ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК НЕГАБАРИТНЫХ ГРУЗОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК НЕГАБАРИТНЫХ ГРУЗОВ

Архипенко В.В. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей сообщения. г.Курган
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По всей России известно, что город Курган очень знаменит производством мостов. Фирма ЗАО «Курганстальмост» — это специализированное предприятие поизготовлению строительных конструкций, включая конструкции мостов. Основной продукцией предприятия являются строительные металло-конструкции различного назначения, в том числе:
  • металлоконструкции всех типов пролетных строений мостов (железнодорожные, автодорожные, пешеходные, совмещенные);

  • метизная продукция (болты, гайки, шайбы, винты), в том числе высокопрочные;

  • панели шпунтовые сварные ПШС, предназначенные для строительства гидросооружений;

  • трубы большого диаметра для водопропускных сооружений;

  • художественные кузнечные изделия;

  • буровые машины MBG-12, MBG-24;

  • пиломатериал.

Сейчас в своей отрасли промышленности «Курганстальмост» — ведущее предприятие по объему выпускаемой продукции. Его производственные мощности — около 65 тысяч тонн металлоконструкций в год. Автодорожные, железнодорожные, совмещенные мосты, иные изделия предприятия эксплуатируются во многих областях и регионах России, а также в Казахстане, Белоруссии, в Балтийских государствах, Турции, Лаосе, в других странах.

Вклад коллектива ЗАО «Курганстальмост» в развитие транспортной сети страны — это металлоконструкции пролетных строений железнодорожных, автодорожных, пешеходных и совмещенных мостов. Красивые, сложные инженерные сооружения «Курганстальмоста» соединили берега рек Днепра, Припять, перекинулись через реки Кама, Обь, Иртыш, Белая, Нева и т.д.

Нашей задачей является определить наиболее удобный железнодорожный маршрут, для перевозки негабаритных грузов (мостов) с города Курган.И так, как конструкции мостов длинные, и негабаритные они крепятся на двух платформах, и превышают зоны габаритности и для этой перевозки маршрут через такой участок ,какПросвет-Иковка не удобный, т.к. радиус кривизны максимальный. И поэтому лучше всего, стоит выбрать другой маршрут который будет наиболее удобен для перевозки негабаритных грузов.

Ж/д пути активно используются компаниями для перевозки нестандартного, крупногабаритного и тяжеловесного товара. Объясняется это целым рядом преимуществ:

1. Железнодорожная сеть Российской Федерации отлично развита. Это значит, что негабаритный груз можно доставить в любую точку страны.

2. Есть возможность использовать мультимодальные перевозки.

3. Данный вид транспорта обладает всеми необходимыми характеристиками для транспортировки негабарита. Речь идёт об отличной грузоподъёмности и возможности перевозить любые объекты.

4. Железнодорожными путями можно перевозить военную и сельскохозяйственную технику, промышленное оборудование, металлоконструкции, цистерны и прочее.

5. За один раз можно перевезти груз весом в 500 тонн. То есть не нужно делить партию на несколько частей. Это идеально подходит тем заказчикам, которые ждут большую партию товара.

6. Так как за один раз можно доставить большую партию, использование железнодорожных перевозок позволяет значительно ускорить поставку.

7. Негабарит, который поставляется ж/д путями, таможенники проверяют не так строго.

8. Стоимость доставки ж/д транспортом гораздо ниже, чем перевозка негабарита с использованием грузовых автомобилей.

9. Этот вариант подходят для перевозки сыпучих товаров в любых количествах.

Важнейшим моментом организации доставки негабарита ж/д путями является подготовка разрешающих документов, которая может занять месяцы. Поэтому целесообразно обратиться к профессиональным компаниям, которые занимаются вопросами оформления соответствующих документов. Это позволит сэкономить время и ускорить процесс поставки заказанного товара.

Важнейшим моментом организации доставки негабарита ж/д путями является подготовка разрешающих документов, которая может занять месяцы. Поэтому целесообразно обратиться к профессиональным компаниям, которые занимаются вопросами оформления соответствующих документов. Это позволит сэкономить время и ускорить процесс поставки заказанного товара.

