Цель исследования: проанализировать технологии и методы в архитектуре, ориентированные на принципы устойчивого развития; выявить те, которые применяются при проектировании современных музеев
Объект исследования: устойчивое развитие в архитектуре, энергоэффективные технологии в музеях
Для архитекторов сегодня приоритетным вопросом является проектирование зданий, не только жилых, но и общественных, основанных на сохранении ресурсов и энергии.
Устойчивость - это возможность настоящего поколения удовлетворять свои потребности без ущемления возможности будущих поколений удовлетворять их потребности. Ответственная архитектура, направленная на то, чтобы обеспечить устойчивое развитие, основывается на четырех основных направлениях: экологическое, социальное, экономическое, культурное.
Ключевые вопросы устойчивой архитектуры:• теплоизоляция• ориентация здания• форма здания• управление водой, воздухом и отходами• рекуперация тепла• производство энергии• растительность[3].
Музей является хранилищем знаний, накопленных предыдущими поколениями и необходимых для дальнейшего развития человечества. Это «мост» между прошлым и будущим. Он сохраняет энергию поколений.
Поскольку музей представляет собой выставочное пространство, то само здание является частью экспозиции. Рациональное использование энергии и материалов, включенных в его структуру, позволят продемонстрировать достижения эпохи, становясь частью достояния культуры.
Анализ современных музеев с энергоэффективными технологиями: - Центр Хранения и Обучения Лон-Ле-Сонье (Le Centre de Conservation et d’Étude de Lons-Le-Saunier)В этом музее применена вентиляция с двойным потоком с рекуперацией тепла, тепловой насос, канадская скважина, фотогальванические панели, внешняя изоляция, габионы. - Дом памяти и культуры Гайаны (Maison des mémoires et des cultures de Guyane)Это здание инертное, компактное, хорошо изолированное, с использованием стен с двойной стеной, навесом, навесами.- Фонд Луи Виттона (архитектор Франк Гери) Здание оборудовано двойным остеклением, солнцезащитными настилами, буферным
пространством, двойным покрытием, канадской скважиной, зелеными террасами на крыше, устройствами сбора дождевой воды, применены деревянные конструкции и климатическая система, построенная по геотермальному принципу.
- Музей на набережной Бранли (архитектор Жан Нувель)Использованы возобновляемых источников энергии: солнечные панели, геотермальная энергия, растительные террасы, пассивная архитектура[1].
Целями проектов музеев, ориентированных на принципы устойчивости, являются максимальная привязка здания к контексту и задачам, органический синтез технологических и эстетических компонентов. Также, здания должны вписываться в природный контекст и широко и включать в себя городскую среду в ее ландшафтном и историко-культурном наполнении.
Если музей находится вблизи воды (реки, моря), то вода может стать дополнительным источником энергии. В здании Конгресс-центра в Питтсбурге экономия воды достигается за счет ее вторичного использования в туалетах. Система очистки перерабатывает половину воды, потребляемой зданием, что позволяет сберечь 24 млн литров воды в год. Потоки воздуха, поднимающиеся от реки действуют как «эффект камина», усиливают естественную циркуляцию воздуха, снижая расходы на вентиляцию здания[5].
Перенаправление строительных материалов из отходов в их повторного использования на близко расположенных строительных площадках - важное составляющее строительства, не наносящего вред окружающей среде. В настоящее время, на ряду с огромным количеством строительных отходов, не менее огромен потенциал их повторного использования, с целью уменьшить производство новых строительных материалов и количество отходов, закапываемых в землю. Когда для строительства используются материалы, которые были добыты на этой же строительной площадке, на окружающую среду оказывается фактически нулевое воздействие. При создании музея Фонда Луи Виттон задействовано до 75% повторного использования материалов, помимо применения всевозможных ресурсосберегающих технологий.
В Украине одним из локальных материалов для строительства может являться автоклавный газобетон. Его экологическая нагрузка на окружающую среду наименьшая по сравнению с другими стеновыми материалами искусственного происхождения, а при его производстве используют материалы, запасы которых значительны и не относятся к исчерпаемым в ближайшей и долгосрочной перспективе[4].
Итак, можно сделать вывод, что, если вопросы сохранения произведений искусства, исторических экспонатов неизбежно возникают в организации музеев, устойчивое развитие будет приобретать все большее значение в качестве нового измерения во всех областях человеческой деятельности и задавать новые вопросы дизайна, организации и управления музеями.
Использованнаялитература :
« Patrimoine et développement durable » de l’Institut national du patrimoine, 2015, URL : http://mediatheque-numerique.inp.fr /Patrimoine_developpement_durable
Porcedda, A. « Musées et développement durable.Les muséums nature de Montréal»
Paris : L’Harmattan, 2009, 279 p.
« L’architecture durable en pratique (méthodes et technologies)», 2018, URL :
https://www.architecte-batiments.fr/l-architecture-durable-en-pratique/
Брынзин Е.В., Парута В.А. Реализация концепции «устойчивого развития» в Украине путем использования автоклавного газобетона, 2015, 6 с.
Салмина О. Е., Быстрова Т. Ю. «Принципы создания устойчивой архитектуры» Академический вестник, 2015, 5 с.