Управление дебиторской задолженностью оказывает большое влияние на прибыльность предприятия и определяет дисконтную и кредитную политику для неэффективных клиентов.
В общем, управление дебиторской задолженностью включает:
анализ дебиторов;
анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;
оценку и реализацию факторинга.
Анализ дебиторов в первую очередь подразумевает их платежеспособность с целью выработки индивидуальных условий предоставления коммерческих кредитов и условий договоров факторинга.[1]
Оценка дебиторской задолженности и ее реальной стоимости заключается в: анализе задолженности согласно срокам ее появления, в выявлении безнадежной задолженности и образовании на эту сумму резерва по сомнительным долгам. Конкретная заинтересованность предполагает анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее появления и (или) по периоду оборачиваемости. [2]
Настоящая задача управленческого влияния: контролировать и оценивать выполнение стратегических целей.
Вместе с задачей управленческого влияния вводятся новые методы управления, которые помогают специалистам финансовых служб предприятия.[2]
Современный метод управления дебиторской задолженностью – это ABС – анализ для ранжирования дебиторов.
ABС-анализ используется при управлении существующей у предприятия дебиторской задолженности. В основе данного анализа заложен принцип Парето: за большое количество возможных результатов отвечает малое число причин. По отношению дебиторской задолженности его используют следующим образом: 80 % величины дебиторской задолженности создано за счет 20 % дебиторов.[2]
ABС-анализ используется совместно с кластерным анализом. Кластерный анализ позволяет наиболее подробно разделить массу имеющихся объектов на кластеры и благодаря этому детально разграничивает кредитную политику организации.[2]
Чтобы проанализировать, насколько эффективна политика предприятия в области управления дебиторской задолженностью, необходимо ввести систему показателей оценки эффективности.
1. Доля дебиторской задолженности оборотных активах предприятия, %
где, Ддз – доля дебиторской задолженности;
А об – оборотные активы предприятия
Показатель определяет часть дебиторской задолженности в структуре оборотных активов предприятия. Чем выше значение данного показателя, тем большая часть оборотных активов отвлечено из оборота.
2.Доля дебиторской задолженности к выручке предприятия,%
Рассчитывая долю дебиторской задолженности в выручке от продаж предприятия, можно узнать, какая часть выручки от продаж приходится на продукцию, купленную в кредит у предприятия.
3.Оборачиваемость дебиторской задолженности
Данный показатель определяет, сколько единиц выручки предприятия получено с 1 р. дебиторской задолженности.
4. Период погашения дебиторской задолженности
где Д – количество дней в периоде
Данный показатель определят длительность оборота дебиторской задолженности, чем он ниже, тем быстрее предприятие вернет свою задолженность и пустит ее в оборот. Данный показатель влияет на длительность финансового и операционного цикла предприятия.
5.Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности
Данный показатель характеризует рациональность использования средств в обороте, баланс между дебиторской и кредиторской задолженностью.[3]
Факторинг представляет собой финансовую операцию, которая предусматривает уступку организацией-продавцом права получения средств от ее должника за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании. В этом случае банк принимает на себя все риски, связанные с инкассацией задолженности. Кроме того, банк взимает с предприятия-продавца комиссионную плату за осуществление такой операции.[4]
Факторинг (англ. factoring от англ. factor - посредник, торговый агент) -это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.[5]
Рассмотрим факторинг как средство управления дебиторской задолженностью в ОАО «Хлебная база №3».
Открытое акционерное общество ОАО «Хлебная база №3» является юридическим лицом и действует на основании устава и Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г.
Предприятие осуществляет следующие виды хозяйственной деятельности :
Основные:
- осуществление механизированной и бесперебойной приемки зерна с автомобильного и железнодорожного транспорта;
- сохранность зерна – сушка и подработка в процессе существующей технологии;
- хранение зерна;
- отгрузка зерна клиентам автомобильным и железнодорожным транспортом;
Дополнительные:
- выпечка хлеба и хлебобулочной продукции;
- ремонтно- строительные работы;
- оказание услуг населению и предпринимателям;
- посредническая деятельность.
Данная организация периодически отгружает продукцию своим покупателям на условиях отсрочки платежа. Для снижения уровня дебиторской задолженности предлагается предприятию применить факторинг.
Рассмотрим пример факторинга и его эффективность для ОАО «Хлебная база №3».
ОАО «Хлебная база №3» предоставила ООО АПК Титан 1 января продукцию на сумму 1500000 рублей.
В Омске действуют четыре компании, которые оказывают факторинговые услуги: ЗАО «Банк Национальная факторинговая компания», «Лайф» факторинговая компания, ПАО «МДМ Банк», ПАО «Промсвязьбанк».
ПАО «МДМ Банк» финансирует 90% от суммы поставки. Ставка – 15% годовых, дополнительные платежи – комиссия за обработку счета-фактуры в размере 50 рублей за штуку. Отсрочка платежа – 180 дней. Дебитор расплатился 21 января.
После обработки счета-фактуры компания получит от ПАО «МДМ Банк»: 1500000*0,9 = 1350000 рублей.
Комиссия за использование факторинговых средств составит:
(1500000*0,9*0,15/365)*20 = 11095,89 рублей
Итоговая переплата по поставке: 11095,89+50 =11145,89 рублей.
После того, как ООО АПК Титан перечислит в банк долг, ПАО «МДМ вернет на счет ОАО «Хлебная база №3»:
1500000 – 990000 – 11095,89 – 50 = 138854,11 рублей.
В результате ОАО «Хлебная база №3» по данной сделке получает сумму в размере138854,11 рублей.
ОАО «Хлебная база №3» получив данную сумму от ООО АПК Титан сможет без труда погасить задолженности трех крупнейших кредиторов, что положительно скажется на экономическом положении предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент [Текст]: учебник / В.В. Ковалев. М.: Финансы и статистика, 2013. - 356 с.
2. Чегланова С.Г. Анализ движения денежных средств, дебиторской задолженности и финансовых результатов : журнал/ Чегланова С.Г.-Финансовый менеджмент, 2014. - 83 с.
3. Трошин, А.Н. Финансовый менеджмент: Учебник / А.Н. Трошин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 331 c.
4. Балащенко, В. Ф. Финансовый менеджмент / В.Ф. Балащенко, Т.Е. Бондарь. - М.: ТетраСистемс, 2014. - 272 c.[Режим доступа]: https://elibrary.ru
5. Акуленко Н. Б. Гарнова В. Ю. Колоколов В. А.: Экономический анализ: учебное пособие / Н.Б. Акуленко, - ИНФРА-М,2013.- 157. [Режим доступа]: http://znanium.com/