Груз является негабаритным, если он при размещении на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке пути (при совпадении в одной вертикальной плоскости продольных осей вагона и пути превышает очертание габарита погрузки, или его геометрические выносы в кривых за пределы габарита погрузки превышают геометрические выносы в соответствующих кривых расчетного вагона*).

Товарно-транспортная накладная

Этот бланк содержит такие данные:

  • информация о поставщике и заказчике;

  • место погрузки и разгрузки товара;

  • наименование и номера поставляемого продукта;

  • параметры перевозимого продукта;

  • статистический номер;

  • тип упаковки;

  • объявленная стоимость продукции;

  • условия оплаты;

  • номер путевого лица;

  • данные о перевозчике, который занимается транспортировкой;

  • регистрационный номер.

Организация перевозки негабарита железнодорожными путями

Так как перевозка негабаритной продукции железнодорожными путями является сложной логистической задачей, то она требует серьёзного подхода к организационным вопросам. Чтобы выполнить транспортировку груза, который относится к категории негабарита, нужно позаботиться о заключении контракта с транспортной компанией и подготовке пакета документов. Также необходимо составить схему креплений и транспортный маршрут.

Серьёзный подход к организационным вопросам, связанным с транспортировкой негабаритных объектов железнодорожными путями, позволит избежать многих проблем.

В зависимости от высоты от уровня головок рельсов, на которой груз выходит за габарит погрузки, установлены три основные зоны негабаритности:

- зона нижней негабаритности - на высоте от 480 до 1229 мм при расстоянии от оси пути 1626-1760 мм и на высоте от 1230 до 1399мм - при расстоянии 1626 2240 мм;

- зона боковой негабаритности - на высоте от 1400 до 4000 мм (включительно);

- зона верхней негабаритности - на высоте от 4001 до 5300 мм.

Кроме того, для определения условий пропуска грузов верхней негабаритности на двухпутных линиях дополнительно введена условная зона совместной боковой и верхней негабаритности: на высоте от уровня головок рельсов от 4001 до 4625 мм на расстоянии от оси пути от 1625 мм до границы "зоны" негабаритности

. В зависимости от величины выхода негабаритных грузов за габарит погрузки в указанных основных зонах установлены следующие степени негабаритности грузов:

в нижней зоне негабаритности - шесть степеней;

в боковой зоне негабаритности - шесть степеней;

в верхней зоне негабаритности - три степени.

Степень негабаритности груза должна устанавливаться не только с учетом нахождения его на прямом пути, но также с учетом прохода вагоном кривых участков пути. Если геометрические выносы груза в кривых превышают геометрические выносы в этих кривых расчетного вагона, то по условию прохода кривых данный груз может иметь расчетную негабаритность.

Расчетная негабаритность должна определяться грузоотправителем для грузов:

- длинномерных, когда величина отношения их длины к базе подвижного состава составляет более 1,41;

- перевозимых на сцепах платформ;

- перевозимых на транспортерах с базой 17 м и более.

Груз, превышающий предельные очертания зон негабаритности, а также габарит погрузки в нижней зоне (ниже 480 мм от УГР) и в верхней зоне (выше 5300 мм от УГР), называется сверхнегабаритным.

Перевозка сверхнегабаритных грузов, а также грузов нижней и боковой негабаритности 6-й степени осуществляется с контрольной рамой.

Для указания в перевозочных документах, а также поездных, выдаваемых из ЭВМ, данных о зонах и степенях негабаритности перевозимых грузов вводится понятие индекс негабаритности груза, который состоит из 5-ти знаков.

Каждый знак индекса негабаритности (кроме первого) обозначает степень негабаритности груза в соответствующей зоне. Сверхнегабаритность в любой зоне обозначается цифрой 8.

Обозначения в индексе негабаритности:

1-й знак - всегда буква Н (негабаритность);

2-й знак - степень нижней негабаритности, может принимать значение от 1 до 6.

3-й знак - степень боковой негабаритности, может принимать значения от 1 до 6.

4-й знак - степень верхней негабаритности, может принимать значения от 1 до 3.

5-й знак - вертикальная сверхнегабаритность, имеет значение 8.

Отсутствие негабаритности в любой зоне, в т.ч. и отсутствие вертикальной сверхнегабаритности, отмечается цифрой "О" в соответствующем знаке индекса негабаритности.

