ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МАРКЕТИНГА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МАРКЕТИНГА

Павлович В.Ч. 1
1ФГБОУ ВО Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ценовая стратегия – это выбор возможной динамики изменения исходной цены товара в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия.

Определение ценовой стратегии зависит от того, на какой продукт устанавливается цена - на новый или на продукт сформировавшегося рынка сбыта.

Среди разновидностей ценовых стратегий, используемых в маркетинге, можно выделить следующие.

Ценовая стратегия предприятия объединяет совокупность долговременных согласованных положений, которые определяют формирование рыночной цены в интересах обеспечения сбыта. Обычно по установленной стратегии принимаются важнейшие решения, которые влекут за собой долговременные последствия для развития предприятия.

Ценовая тактика – является системой конкретных тактических мер, направленных на управление ценами на продукцию и услуги предприятия в краткосрочном периоде.

Ценовая стратегия – это спланированная на долгосрочный период модель поведения компании, главной целью которой является успешная реализация товаров или услуг. Осуществляется в основном путём выбора порядка цен, а также посредством других решений.

Ценовые стратегии бывают:

Традиционные. Ценовые стратегии ассортиментного ценообразования. Ценовые стратегии дифференцированного ценообразования. Ценовые стратегии конкурентного ценообразования.

Ценовая тактика – это определённые действия, касающиеся краткосрочного промежутка времени, направленные на регулирование стоимости товаров или услуг. Данные действия (скидки, надбавки, акции и другие) включают в себя управление поведением потребителей, изменение стоимости, но их общая цель – осуществление запланированных результатов. Ценовая политика - это целый ряд мер в сфере формирования стоимости товаров или услуг, которым компания следует в течение определённого временного периода, и которые играют главную роль при создании ценовой стратегии.

Классические ценовые стратегии, которые нужно знать Стратегия высоких цен.

Данная ценовая стратегия предполагает достижение сверхприбыли предприятия («сбор сливок»), получая доход за счет покупателей, для которых новый товар имеет большую ценность, готовых платить высокую цену. Применяется данная ценовая стратегия, когда компания убеждена в наличии спроса на дорогую продукцию. Данная стратегия свойственна для ситуации на рынке в следующих случаях: при продаже новых товаров без аналогов, защищенных патентами; низкая эластичность спроса; если спрос выше предложения; существует рыночный сегмент, для которого спрос от динамики цен не зависит; ограниченная конкуренция.

Стратегия средних цен (нейтральное ценообразование). Данная ценовая стратегия применима на всех фазах жизненного цикла, за исключением склада. Она наиболее характерна большинству компаний, которые получение прибыли рассматривают в качестве своей долгосрочной политики. По мнению многих бизнесменов, это самая справедливая ценовая стратегия, ведь: исключена «война цен»; ценовая стратегия не позволяет компаниям наживаться за счет клиентов; ценовая стратегия не приводит к появлению новых конкурентов; ценовая стратегия позволяет получать справедливый доход за инвестированные средства.

Стратегия низких цен (стратегия ценового прорыва). Применение этой ценовой стратегии возможно на любом этапе жизненного цикла. Она является особенно эффективной в условиях высокой эластичности спроса по цене. Использование данной ценовой стратегии предусмотрено для следующих случаев: чтобы проникнуть на рынок, повысить долю своей продукции (политика вытеснения). целесообразным данный метод будет, если в расчете на единицу продукции затраты сокращаются с повышением объема продаж. низкие цены будут стимулировать конкурентов на разработку подобного товара, поскольку в данной ситуации дают низкую прибыль. чтобы предотвратить банкротство. чтобы разгрузить производственные мощности предприятия.

Стратегия целевых цен. Данная ценовая стратегия предполагает, что уровень продаж и масса прибыли, вне зависимости от изменения цен, должны быть постоянными. Следовательно, прибыль выступает как целевая величина. В основном данную ценовую стратегию используют крупные корпорации.

Стратеги льготных цен. Льготные тарифы устанавливаются для потребителей, которые важны компании, либо в связи с административным вмешательством. Целью данной ценовой стратегии становится стимулирование продаж для определенных покупателей, подрывая слабых конкурентов, соответствуя требованиям государства и освобождая складские помещения.

