АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Сарибекян А.К. 1
1ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье представлен анализ региональной системы общественного питания Омской области. Проведен отраслевой анализ основных экономических условий осуществления предпринимательской деятельности, представлен прогноз развития, дана оценка сформировавшейся модели развития системы общественного питания.

Основной рост оборота приходится на сегмент «быстрого питания», наиболее доступный по ценам, и различные демократичные форматы в среднем ценовом сегменте. Одним из немаловажных факторов для предпринимателей общественного питания являются инструменты поддержки предпринимательства местными и региональными властями, существенное снижение административных барьеров. Например, открытие предприятий носит уведомительный характер.

Выросла покупательная способность омичей, изменился возрастной ценз посетителей: все больше молодых людей предпочитают питаться не дома, а посещать какие-либо кафе или закусочные.На сегодняшний день отрасль общественного питания в Омской области представлена широким спектром различных заведений, удовлетворяющих потребности населения. Среди них более 84 различных ресторанов и кафе; более 203 различных баров, пиццерии, чайных, 34 столовых; более 14 наименований предприятий фаст-фуд (таблица1) [4].

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Оборот общественного питания, млн. рублей (в фактически действовавших ценах)

7879,7

9267,8

10557,7

12177,4

12632,8

13303,2

Индекс физического объема оборота общественного питания, в % к предыдущему году (в сопоставимой оценке)

113,2

113,9

106,6

105,0

92,8

102,2

Таблица 1- Оборот общественного питания в Омской области 2011-2016 гг.

Показатель оборота общественного питания за анализируемый период имеет тенденцию к повышению. Наибольшее повышение оборота наблюдается в 2012 году по сравнению с 2011 годом- на 17,6%, наименьшее повышение оборота в 2016 году по сравнению с 2015 годом – на 5,3% соответственно. Объем оборота в натуральном выражении в целом тоже снижается, при этом в динамике, кроме 2015 года наблюдается прирост оборота.

Проведем отраслевой анализ основных экономических условий осуществления предпринимательской деятельности, прогноз развития, оценка сформировавшейся модели развития системы общественного питания.

Оборот общественного питания в декабре 2015 года составлял 1114,7 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 12,8 процента меньше, чем в декабре 2014 года и на 2,9 процента больше, чем в ноябре 2015 года, в январе-декабре 2015 года – 12620,5 млн. рублей (на 7,2% меньше).Согласно информации Росстата, Омская область по итогам 11 месяцев 2013 года занимает 2 место в рейтинге 12 регионов Сибирского федерального округа по темпу роста розничного товарооборота и 3 место - по темпу роста оборота общественного питания.

В настоящее время торговля и общественное питание занимают важное место в структуре экономики Омской области. Численность работающих в этих сферах экономики Омской области составляет 14,5 процента от всего количества занятого населения Омской области.

По последним данным Росстата предприятия общепита России увеличили оборот с начала 2012 года на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.

За 10 месяцев 2012 года оборот российского общепита достиг 812,3 млрд. рублей. Октябрь стал для индустрии общественного питания России одним из самых удачных месяцев. Оборот общепита в октябре составил 93,7 млрд. рублей. Этот показатель на 1,9% выше показателя сентября 2012 года, а прошлогодний октябрьский превышает на 6,7%. Кроме динамичного октября, высокий рост оборота был зафиксирован в январе и феврале. Тогда показатели отрасли общепита выросли на 6,5% и 7,3% соответственно.

В сентябре рост оборота составил 5,9%. Оборот общественного питания в августе 2012 года составил 85,5 млрд. рублей, или 105,7% (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду предыдущего года, в январе-августе 2012 года - 627,1 млрд. рублей, или 105,4%. [3]

В июле 2012 года оборот отрасли составил 83,3 млрд. рублей, увеличившись на 4,7% по сравнению с июлем 2011 года. Таким образом, в августе оборот предприятий общественного питания вырос на 2,2% по сравнению с июлем. В третьем квартале рост оборота организаций общественного питания составил 5,5%. В 2011 году оборот отрасли увеличился на 6,2% и достиг 903,3 миллиарда рублей. За период с января по март 2012 года оборот отрасли общественного питания составил 218 286, 3 миллионов рублей, а за тот же период 2013 года 243 451,2 млн. рублей.