Например: Индекс негабаритности Н8480 означает, что негабаритный груз имеет нижнюю и верхнюю сверхнегабаритность, боковую негабаритность 4-й степени, а вертикальная сверхнегабаритность отсутствует

Порядок согласования и организации перевозок

Негабаритных

Настоящей Инструкцией предусматривается 3 этапа согласования перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов (изделий), включая согласование технической документации.

Первый этап - предварительное согласование возможности, способа и условий перевозки грузов на основе представленной грузоотправителем (его уполномоченным представителем) или проектной организацией заявки с приложением необходимых материалов.

Второй этап - согласование железнодорожными администрациями (железными дорогами) технической документации на перевозку негабаритных и тяжеловесных грузов (чертежей и расчетов размещения и крепления грузов на подвижном составе).

Третий этап - окончательное согласование технической документации на перевозку грузов Департаментом управления перевозками МПС России.

Указанная этапность согласования перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов распространяется на изделия (грузы), размеры которых при размещении на подвижном составе с высотой пола 1300 мм от уровня головок рельсов превышают габарит погрузки

Предварительное согласование возможности, способа и условий перевозки новых изделий должно, как правило, производиться на стадии эскизного проектирования и выбора размерно-весовых параметров этих изделий.

Заявка на предварительное согласование перевозок в межгосударственном сообщении негабаритных грузов представляется грузоотправителем (экспедитором) в железнодорожную администрацию государства, на территории которого находится одна или несколько станций отправления грузов и в Департамент управления перевозками ОАО «РЖД».

Заявка на предварительное согласование перевозки в межгосударственном сообщении негабаритных грузов с нескольких станций, находящихся на территории двух или более государств, представляется в Департамент управления перевозками ОАО «РЖД»

Организация перевозок всех негабаритных грузов в пределах железных дорог одного государства осуществляется железнодорожной администрацией этого государства.

При наличии возможности перевозки негабаритного груза Департамент управления перевозками ОАО «РЖД» или железнодорожная администрация государства отправления груза извещает заявителя о предварительном согласовании перевозки, указывает тип подвижного состава, на котором можно осуществлять перевозку, согласованную степень негабаритности (индекс), а при необходимости и дополнительные условия, при выполнении которых грузоотправителем перевозка может состояться.

Для негабаритных грузов негабаритности нижней 3-6-й, боковой 4-6-й степеней и сверхнегабаритных, а также грузов меньших степеней негабаритности и габаритных, перевозимых на транспортерах, имеющих 12 и более осей (кроме транспортеров сцепного типа грузоподъемностью 120 т с одной промежуточной платформой), указываются согласованные с причастными железнодорожными администрациями маршруты перевозок.

При этом для негабаритных грузов, перевозимых на платформах, в полувагонах и на 4-8-осных транспортерах, допускается согласование маршрутов пропуска без письменного запроса.

Одновременно заявителю сообщается, в какую железнодорожную администрацию следует направить на рассмотрение чертежи и расчеты размещения и крепления негабаритного груза на втором этапе согласования перевозки.

Второй этап согласования перевозок.

Техническая документация на перевозку негабаритного и/или тяжеловесного груза разрабатывается грузоотправителем на основании предварительного заключения и в соответствии с указанными в нем условиями, и должна включать:

- чертеж и расчеты размещения и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза, выполненные в соответствии с требованиями ТУ и настоящей Инструкции;

- чертеж контрольной рамы - для сверхнегабаритных грузов и грузов нижней и боковой негабаритности 6-й степени;

- чертеж (схема) размещения и крепления транспортных приспособлений (транспортной оснастки) на транспортерах или специально оборудованных платформах в случае планируемого грузоотправителем и согласованного предварительно возврата их после выгрузки на станцию первоначальной погрузки (отправления). При этом, если по схеме крепление многооборотного приспособления на порожнем транспортере (вагоне) такое же, как и при следовании его с грузом, то к чертежу (схеме) прикладывается только его описание с перечислением реквизитов крепления без расчетов.

Чертеж размещения и крепления груза на подвижном составе должен включать 3 проекции, выполненные в масштабе:

1: 25, 1: 50 или 1: 100 - для главного вида и вида сверху;

1: 25, 1: 20 или 1: 50 - для торцевой проекции или отдельных сечений.

