Физической задачей называют определенную проблему, которая в общем случае развязывается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на фундаменте законов физики.
В процессе решения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применить полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой.
Исходя из вышеизложенного, разрешено сказать о том, что решение физических задач – это неотъемлемая часть курса школьной физике.
Но, перед каждым учителем стоит вопрос, как же повысить интерес учеников к изучению физики и, соответственно, решению задач? Ответ прост, учителю стоит производить адаптацию текста задач под интересующие учеников темы, то есть изменять текст задач таким образом, что ученики могли видеть в них проблемы современного общества.
Целью данной работы представляется исследование школьных задач по физике и адаптация их текста к условиям технического прогресса.
Задачи исследования:
1) Исследовать литературу по проблеме задачи, как средства обучения в школе;
2) Провести анализ текстов задач основных школьных учебников и задачников;
3) Разработать актуальный текст задач, не искажающий физический смысл задачи.
На уроках физики, регулярно приходится решать задачи, связанные именно с окружающем нас миром. Но, мир постоянно меняется и развивается, поэтому и содержание школьныхзадач должно быть подкорректировано или вовсе изменено, в соответствии с реальностью.
Проанализировав литературу и дополнительные источники, сделали вывод, что при изменении окружающего мира, природы и техники, должно меняться и содержание задач. Несмотря на всю грамотность написания задач в сборниках, авторы которых являются весьма известными, нельзя забывать о том, что содержание задач должно быть написано не только грамотно со стороны физических явлений, законов и т.д., но и учитывая современное общество, чтобы заинтересовать подрастающее поколение.
Новый стандарт основного школьного образования предъявляет большие требования к результатам обучения, которые представляются обязательными. Перед учителями встает трудная задача, которая влечет подготовку учеников основной школы по всем предметам в соответствии с данными требованиями.
Анализ понимания роли задач, которые содержатся в учебниках и задачниках демонстрирует, что по мере приближения к современности их роль увеличивается. Упор смещается с содержательной роли учебника к деятельностной.
Практически учителю необходимо выстроить отдельную работу с разными группами учеников, обладающими разной мотивацией, различным уровнем базовых знаний и познавательным интересом. И здесь ему могут помочь учебники и задачники, если квалифицированно учесть их структуру и содержание. Тем самым, для составления плана работы, учителю необходимо провести анализ школьных учебников и задачников для реализации его в процессе обучения.
Анализируя задачник , автором которого является Парфентьева Н. А. было определено, что сборник составлен для классического сборника физики. Данный сборник состоит из двух частей, в первой части представлено более восьисот задач по всем темам, включенным в данный курс физики. Вторая же часть представляет собой дополнительный сборник задач, не включенных в изучение по программе, но являются дополнительными для изучения.
Данный сборник был проанализирован на подход к современному ученику. Итого, можно сделать вывод, что в задачнике, автором которого является Парфентьева, почти 9% задач являются не подходящими, по своему содержанию, для обучения физике в школе.
В сборнике Рымкевича было проанализировано 1243 задачи. 11% которых не соответствует современным ученикам. В тексте задач сборника не указывается степень точности некоторых числовых данных, устанавливаемая путем прибавления справа значащих нулей [3, с. 3].
В результате проведенного, пока не глубокого сравнительного анализа текстов заданий учебников физики можно произвести вывод о том, что учитель выбирает учебник для изучения физики сообразно особенностям учеников, с которыми он работает. Если учитель пользуется общепринятым учебником А. В. Перышкина для реализации в обучении принципа дифференциации, а также достижения всех требований к результативной подготовке ученика основной школы, положительно скажется на мотивации учеников к изучению физики, ему желательно использовать и проанализированные выше задачники. Это, несомненно, положительно скажется на мотивации к предмету у школьников.
Вторым этапом работы, служила разработка современного текста задач, не искажающего физического смысла задачи.
Приведем примеры задачи из раздела “Механика”:
1) По дорогое едет мопед. Скорость его равна 54 км/ч, а скорость встречного ветра — 10 м/с. Какова будет скорость ветра относительно мопеда? Какой была бы скорость ветра относительно него, если бы ветер был попутный?
В данной задаче больший упор сделали на связь с современными технологиями. У большинства школьников, подросткового возраста, есть увлечения в виде машин, мотоциклов и мопедов. Тем самым, для проявления интереса было предложено данное содержание задачи.
Данную задачу можно использовать при изучении и первичном закреплении нового материала или предоставить эту задачу на дом, но после урока данного типа.
2) Скорость штормового ветра равна 25м/с, а скорость машины Ford Focus 180 км/ч.Возможен ли случай, что машина будет в покое относительно воздуха?
Данная задача была изменена после того, как в источниках обнаружились сведения о том, что границы штормового ветра 20,8 м/с