Стратегия ценового лидера. Данная ценовая стратегия не предполагает установления цены на новую продукцию согласно уровню цен ведущего предприятия на рынке. Речь идет об учете ценовой политике лидера отрасли либо на рынке. Возможны отклонения цены нового изделия от тарифов компании-лидера, однако в определенных пределах, которые диктует техническое и качественное превосходство.

Стратегия контрактных цен. В контракте, заключенном на определенный период, фиксируются условия поставки либо реализации, если будущая рыночная ситуация является неопределенной, хотя предусматриваются либо не исключены существенные изменения, которые могут сказаться на прибыльности предприятия. Это достаточно рисковая ценовая стратегия, но в случае подтверждения прогнозов позволяет получить существенную прибыль для предприятия.

Стратегия конкурентных цен. Ценовая война с конкурентами ведется, приводя низкие цены на рынке. Также применение данной ценовой стратегии возможно для обеспечения прибыли от продаж. Компания в данном случае не изменяет цены, когда это делается конкурентами, чтобы сохранить норму прибыли, пусть и лишаясь доли рынка. Применяется данный вариант, когда следствием уменьшения цен становится резкое сокращение доходов предприятия, и, если сама компания уверена в своих способностях восстановления рыночных позиций.

Стратегия неизменных цен. Компания стремится установить и сохранять неизменные цены достаточно длительный срок. При росте производственных издержек, компания не пересматривает цены, а вносит изменения в состав продукта либо упаковку для экономии. Стратегия неокругленных цен. Устанавливаются цены менее округленных значений. Это психологический прием, однако, у покупателей возникает ощущение, что компанией был проведен тщательный анализ цен, устанавливая для них минимальный уровень. Кроме этого, им нравится получать сдачу.

Ценовая стратегия дифференцированного ценообразования

1. Ценовая стратегия периодической скидки основывается на различных потребительских предпочтениях, при этом покупатели классифицируются по группам. Данный вид стратегии успешно внедряется тогда, когда наблюдается снижение потребительского спроса во времени, например, вне сезона. Главная особенность такой стратегии – потребители всегда знают, в какое время она будет применяться. На первый взгляд напрашивается вывод о том, что компания не сможет выгодно реализовать свой продукт, так как стоимость товара выше, чем готова на него потратить половина потребителей. Но из данной ситуации есть отличный выход – реализовывать товары, применяя разный характер потребительского спроса, то есть воплощая стратегию периодической скидки. Вышеописанная ценовая стратегия имеет место в реальной жизни: стильные товары вне сезона, цены на услуги ЖКХ во время пиковой загруженности, билеты на спектакли, проходящие в светлое время суток, туры вне сезона и так далее. Эти же правила понижения цен работают, когда речь идёт о старых моделях. И наоборот – цены повышаются, если товар заканчивается, если товар модернизировали и т.д. Главная особенность такой стратегии – потребители всегда знают в какое время она будет применяться.

2. Ценовая стратегия случайной скидки (продажа по переменным ценам) основывается на затратах на поиск, которые и мотивируют скидку случайного характера. В данной ситуации компании нужно использовать стратегию, при которой произойдёт максимизация количества потребителей, которые знают о низкой цене, и тех, которые не знают, а значит покупают по самой высокой. Те потребители, которые обладают информацией насчёт порядка цен, будут ждать момента, когда стоимость продукции опустится до минимальной цены, вот тогда они и совершат покупку. Из вышеописанного следует, что главное условие ценовой стратегии случайных скидок – это не одинаковые затраты на поиск. Основное количество потребителей информированы о различиях в ценах, но для части из них, кто хорошо зарабатывает, это не важно – время дороже, а для остальных – наоборот.

3. Ценовая стратегия скидки на втором рынке – базируется на характерных чертах постоянных и переменных расходов. Если брать новый рынок, то тут выгода будет получена, если стоимость реализации будет больше, чем сумма переменных затрат. Получается, что старый рынок даёт внешнюю экономию для нового, так как берёт постоянные затраты на продукцию на себя. Таким образом, компания может себе позволить продавать продукцию на новом рынке по минимальной цене. Наилучшую стоимость для нового рынка следует выбирать исходя из существующего на нём спроса и предложения. Такая ценовая стратегия эффективнее всего показывает себя на иностранных рынках, при реализации непатентованных средств, при взаимодействии с определёнными социальными группами и в некоторых других ситуациях. Например, новые непатентованные лекарства составляют конкуренцию старым – более дорогим и патентованным. Здесь компания должна выбирать – работать со старыми лекарствами и лишится некоторого количества покупателей либо выбрать новые, немного проиграть в прибыли, но значительно увеличить количество потребителей. Оптимальной стратегией в данном случае будет смешанный выбор стоимости на старые и новые лекарства.