В некоторых случаях отдельные узлы крепления могут быть выполнены в масштабе 1: 10.

Чертеж контрольной рамы выполняется, как правило, в масштабе 120 (125).

На чертеже размещения и крепления груза (грузов) должны быть обозначены (как правило, буквами) все его критические (определяющие негабаритность) точки и для каждой из них указаны 3 координаты:

горизонтальное расстояние - Х - от вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось подвижного состава;

вертикальное расстояние - Y - от уровня головок рельсов;

расстояние до ближайшего направляющего сечения вагона (n(в)

или n(н) - на чертежах главного вида или вида сверху для точек груза, имеющих расчетную негабаритность.

Все указанные координаты критических точек грузов, включая расстояния их от направляющих сечений вагона (n(в), n(н) и размеры с учетом расчетной негабаритности, должны быть сведены на чертеже в таблицу. Для грузов, имеющих расчетную сверхнегабаритность, на чертеже необходимо привести в таблице геометрические выносы критических точек в кривых радиусов 250, 300, 350, 400, 500, 600, 700, 800, 900 и 1000 м.

На чертеже размещения и крепления груза (грузов) должны быть также указаны координаты центра тяжести груза (общего центра тяжести грузов) на всех 3 проекциях, масса груза (грузов) без крепления, масса груза (грузов) с креплением, тип подвижного состава (для транспортеров по принятой нумерации), индекс негабаритности на прямом пути и с учетом расчетной (5 знаков), осевая и погонная нагрузки (для транспортеров, имеющих 8 и более осей), условия пропуска по сортировочным горкам.

При перевозке негабаритного или тяжеловесного груза в межгосударственном сообщении грузоотправитель должен представить на согласование в железнодорожную администрацию (железную дорогу) отправления:

четыре экземпляра утвержденных им (или его уполномоченным представителем) чертежей и расчетов размещения и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза, а при необходимости возврата транспортных приспособлений на транспортерах или специально оборудованных платформах также четыре экземпляра чертежей (схем) размещения и крепления транспортных приспособлений на транспортерах (вагонах) для перевозки (возврата) их после выгрузки;

копию извещения Департамента управления перевозками ОАО «РЖД» (Отдела специальных перевозок - ЦДВ МПС РФ) или железнодорожной администрации о предварительном согласовании перевозки грузов в межгосударственном сообщении.

Третий этап согласования перевозок.

Окончательное согласование чертежей и расчетов размещения и крепления грузов,производится Департаментом управления перевозками МПС России (Отделом специальных перевозок).

Подтверждение такого согласования письмом, телеграммой или по факсу направляется в адрес железнодорожной администрации (железной дороги) отправления груза, станции погрузки и грузоотправителя (экспедитора).

При этом, если перевозка разовая или груз сверхнегабаритный, то в телеграмме (факсе) дополнительно указывается конкретная станция назначения и согласованный маршрут перевозки (для сверхнегабаритного груза).

Техническая документация, экспертное заключение соответствующей компетентной организации рассматриваются Департаментами управления перевозками и вагонного хозяйства ОАО «РЖД».

В отдельных случаях для окончательного согласования упомянутой документации может потребоваться дополнительное экспертное заключение проектанта транспортера, которое выполняется им на основе договора с грузоотправителем (экспедитором).

О результатах рассмотрения указанной документации информируется грузоотправитель (экспедитор), а также железнодорожная администрация отправления груза.

Если согласно экспертным заключениям требуется проводить испытания транспортных приспособлений, то эта работа должна выполняться компетентной организацией на договорных условиях с грузоотправителем (экспедитором) по согласованной с ОАО «РЖД» программе. Результаты испытаний и заключения по ним рассматриваются Департаментами управления перевозками и вагонного хозяйства ОАО «РЖД», которые определяют окончательные условия выполнения перевозки.

Разрешение на погрузку.

