УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

Чекмарёва В.И. 1, Кривко Ю.И. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Под дебиторской задолженностью понимают задолженность предприятия, работников, физических лиц этого предприятия, возникающие в процессе финансовой деятельности организации (задолженность покупателей за приобретенный товар и услугу, а так же задолженность подотчетного лица за выданные им под отчет денежные средства и т. д).[1]

Управление дебиторской задолженностью оказывает большое влияние на прибыльность предприятия и определяет дисконтную и кредитную политику для неэффективных клиентов.

В общем, управление дебиторской задолженностью включает:

  1. анализ дебиторов;

  2. анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;

  3. контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

  4. разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;

  5. оценку и реализацию факторинга.

Анализ дебиторов в первую очередь подразумевает их платежеспособность с целью выработки индивидуальных условий предоставления коммерческих кредитов и условий договоров факторинга.[1]

Оценка дебиторской задолженности и ее реальной стоимости заключается в: анализе задолженности согласно срокам ее появления, в выявлении безнадежной задолженности и образовании на эту сумму резерва по сомнительным долгам. Конкретная заинтересованность предполагает анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее появления и (или) по периоду оборачиваемости. [2]

Настоящая задача управленческого влияния: контролировать и оценивать выполнение стратегических целей.

Вместе с задачей управленческого влияния вводятся новые методы управления, которые помогают специалистам финансовых служб предприятия.[2]

Современный метод управления дебиторской задолженностью – это ABС – анализ для ранжирования дебиторов.

ABС-анализ используется при управлении существующей у предприятия дебиторской задолженности. В основе данного анализа заложен принцип Парето: за большое количество возможных результатов отвечает малое число причин. По отношению дебиторской задолженности его используют следующим образом: 80 % величины дебиторской задолженности создано за счет 20 % дебиторов.[2]

ABС-анализ используется совместно с кластерным анализом. Кластерный анализ позволяет наиболее подробно разделить массу имеющихся объектов на кластеры и благодаря этому детально разграничивает кредитную политику организации.[2]

Чтобы проанализировать, насколько эффективна политика предприятия в области управления дебиторской задолженностью, необходимо ввести систему показателей оценки эффективности.

1. Доля дебиторской задолженности оборотных активах предприятия, %

где, Ддз – доля дебиторской задолженности;

А об – оборотные активы предприятия

Показатель определяет часть дебиторской задолженности в структуре оборотных активов предприятия. Чем выше значение данного показателя, тем большая часть оборотных активов отвлечено из оборота.

2.Доля дебиторской задолженности к выручке предприятия,%

Рассчитывая долю дебиторской задолженности в выручке от продаж предприятия, можно узнать, какая часть выручки от продаж приходится на продукцию, купленную в кредит у предприятия.

3.Оборачиваемость дебиторской задолженности

Данный показатель определяет, сколько единиц выручки предприятия получено с 1 р. дебиторской задолженности.

4. Период погашения дебиторской задолженности

где Д – количество дней в периоде

Данный показатель определят длительность оборота дебиторской задолженности, чем он ниже, тем быстрее предприятие вернет свою задолженность и пустит ее в оборот. Данный показатель влияет на длительность финансового и операционного цикла предприятия.

5.Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности

Данный показатель характеризует рациональность использования средств в обороте, баланс между дебиторской и кредиторской задолженностью.[3]

Факторинг представляет собой финансовую операцию, которая предусматривает уступку организацией-продавцом права получения средств от ее должника за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании. В этом случае банк принимает на себя все риски, связанные с инкассацией задолженности. Кроме того, банк взимает с предприятия-продавца комиссионную плату за осуществление такой операции.[4]

Факторинг (англ. factoring от англ. factor - посредник, торговый агент) -это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.[5]

Рассмотрим факторинг как средство управления дебиторской задолженностью в ОАО «Хлебная база №3».

Открытое акционерное общество ОАО «Хлебная база №3» является юридическим лицом и действует на основании устава и Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г.

Предприятие осуществляет следующие виды хозяйственной деятельности :

Основные:

- осуществление механизированной и бесперебойной приемки зерна с автомобильного и железнодорожного транспорта;

- сохранность зерна – сушка и подработка в процессе существующей технологии;

- хранение зерна;

- отгрузка зерна клиентам автомобильным и железнодорожным транспортом;

Дополнительные:

- выпечка хлеба и хлебобулочной продукции;

- ремонтно- строительные работы;

- оказание услуг населению и предпринимателям;

- посредническая деятельность.

Данная организация периодически отгружает продукцию своим покупателям на условиях отсрочки платежа. Для снижения уровня дебиторской задолженности предлагается предприятию применить факторинг.

Рассмотрим пример факторинга и его эффективность для ОАО «Хлебная база №3».

ОАО «Хлебная база №3» предоставила ООО АПК Титан 1 января продукцию на сумму 1500000 рублей.

В Омске действуют четыре компании, которые оказывают факторинговые услуги: ЗАО «Банк Национальная факторинговая компания», «Лайф» факторинговая компания, ПАО «МДМ Банк», ПАО «Промсвязьбанк».

ПАО «МДМ Банк» финансирует 90% от суммы поставки. Ставка – 15% годовых, дополнительные платежи – комиссия за обработку счета-фактуры в размере 50 рублей за штуку. Отсрочка платежа – 180 дней. Дебитор расплатился 21 января.

После обработки счета-фактуры компания получит от ПАО «МДМ Банк»: 1500000*0,9 = 1350000 рублей.

Комиссия за использование факторинговых средств составит:

(1500000*0,9*0,15/365)*20 = 11095,89 рублей

Итоговая переплата по поставке: 11095,89+50 =11145,89 рублей.

После того, как ООО АПК Титан перечислит в банк долг, ПАО «МДМ вернет на счет ОАО «Хлебная база №3»:

1500000 – 990000 – 11095,89 – 50 = 138854,11 рублей.

В результате ОАО «Хлебная база №3» по данной сделке получает сумму в размере138854,11 рублей.

ОАО «Хлебная база №3» получив данную сумму от ООО АПК Титан сможет без труда погасить задолженности трех крупнейших кредиторов, что положительно скажется на экономическом положении предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент [Текст]: учебник / В.В. Ковалев. М.: Финансы и статистика, 2013. - 356 с.

2. Чегланова С.Г. Анализ движения денежных средств, дебиторской задолженности и финансовых результатов : журнал/ Чегланова С.Г.-Финансовый менеджмент, 2014. - 83 с.

3. Трошин, А.Н. Финансовый менеджмент: Учебник / А.Н. Трошин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 331 c.

4. Балащенко, В. Ф. Финансовый менеджмент / В.Ф. Балащенко, Т.Е. Бондарь. - М.: ТетраСистемс, 2014. - 272 c.[Режим доступа]: https://elibrary.ru

5. Акуленко Н. Б. Гарнова В. Ю. Колоколов В. А.: Экономический анализ: учебное пособие / Н.Б. Акуленко, - ИНФРА-М,2013.- 157. [Режим доступа]: http://znanium.com/

Просмотров работы: 154