методы, предлагаемые учителем, деятельность других учащихся — провести рефлексию процесса учения с целью определения достижения учениками и учителем запланированных результатов.

Рассмотрим некоторые приемы технологии развития критического мышления на разных стадиях.

1 стадия - «Вызов».

Приём верных или неверных утверждений «Верите ли Вы?»

Этот прием включается в любую стадию урока. Учитель предлагает провокационные вопросы (утверждения), а учащиеся, выбирая верные утверждения, описывают заданную им тему, ситуацию, правила и т.д.

Тема урока «Лампа накаливания. Электронагревательные приборы»

8 класс

Верите ли вы, что:

  • 2 ученых, работающих в разных странах и незнакомые друг с другом, почти одновременно сделали одно и то же открытие?

  • Физический закон носит имена владельца пивоварного завода и ректора Санкт-Петербурского университета?

  • В конце 19 века Россию назвали родиной света?

  • Электрическая лампа чаще перегорает в момент замыкания тока и очень редко в момент размыкания?

  • Наибольший расход электроэнергии в наших квартирах приходится на освещение?

Тема урока«Звук. Характеристики звука»

9 класс

Верите ли вы, что:

  • звук- это поперечная волна?

  • звук-это продольная волна?

  • всякое колеблющееся тело звучит?

  • источники звука колеблются с той же частотой, что и звуковая волна в передающей среде?

  • всякое звучащее тело колеблется? И т.д.

2 стадия - «Осмысление материала»

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

Прием «Фишбоун»

Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебные проблемы. Они обсуждаются, идет поиск их решений. Вместе с тем иногда эти проблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимания или будут испытывать затруднения при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее аспекты. Лучше всего если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу. “Fish bone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть проблемы. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений [Загашев И. О.].

Рис. 1 – Прием «Фишбоун»

Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

Использование приёма «Фишбоун» возможно для работы, как с небольшими текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом допустимо дробить текст на части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в этих частях информация не сравнивается, а суммируется для полного анализа и оценки.

Стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ»

Психологи Дж. Брэндсфорд и Д. Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его – «ИДЕАЛ» (IDEAL). Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации. (Identification. Deal with choices. Estimation. Act. Learning.) С учетом возрастных особенностей детей, изучающих данную стратегию, это может быть переведено так:

Интересно, в чем проблема?

Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!

Есть ли какие-либо хорошие решения?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как это осуществить на практике?

Фрагмент урока в 8 классе «Решение задач по теме «Тепловые явления» Решить задачу: Для консервирования продуктов 0,8 литра подсолнечного масла нужно нагреть от 25°С до 150°С. Найти необходимое количество теплоты. После прочтения задачи ученики совместно с учителем заполняют первый и второй столбец таблицы «Идеал».

Таблица 2 – Использование приема «ИДЕАЛ» на занятиях по физике

И

Выделить проблему и тело для которого проблема сформулирована

Вычислить количество теплоты для подсолнечного масла

Д

Описание физического процесса

Нагревание от 25° до 150°

Е

Формула для вычисления

Q = cm(- )

А

Что необходимо для вычисления

m = ρV

ρ – плотность масла

V = 0,8 л; *

с – удельная теплоемкость таблица

= 150° = 25°

Л

результат

Q = cρV(- )

 

РЕШЕНИЕ

ρ = 800 кг/

V = 0,8 *

c = 1700 Дж/кг * °С

Q = 1700*800*0,8**(150-25) = 136000 Дж = 136 кДж

3 стадия - «Рефлексия»

На этой стадии решаются следующие задачи:

- корректировка и систематизация знаний;

- помощь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

- помощь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала;

- закрепление учащимися новых знаний и активный пересмотр своих представлений. Именно на этой стадии учащиеся делают новые знания своими.

На этой стадии учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они выразили собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст. Важно, что на этой стадии идет живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.

Приём «Сводная таблица»

Особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

На стадии осмысления в ходе работы с текстом ученики выделяют главное, обсуждают информацию в группе, выделяют линии сравнения и записывают их на отдельных листах.

На стадии рефлексии учащимся предлагается презентовать «свои» линии сравнения. Учитель исключает повторяющиеся линии сравнения и предлагает учащимся заполнить наиболее полный вариант таблицы.

Таблица 3 – Пример сводной таблицы по теме«Атомы и молекулы. Молекулярное строение вещества» (7 класс) [Муштавинская И. В.]

Прием «Синквейн»

Синквейн - происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

1-я строка одно существительное – ключевое слово темы.

2-я строка дваприлагательных, относящихся к ключевому слову.

3-я строка три глагола, характеризующих действие предмета.

4-я строка фраза из четырёх значимых слов, выражающая отношение к предмету.

5-я строка одно слово – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.

Таблица 4 – Примеры использования синквейна при обучении физике

Физика.Теоретическая, экспериментальная.Изучает, определяет, доказывает.Наука о природе, законах и явлениях.Мир.

Молекула.Маленькая, подвижная.Движется, притягивается, отталкивается.Молекула – то, из чего состоит вещество.Частица.

Температура.Измеряемая, зависимая.Повышается, понижается – изменяется.Показывает степень нагретости тела.Величина.

ЖидкостьКипит, испаряется,В насыщенный пар превращается,который конденсируется, и всё повторяется.Круговорот!

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно.

Таким образом, и новые стандарты и технология РКМ акцентируют внимание на личностно-ориентированном подходе в обучении. Отличительной чертой этого подхода является более высокий уровень восприятия и репродуцирования знаний, их систематизация, рождение новых идей, выход на исследование, поиск альтернативных решений проблем, собственное конструирование. Технология РКМ позволяет овладеть законами использования знаний открывает возможности для индивидуализации обучения, способствует активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса учащихся, несет элементы творческого, исследовательского подхода, открывает путь для самообразования, способствует формированию самостоятельности и творческой активности.

Список используемой литературы:

1. Загашев И. О., Заир Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

2. Муштавинская И. В., Иваньшина Е. В. Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. – СПб.: СПбГУПМ, 2003.

3. Суровикина С.А. Развитие естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике: Теоретический аспект: Монография. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 260 с.

Просмотров работы: 195