ШУМ В КАБИНЕ МАШИНИСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ШУМ В КАБИНЕ МАШИНИСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
АННОТАЦИЯ

В докладе изложена информация о зависимости эквивалентных уровней звука (шума) в кабинах разного типа локомотивов от сроков их эксплуатации и времени выпуска.

По данным ОАО «РЖД» одним из наи­более вредных факторов с точки зре­ния условий труда на транспорте яв­ляется шум. Его доля среди других «издержек» производства достигает 37% . Причем большую часть составляет шум, воздействую­щий на работников как при прохождении подвижного состава в непосредственной близости от зоны работ (внешний шум), так и в кабинах локомотивов. Фактические зна­чения внешнего шума от подвижного состава колеблются в пределах от 85 до 99 дБА, в кабинах и машинных отделениях – от 81 до 96 дБА.

На железных дорогах Германии внешний шум от подвижного состава фиксируется в диапазоне от 88 до 94 дБА, в кабинах локо­мотивов семейства Prima (Франция) эквива­лентный уровень звука при движении состав­ляет 72 дБА, что ниже допустимого нижнего ежедневного значения, равного 80 дБА.

К категории основных профессий желез­нодорожного транспорта, связанных с кру­глосуточным обеспечением движения пое­здов в любых климатических условиях, отно­сятся машинист и помощник машиниста локомотива. Исследованиями ВНИИЖГ Роспотребнадзора (Всероссийский научно – исследовательский институт железнодорожной гигиены) установлено, что именно шум оказывает наиболее вредное влияние на их здоровье, вызывая такое специфическое профессиональное заболевание, как тугоу­хость, которая достигает 66–75% от всех профессиональных заболеваний работников локомотивных бригад. Развитие тугоухости увеличивает риск возникновения аварийных ситуаций, вероятность крушения поездов и появления целого ряда социальных про­блем. По материалам аттестации рабочих мест по условиям труда были выявлены превыше­ния значений эквивалентных уровней звука в кабинах локомотивов несмотря на то, что на стадии ввода в эксплуатацию локомотивы проходят сертификационные испытания, получают сертификат соответствия по задан­ным параметрам, в том числе по соответствию уровней звука. Возникает естественное жела­ние предположить, что в процессе эксплуата­ции ухудшаются звукоизолирующие свойства кабин локомотивов, то есть величина эквива­лентного уровня звука в них зависит от года выпуска и конструкционных особенностей подвижного состава. Соответственно была поставлена цель установить зависимости эквивалентных уров­ней звука в кабинах различных типов локо­мотивов с различными сроками эксплуатации и годами выпуска. Для достижения этой цели сделан анализ результатов аттестации рабочих мест маши­нистов и их помощников, проведенной в 2009–2013 годах Отраслевым центром про­мышленной безопасности на сети железных дорог России. Оценке подверглись 40 типов локомотивов различных видов движения (пассажирское, грузовое, маневровое) выпу­ска 1965–2013 годов. Эксперты пользовались методиками, изложенными в действующих нормативных актах. При проведении аттестации оценивались следующие рабочие зоны: кабина при движе­нии, кабина на стоянке, машинное отделение, открытая территория (около локомотива при его осмотре). Измерения делались на стоянках при холостых оборотах двигателя и во время движения со скоростью, равной 2/3±10% от максимально разрешенной на данном участ­ке эксплуатации и при реализации 2/3 номи­нальной мощности двигателя. Для каждой зоны была определена величина эквивалент­ного уровня звука с учетом времени его воз­действия. Для каждого локомотива рассчита­на величина эквивалентного уровня звука, воздействующего на машиниста и его помощ­ника в течение смены. Расчетные значения эквивалентных уров­ней звука в кабинах всех типов локомотивов, принятых к аналитической обработке, соста­вили от 80 до 93 дБА.Как видно из таб.1, средний эквивалентный уровень звука с ве­роятностью 0,80 составил 84,3±0,16 дБА, то есть превысил нормируемый уровень (80 дБА) на 4,3 дБА. На основе рассчитанных дан­ных построена диаграмма зависимости экви­валентного уровня звука в зависимости от года выпуска локомотива (рис.1).

ВЫВОДЫ

Анализ результатов расчета, показанных на рис.1,свидетельствует о том, что отсут­ствует прямая зависимость значений эквива­лентных уровней звука в кабинах локомоти­вов от года их выпуска.

Выборки по видам движения локомоти­вов – грузовым, маневровым и пассажир­ским, а также по типам – тепловоз, электро­воз, выпущенным различными заводами, отечественными и иностранными, опять же подтвердили этот вывод.

Так, средние эквивалентные уровни звука в кабине электровозов серии ВЛ составили 84,6±0,21 дБА, тепловозов серии ТЭМ – 85,3±0,27 дБА, тепловоза серии ЧМЭ3– 82,5±0,03 дБА (таб.2–4). По рассчитан­ным данным были построены диаграммы зависимости эквивалентного уровня звука в кабинах различных типов локомотивов от года их выпуска (рис.2–4).

Используемые источники

  1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

Приложение

Просмотров работы: 445