Правильное ценообразование: как назначить цену и заработать больше Ценовые стратегии конкурентного ценообразования

1. Ценовая географическая стратегия входит в число стратегий, относящихся к образованию цен в результате конкуренции. Пример. Такая ценовая стратегия носит имя «единая цена назначения».

2. Ценовая стратегия проникновения на рынок основывается на учёте стоимости товаров или услуг компании в сравнении с аналогичными товарами или услугами у других компаний. Такая ценовая стратегия нужна для того, чтобы компания сумела укрепить на рынке уже имеющие позиции, а также привлекала новую, перспективную продукцию.

Такая ценовая стратегия нужна для того, чтобы укрепить на рынке уже имеющие позиции, а также привлечь новую, перспективную продукцию. Она постоянно используется в реальности, например, многие владельцы бизнеса объединяются для того, чтобы существенно уменьшить цены и ликвидировать со своего рынка различного рода спекулянтов и недобросовестных продавцов. Например применения вышеописанной стратегии – это лимитное образование цен. В таком случае компании определяют для своих товаров/услуг такую стоимость, которая едва превышает затраты на производство. Такие шаги не дают молодым фирмам попасть к ним на рынок и составить конкуренцию.

3. Ценовая стратегия сигнализирования ценами строится на применении компанией механизма образования цен в соответствии с требованиями конкурентной борьбы, основываясь на доверии потребителя. Такой вид стратегии обычно имеет место в случае взаимодействия с только что появившимися потребителями или теми, кто не обладает реальной информацией насчёт цены на продукцию, но понимающих важность качества товара. Потребители, которые сильно ценят своё время и не готовы тратить его на изучение этого рынка, сыграют в рулетку, то есть они могут просто приобрести продукцию по минимальной цене или приобрести продукцию по максимальной стоимости, рассчитывая на то, что она будет иметь высокое качество.

4. Ценовая стратегия по кривой освоения включает в себя, главным образом, плюсы полученного компанией опыта и расходы на производство, которые меньше, чем у конкурентов. Когда происходит внедрение данной стратегии, потребители, которые купили продукцию на начальном временном отрезке, имеют выгоду в цене перед теми покупателями, которые сделали это позже. Это связанно с тем, что на начальном этапе покупатели приобретают продукцию по стоимости значительно меньше той, на которую они изначально были настроены. Пример. Есть рынок, на котором присутствует здоровая конкуренция между компаниями под названиями X, Y, Z и F, при этом данные фирмы производят одинаковые товары, в одинаковом количестве (в размере 200 штук каждая) и за одно и то же время. Разница лишь в том, что компания X обладает большим опытом по сравнению с остальными, а значит тратит на производство одного товара меньше, чем другие, а именно 2 тыс. рублей. На сегодняшний день на описываемом рынке установилась цена за один товар в размере 4 тыс. рублей. При этом покупатели весьма восприимчивы к ценам и крайне медленно реагируют на любые нововведения. Какую стратегию образования цен следует применить компании X? Следует помнить, что компания X имеет прибыль выше, чем компании Y, Z и F, поэтому хорошим вариантом для данной фирмы стал бы вариант, при котором стоимость на товар являлась бы крайне агрессивной (вплоть до 2 тыс. рублей за штуку). При таком развитии событий последовало бы банкротство всех остальных компаний, а значит у фирмы X больше бы не было конкурентов. Тогда данная компания заберёт себе всех клиентов трёх компаний, покинувших рынок, а значит значительно увеличит объёмы производства и продаж. В таком случае, расходы на производство одной единицы продукции станут ещё меньше, к тому же, из-за уменьшения стоимости потребителей будет становиться больше, и они станут делать больше покупок. Всё это принесёт компании Х огромное количество денежных средств, так как преимущества есть только у нее, другим компаниям нет никакого смысла начинать играть на рынке с ценами. Успешное применение такой стратегии возможно только тогда, когда у компании имеется серьёзный опыт и зависимость потребителей от порядка стоимости на товар/услугу. Как правило, вышеописанные аспекты имеют место на начальном этапе развития производства продукции, не являющейся предметом первой необходимости, но которые используют длительный период времени. В этой ситуации все продавцы будут настроены на успешное осуществление торговой деятельности на долгосрочный период. Нужно хорошо понимать отличие между ценовыми стратегиями проникновения на рынок и ценовыми стратегиями, качающимися кривой освоения. Эти стратегии похожи, но определение стоимости продукции и расходов у них отличаются. Как назначить цену на бизнес-услуги.

