ПРОБЛЕМЫ ТРОЛЛЕЙБУСОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ ТРОЛЛЕЙБУСОВ

Вавилов А.С. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей сообщения. г.Курган
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Троллейбус – безрельсовое транспортное средство (обычно пассажирское) с электрическим приводом, получающее электрический ток от внешнего источника питания через контактную сеть с помощью штангового токоприемника.

Этот вид транспорта предназначен для освоения пассажиропотоков средней интенсивности (до 15000 пасс/ч) в крупных городах на маршрутах со стабильной наполняемостью. Троллейбусы экологичны — у них отсутствуют выбросы каких-либо вредных веществ в окружающую среду. Общие затраты энергии на работу троллейбусной сети относительно невысоки по сравнению с затратами даже на бытовые нужды города, поэтому говорить о том, что троллейбусы вносят серьёзный вклад в загрязнение окружающей среды посредством работы ТЭЦ, просто несерьёзно. В отличие от автотранспорта, электротранспорт практически не расходует энергию во время стоянки или торможения, отсюда довольно высокий КПД троллейбуса и трамвая относительно энергетических затрат на движение. Из-за более простого устройства двигателя и отсутствия постоянного воздействия на кузов вибраций троллейбусы имеют больший, чем у автобусов, срок службы.

Перейдём к основным проблемам троллейбусного транспорта:

1) Первоначальные затраты на развёртывание троллейбусной системы выше, чем для автобусной, так как требует строительства тяговых подстанций и контактной сети.

2) Троллейбус потребляет больше электроэнергии, чем трамвай.

Провозная способность троллейбусной линии не превышает таковую у автобусной линии и, естественно, всегда ниже чем у трамвайной линии.

3) Троллейбус очень чувствителен к состоянию дорожного покрытия и контактной сети. При необходимости проехать повреждённый участок дороги приходится значительно снижать скорость, чтобы избежать схода штанг с проводов контактной линии.

4) Троллейбусная сеть отличается сравнительно низкой гибкостью из-за привязки к контактной сети. Тем не менее, применение систем автономного хода и дуобусов отчасти решает эту проблему.

5) В отличие от трамвая, кузов троллейбуса не заземлён, поэтому требуется принятие дополнительных мер обеспечения электробезопасности: контроль тока утечки, обеспечение двойной изоляции электроцепей, регулярные проверки состояния изоляции.

6) Конструкция спецчастей контактной сети (изгибов на поворотах, пересечений, стрелок, разделяемых соединений на разводных мостах) требует проходить их на пониженной скорости(иногда до 5 км/ч). Кроме того, существует опасность остановки на обесточенном участке на пересечении и троллейбусной стрелке, например при «подрезании» другим транспортом. Существуют спецчасти, свободные от этих недостатков, но в постсоветских странах есть только единичные случаи применения таких спецчастей (например в Вологде).

7) Фактически невозможен обгон одного троллейбуса другим, если это не предусмотрено контактной сетью — для этого необходимо опускать штанги на одном из троллейбусов.

8) Троллейбус чувствителен к обледенению контактных проводов. Плохой контакт приводит к быстрому износу контактных вставок, которые в этом случае приходится менять несколько раз за рабочую смену.

9) Троллейбус, не оснащённый системой автономного хода, не может отклониться от контактной сети более, чем на 4,5 метра, что иногда приводит к затруднениям при объезде дорожных заторов и повреждений контактной сети. Также при значительном отклонении от контактной сети необходимо снижать скорость во избежание схода штанг с проводов контактной сети.

В троллейбусе сочетаются конструктивные элементы и агрегаты подвижного состава автомобильного типа и электрических железных дорог. Вся ходовая часть, тяговая передача и частично органы управления однотипны с оборудованием автобусов. Тяговый электродвигатель, система электрического управления и электроаппаратура имеют много общего с электрооборудованием подвижного состава электрических железных дорог. Быстрое развитие троллейбусного транспорта и увеличение его удельного веса в городских пассажирских перевозках объясняются рядом его существенных преимуществ перед трамваем и автобусом и, в значительной степени, тем, что он является важным элементом, благоустройства современных городов.

ЗаключениеТаким образом, электротранспорт России, несмотря на его экономичность и экологичность, сегодня переживает не лучшие времена. Большая часть парка, а также сетей изношена, а несовершенство инфраструктуры побуждает муниципальные власти заменять троллейбусы автобусами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Максимов А. Н. Городской электротранспорт: Троллейбус: Учебник для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
  2. Электротранспорт как часть электрического мира. Факты и прогнозы. Тиматков В.В Под. ред. В.В. Бушуева – М.: ИД «Энергия», 2015. – 48 с.
  3. Корягина Е.Е., Коськин О. А. Электрооборудование трамваев и троллейбусов. Учебник для техникумов городского транспорта. — М.: Транспорт, 1982.— 296 с.
Просмотров работы: 497