Разрешение на погрузку негабаритных и тяжеловесных грузов на конкретные станции назначения (при наличии согласованных чертежей и подтверждений грузополучателей о готовности принять и обеспечить выгрузку прибывающих на транспортерах грузов весом более 60 т) при перевозке в межгосударственном сообщении дается:

Департаментом управления перевозками МПС России (Отделом специальных перевозок) - в адрес железнодорожной администрации (железной дороги) и станции погрузки:

- для всех грузов (габаритных и негабаритных) на транспортерах, имеющих 12 и более осей (в том числе на транспортерах сцепного типа г/п 120 т с двумя промежуточными платформами);

- для негабаритных грузов на 4-8-осных транспортерах, в том числе на транспортерах сцепного типа г/п 120 т с одной промежуточной платформой, а также на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 4-6-й, боковой 5-6-й степеней и сверхнегабаритных.

Железнодорожной администрацией (железной дорогой) в адрес начальника станции погрузки - для грузов, имеющих негабаритность нижнюю 1-3-й, боковую 1-4-й, верхнюю 1-3-й степеней и габаритных на 4-8-осных транспортерах, в том числе на транспортерах сцепного типа г/п 120 т с одной промежуточной платформой, а также негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 3-й, боковой 4-й, верхней 3-й степеней.

Начальником станции погрузки - для негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 1-2-й, боковой 1-3-й, верхней 1 -2-й степеней или железнодорожной администрацией (железной дорогой) в соответствии с установленным ими порядком.

Разрешение на погрузку негабаритных и тяжеловесных грузов при перевозке между граничащими железнодорожными администрациями (соседские перевозки) может даваться железнодорожными администрациями самостоятельно по взаимной договоренности между ними независимо от степени негабаритности грузов, грузоподъемности и количества осей транспортеров.

Пропуск негабаритных по перегонам и станциям

Негабаритные грузы с нижней негабаритностью 1-2-й, боковой 1-3-й, верхней 1-2-й степеней на платформах, в полувагонах, на 4-8-осных транспортерах пропускаются в соответствии с действующим порядком направления вагонопотоков и планом формирования поездов.

Грузы с негабаритностью верхней 3-й степени пропускаются также, как правило, в соответствии с действующим планом направления вагонопотоков, за исключением тех участков, где пропуск таких грузов запрещен в связи с наличием негабаритных сооружений и устройств. Перечень таких участков на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики приводится к настоящей Инструкции и при изменении габаритных характеристик сооружений и устройств должен корректироваться отдельными указаниями.

Поезда с негабаритными грузами должны пропускаться в пределах станций только по специально выделенным и указанным в техническо-распорядительных актах (ТРА) путям, которые должны иметь расстояние между осями соседних путей не менее 4800 мм. При этом около этих путей, как правило, не должно быть высоких платформ и все сооружения и устройства должны соответствовать габариту приближения строений С, учтенному при определении размеров максимальных степеней негабаритности (рис.3). При этом, учитывается также, что габарит С в кривых уширен в зависимости от радиуса кривой с учетом геометрических выносов расчетного вагона.

В отдельных случаях, при занятости путей, выделенных для пропуска поездов с негабаритными грузами, подвижным составом или при отсутствии на станции приемо-отправочных путей с расстоянием между осями путей 4800 мм и более, в порядке исключения разрешается пропускать негабаритные грузы и по другим путям, имеющим расстояние между осями смежных путей на прямом участке не менее 4500 мм (в кривых - плюс соответствующее уширение), при условии, что все сооружения и устройства, расположенные около этих путей, обеспечивают пропуск груза данной степени негабаритности. При этом при пропуске грузов боковой и нижней негабаритности 4-6-й степеней на смежных путях не должно быть вагонов с негабаритными грузами.

Во всех случаях при расстоянии между осями приемо-отправочных путей (в том числе главных) на станциях менее нормы, установленной Правилами технической эксплуатации железных дорог (железные дороги), а также при специализации двух смежных путей для пропуска негабаритных грузов, порядок пропуска поездов с негабаритными грузами по станциям с принятием особых мер предосторожности (освобождение от подвижного состава соседних путей, оповещение станционных работников и пассажиров и т.п.) устанавливается приказом начальника отделения дороги и указывается в техническо-распорядительном акте станции (ТРА).

Список литературы

1.Перепон В.П. Организация перевозок грузов: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. трансп. — М.: Маршрут, 2003. — 614 с. [1]

2.Инструкция по перевозке негабаритных грузов на железных дорогах – М: Утвержена распоряжением ОАО «РЖД», 2001 [2]

Просмотров работы: 390