Ценовые стратегии ассортиментного ценообразования

1. Ценовая стратегия «Имидж» – это ситуация, в которой потребители стремятся к качеству продукции, но при этом рассматривают стоимость взаимозаменяемых продуктов. Когда происходит внедрение данной стратегии, компания выводит на рынок продукцию, похожую на ту, что уже предлагается, но под другим именем и с большей стоимостью. Такой шаг как бы говорит, что у этого товара качество лучше. Данная ценовая стратегия занимает срединное место между стоимостью выше номинальной и сигнализированием, взяв от первой подход к потребностям покупателей, а от второй – отношение к расходам. Как результат, компания с помощью нового более дорогого товара заявляет потребителям о высоком качестве, а полученные доходы вкладывает в производство более дешёвых аналогичных товаров.

2. Ценовая стратегия «Набор» – это ситуация, когда на идентичную продукцию существует разный спрос. Эта ценовая стратегия позволяет продавать больше продукции, а происходит это за счёт того, что стоимость конкретно этого продукта меньше, чем все остальные продукты этого сегмента.

4. Ценовая стратегия «Комплект» заключается в том, что одну и ту же продукцию потребители оценивают совершенно по-разному. Используя данный вид стратегии, при выборе минимальной стоимости, за которую можно продать товар, компании стоит учитывать будущее снижение прибыли и вероятность того, что потребители не купят дополнительную продукцию. Не стоит забывать о том, что существует вероятность не приобретения некоторыми потребителями дополнительной продукции ежемесячно, а также возможен иной вариант, когда дополнительной продукции наоборот будет куплено больше, чем планировалось компанией изначально. А ещё может быть развитие событий, при котором основной продукцией будут пользоваться не 3 года, а больше, соответственно, ежемесячно будут приобретать дополнительную продукцию. Поэтому такая ценовая стратегия ещё называется с «приманкой». 3 запрещенные ценовые стратегии Монополистическое ценообразование. Предполагает установление и поддержание монопольно высокой стоимости, как правило, с целью получения сверхприбыли. Демпинговые цены – значительно заниженные цены, чтобы получить преимущества на фоне конкурентов. Стратегии ценообразования, основанные на сговоре субъектов, ограничивающих конкуренцию. Факторы, влияющие на выбор ценовой стратегии. При разработке ценовой стратегии предприятиям приходится сталкиваться со множеством ограничений. Их относительная эластичность со временем может претерпевать изменения.

Можно отметить три крупные группы факторов, влияющих на ценовую стратегию предприятия:

Факторы, которые связаны с самой компанией, включая задачи, цели, внутренние показатели деятельности, характер бизнеса и пр.

Факторы внешней среды. Другие элементы маркетингового комплекса, которые связаны с ценовой стратегией. Задачи и цели компании являются основой при выборе подходящей стратегии ценообразования. Влияние внешней среды: Общая рыночная ситуация. Экономическая ситуация. Ситуация на смежных рынках.

Влияние потребителей. Их чувствительность к цене, ценность определенных характеристик продукции, ценовая эластичность спроса, процесс сравнения цен и знание потребителями цен. Действия со стороны конкурентов. Компании всегда чувствительны к действиям со стороны своих конкурентов. Ценовые действия являются самыми заметными среди конкурентов, провоцируя ответные действия еще сильнее, чем прочие варианты активности. Следствием сильной ценовой конкуренции могут стать серьезные ценовые войны, приводящие к негативным последствиям для финансового состояния каждого участника рынка. Поведение поставщиков – изменение цен на поставляемую продукцию. Государственное регулирование. Из каких этапов состоит разработка ценовой стратегии

Этап 1. Формирование ценовой стратегии Стратегия формируется при сборе исходных данных. Работа ведется по пяти направлениям:

1. Оценка затрат. Определяются состав и уровень приростных затрат при изменении уровня продаж, определяются производственные объемы, которые способны влиять на объем условно-постоянных расходов.