При проведении своих подсчетов Росстат учитывает оборот ресторанов, кафе, баров, столовых при предприятиях и учреждениях, а также организаций -поставщиков продукции общественного питания. [4]

Подводя итог вышеприведенным показателям, хочется отметить, что в России отрасль общественного питания продолжает набирать обороты. Рост оборотов предприятий наблюдается на протяжении четырех последних лет, что свидетельствует о необходимости развития данной отрасли.

Доля налогов, уплачиваемых в сфере торговли и общественного питания, в структуре налоговых поступлений в областной бюджет и местные бюджеты превысила 11 %. По итогам последних лет торговля и общественное питание стали самыми высокодоходными секторами экономики Омской области. [3]

Общественное питание выполняет специфические функции производства, реализации и организации потребления продукции. Производственная функция заключается в осуществлении переработки сырья и выпуске собственной продукции - блюд, кулинарных изделий, кулинарных полуфабрикатов. Изготовление собственной продукции - блюд, кулинарных изделий, кулинарных полуфабрикатов. Изготовление собственной продукции требует создания на предприятиях производственных цехов, и помещений, оснащенных специальным оборудованием, инвентарем и приспособлениями. Продукция общественного питания - готовая к употреблению пища, или полуфабрикат, требующий незначительной доработки, - в большинстве случаев не предназначена для длительного хранения, поэтому ее необходимо немедленно реализовать. Так, например, при массовом изготовлении горячие блюда требуют реализации в течение двух - трех часов, холодные - одного часа. Это обуславливает выпуск продукции партиями, по мере его потребления. Работники предприятий общественного питания должны строго соблюдать санитарное гигиенические требования, обеспечивать контроль за качеством обрабатываемого сырья, процессами приготовления и реализации готовых блюд. Ассортимент выпускаемой продукции очень разнообразный, для его приготовления используются разные виды сырья, что усложняет организацию производства: многие виды сырья требуют особых условий хранения, разных помещений для механической кулинарной обработки. Для немедленной реализации произведенной продукции оборудуются специальные залы, где организуется обслуживание покупателей. Наряду собственной продукцией там продаются покупные товары, которые не проходят дополнительной обработки по изменению свойств продукта, а реализуются в том состоянии, в котором поступили [1].

В связи с этим можно выделить следующие особенности общественного питания как отрасли народного хозяйства:

Первая особенность заключается в том, что общественное питание объединяет три фазы общественного воспроизводства - производство, обмен (обращение) и потребление. Большая часть продукции, производимая на предприятиях отрасли, здесь же реализуется и потребляется.

Вторая особенность заключается в специфичности продукта, который может состоять из двух элементов: непосредственно продукция кухни и услуги по организации ее потребления. Продукция - это совокупность производимых и реализуемых блюд, кондитерских изделий, покупных товаров и полуфабрикатов. Услуги в данном случае, это совокупность действий и усилий персонала по доведению продукции до потребителя.

Третья особенность заключается в неоднородности в развитии общественного питания. Данная особенность проявляется не только в дифференциации уровня развития данного сектора экономики по регионам РФ, но и в существенной дифференциации внутри регионов РФ. Отрасле общественного питания характерно стремительное расширение сети за счет открытия новых предприятий всех типов собственности, внедрение современных стандартов и технологий, связанных с сетевыми формами организаций. Для новых предприятий характерны повышенные условия комфортности и обслуживания посетителей, обширный ассортимент предлагаемых продуктов, изделий и услуг.

Бурно развивается формат ресторанов быстрого питания такие, как: «Курочка рядом», KFC, Subway, «Бургер Кинг», «Макдоналдс» и др. Открываются новые предприятия общественного питания — пиццерия « Pizza Сut», «КофеТун СушиТун», столовые и др..

В городе Омске осуществляют деятельность более 600 предприятий общественного питания. Обеспеченность населения посадочными местами в предприятиях общественного питания на тысячу жителей составляет 34,5 мест.

Подводя итог вышеприведенным показателям, хочется отметить, что в Омской области отрасль общественного питания продолжает набирать обороты. Рост оборотов предприятий наблюдается на протяжении последних лет, что свидетельствует о необходимости развития данной отрасли.

Библиографический список:

  1. Общественное питание в современных переходных условиях [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pitportal.ru/director/10893.html

  2. Омская Губерния Правительства Омской области: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: : http://www.омская-область .

  3. Социально - экономическое положение Омской области за январь-декабрь 2015 года: Докл. / Омскстат. - Омск, 2016. – 58 с. Режим доступа: http://omsk.gks.ru

  4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/omsk/ru/

Просмотров работы: 361