2. Уточнение финансовых целей фирмы. Происходит на основе выбора одного из двух возможных приоритетов: минимальная прибыль за счет продажи продукции либо достижение наивысшей прибыльности.

3. Определение потенциальных покупателей. Это выявление факторов и оценка последствия их влияния на чувствительность покупателей к ценам, прогнозирование разделения потребителей на сегменты. Учитываются в данной работе следующие факторы: экономическая ценность реализуемой продукции; ограничения бюджета; престижность владения этим товаром; сложности сопоставления продукции с аналогами; возможность разделения затрат на покупку.

4. Уточнение маркетинговой стратегии. Это нужно разработчикам ценовой стратегии, поскольку выбор ценовых решений жестко зависит от конкретной маркетинговой стратегии в компании.

5. Определение потенциальных конкурентов. Это когда обираются и анализируются данные по определенным направлениям: выявляются основные конкуренты на текущем рынке и в будущем; сравниваются цены с конкурентами, определяется основная цель конкурентов в сфере ценообразования; поиск преимуществ и недостатков в деятельности конкурентов по соответствующим показателям.

Этап 2. Стратегический анализ

1. Финансовый анализ, который предназначен для разработки ценовой стратегии предприятия, включая ряд направлений: Нужно определить общий и удельный выигрыш фирмы от производства (реализации) продукции при текущей цене. Определяется необходимый темп развития уровня продаж при снижении цены, чтобы повысить общий выигрыш предприятия. Установить допустимый уровень сокращения объема продаж при росте цены прежде, чем сократится общий выигрыш предприятия до существующего уровня. Рассчитывается необходимый темп прироста объема продаж для компенсации приростных условно-постоянных расходов, которые вызваны внедрением анализируемого ценового решения. Прогнозирование необходимого уровня продаж для компенсации приростных условно-постоянных расходов, которые обусловлены внедрением на новый рынок производимого товара либо предполагаемым внедрением на рынок нового товара.

2. Сегментный анализ рынка включает: прогнозирование состава потребителей в различных рыночных сегментах; определение способов проведения границ между сегментами, чтобы пониженные цены в одном сегменте не исключали возможности установить более высокие в других; разработку аргументации, чтобы избежать обвинения нарушений законодательства о защите прав покупателей, о предотвращении монополистической практики при ценовой дискриминации.

3. Анализ конкурентов. Является необходимым условием для определения уровня прибыльности и реализации предприятия с учетом вероятной реакции конкурентов, возможности предприятия повышать гарантированность достижения целей по прибыльности и объемам за счет сосредоточения усилий на конкретных рыночных сегментах, где возможно достижение устойчивого конкурентного преимущества при минимальных издержках.

4. Оценка внешних факторов проводится по двум основным направлениям: влияние цен на материалы и сырье поставщиков, влияние информационных процессов.

5. Оценка роли государственного регулирования предназначается для исследования по оценке влияния экономической политики государства на доходы населения в целевых сегментах и прогнозирование возможных последствий, оценка влияния регулирования государства в сфере ценообразования на изменение цен компании, прогнозирование вероятных последствий.

Этап 3. Подготовка проекта ценовой стратегии фирмы. Обсуждаются уровни цен и методы ценообразования по отношению к разным рыночным ситуациям. После этого ценовая стратегия утверждается собственником. Признаки плохого функционирования ценовых стратегий Слишком частое изменение цен товара. Сложно объяснить ценовую политику компании своим потребителям. Множество вариантов цен. Принятие решений о ценах без достоверных и достаточных сведений о состоянии, динамике и структуре спроса. Несоответствие цены избранному целевому рынку. Дается ценовая скидка на значительную долю товаров, резкое сокращение цен в конце торгового сезона с целью ликвидации товарных запасов. Слишком много усилий и времени торгового персонала тратится для «уторговывания». Слишком большая часть потребителей привлекается за счет цен и скидок конкурентов. Фирма при ценовой политике противоречит порядку ценообразования, установленным законодательством. Как происходит управление ценовой стратегией Управление ценовым позиционированием включает выбор оптимальной ценовой позиции, а также привязку к ней ценовой стратегии, комплексный процесс для управления восприятием покупателей, применяя целый ряд инструментов для формирования целостного ценового имиджа предприятия. Оценка и восприятие уровня цен со стороны потребителей является сложным процессом, зависящим от прямых и косвенных факторов. Будет логично предположить, что основным прямым признаком определения цен потребителем является непосредственно цена продукции. Покупателям примерно известны цены на товары различных категорий, поэтому они сравнивают с ними Ваше предложение. Потребитель может представлять как средние цены, так и конкретный диапазон допустимых для себя цен, за пределы которого выходить не планирует. Порой базой для сравнения становятся не цены других брендов, а зарплата человека, достаточная для совершения таких покупок. Влияет также прошлый опыт покупок либо просто пассивное наблюдение за ценами этой продукции в магазине. Важное значение отводится представлению покупателей о «справедливых» ценах: определенное субъективное ощущение, какой должна быть цена товара. Кроме размера цен, следует учесть и некоторые косвенные признаки, которые оказывают влияние на восприятие потребителя. Имидж бренда либо продукции состоит из множества элементов. Восприятие имиджа покупателем может быть в совокупности либо по каждому из рассмотренных элементов, либо зависеть от следующих факторов: качество продукции; дизайн; ассортимент; репутация производителя; предоставление сопутствующих услуг; решения в сфере продвижения, включая осведомленность покупателей о торговой марке. Чтобы сознательно формировать представление об уровне цен, компании могут работать с разными «ценовыми подсказками». К примеру, при сомнениях, что покупателям известны цены конкурентов, и свое предложение будет воспринято как низкая цена, можно воспользоваться подсказкой в местах продаж либо СМИ, к примеру, «цена ниже средней по городу» или «найдите дешевле». По мнению многих коммерсантов, продвижение бренда либо товара является одним из самых эффективных управленческих механизмов в процессе ценового позиционирования. Применительно к ценовому позиционированию, реклама выполняет следующие задачи и цели: Формирование комплексного имиджа своего бренда, соответствие ценового уровня и прочих атрибутов товара. Влияние на восприятие цен потребителями, в частности, как выгодные, низкие. Рекламное воздействие имеет важное значение для формирования ценовой позиции, хотя следует отметить некоторые ограничения: С момента, когда уже сформировалось представление об уровне цен на товары конкретной марки, изменить его будет крайне сложно. Компании в проведении коммуникационной политики должны больше уделять внимания особенностям дифференциации в сравнении с конкурентами. Учитывая элементарные экономические знания у большинства потребителей, многие из них уверены, все дополнительные элементы, выгодно отличающие продукцию от конкурентов, влияют на повышение цены, поэтому можно «найти дешевле».

Анализ ценовой стратегии должен предполагать выяснение следующих данных: Какие факторы самые важные при определении цены на товар при разной рыночной структуре? Насколько цены отражают издержки предприятия, спрос на товар, его конкурентоспособность? Как покупатели оценивают уровень цен на продукцию предприятия? Какая вероятная реакция покупателей на рост/понижение цены? Как действует предприятие при изменении цен конкурентов? Использует ли предприятие стимулирование цен (стандартных цен)? Как покупатели относятся к гибким и единым ценам? Известны ли цены товаров компании потенциальным клиентам? Как покупатели относятся к ценам ниже себестоимости? Как покупатели относятся к взаимосвязи качества и цены? Как покупатели относятся к приспособлению цен к конкуренции? Как покупатели относятся к минимальным ценам? Как поставщики ресурсов влияют на цены? Какая ценовая политика конкурентов? Проводится ли анализ товаров и цен своих конкурентов?

Таким образом, благодаря полученным данным удастся составить представление о разработанной либо выбранной ценовой стратегии. Если в списке больше отрицательных ответов, можно говорить о необходимости пересмотра ценовой стратегии.

Библиографический список

  1. Выбор оптимальной стратегии развития предприятия в условиях изменяющегося рынка [Электронный ресурс] https://studopedia.ru/9_82875_tsenovie-strategii.html (Дата обращения: 22.12.2017 г).

  2. Ценовая стратегия: виды, примеры, этапы [Электронный ресурс] https://www.gd.ru/articles/8779-tsenovaya-strategiya (Дата обращения:22.12.2017 г).

  3. Ценовая стратегия https://studfiles.net/preview/2793330/page:16/ (Дата обращения:05.12.2017 г).

Просмотров работы: 2882