МОДЕЛЬ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОТБОРА В БОКСЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОДЕЛЬ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОТБОРА В БОКСЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Комплексы контрольных упражнений, включают тестирование общей и специальной физической, технико-тактической подготовки и, как правило, осуществляется два раза в год - в начале и в конце года. Перевод учащихся на следующий год обучения, согласно этапам многолетней подготовки, производится на основании контрольно-переводных нормативов. Содержание контрольно-переводных нормативов включает в себя: 1. определение уровня общей физичской подготовленности, 2. определение специальной физической подготовленности, 3. определение технической подготовленности. Для перевода в группу следующего года обучения учащиеся должны пройти контрольно-переводные нормативы по ОФП, СФП. Кроме того, для зачисления в УТГ свыше 2-х лет и группы СС и ВСМ выполнить разрядные нормативы на квалификационных соревнованиях. Разрядные требования выполняются на квалификационных соревнованиях. Результаты соревнований фиксируются в протоколах соревнований и в классификационной книжке и являются основанием для учета спортивных результатов. Досрочный перевод учащихся на следующий этап подготовки производится решением тренерского совета с учетом стажа занятий и выполнения учащимися переводных нормативов по ОФП, СФП и разрядных требований в соответствии с модельной характеристикой для данного этапа. Контрольно-переводные нормативы сдаются в конце года. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)

Быстрота Бег на 30 м (не более 5,4 с)

Бег 100 м (не более 16,0 с)

Выносливость Бег 3000 м (не более 15 мин. 00 с)

Сила Подтягивание на перекладине (не менее 6 раз)

Поднос ног к перекладине (не менее 6 раз)

Жим штанги лежа (весом не менее веса собственного тела), кг

Силовая выносливость Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 35 раз)

Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 180 см)

Толчок ядра 4 кг (сильнейшей рукой не менее 6 м, слабейшей рукой не менее 4 м)

Моторные тесты используются с целые измерения двигательных качеств (прыжок вверх по Абалакову) и т. д.

Модельные тесты требуют реакции на комплекс условий, характерных для спортивной деятельности (игра 1 ? 1 в баскетболе).

Игры – наиболее подходящая форма исследования индивидуальных особенностей детей при отборе для занятий боксом, так как способствуют проявлению функций в тех сочетаниях, которые, видимо, и составляют структуру одаренности. К тому же игры являются наиболее естественным видом деятельности младших школьников и потому требуют того оптимального уровня мотивации, который положительно отражается на надежности тестовых оценок.

Еще один метод диагностики способностей – анкетирование (опрос). При отборе анкетирование используется в основном для изучения интересов и самооценки.

Весьма эффективен и метод наблюдения за поведением в игровой деятельности, предложенный Л. В. Родионовым (1979).

Выбор адекватного вида спорта, отвечающего интересам и возможностям ребенка, еще не гарантирует его высоких спортивных достижений. Значительную роль в росте спортивного мастерства играет так называемая тренируемость или обучаемость спортсмена. В школе дифференциальной психологии Теплова-Небылицина было выдвинуто представление о свойстве динамичности или обучаемости как о первичном свойстве нервной системы – одном из важнейших врожденных свойств наряду с силой, подвижностью и лабильностью нервных процессов. Обучаемость понималась как скорость образования условных рефлексов.

В свою очередь эффективность тренировочных воздействий существенно определяется адекватностью физических упражнений для данного индивидуума, его врожденным и приобретенным особенностям, что необходимо учитывать в процессе спортивного отбора.

В подавляющем большинстве случаев инструментом для проявления комплексной подготовленности спортсмена служит уровень развития его физических качеств. Видимо именно этим руководствуются тренеры, отбирая новичков по их результатам в специально подобранных контрольных упражнениях. При этом наиболее способными, как правило, признаются те дети, у которых исходный уровень развития основных физических качеств значительно выше, чем у сверстников. Однако практика показывает, что нередко наиболее способные на первый взгляд новички впоследствии не оправдывают возлагавшихся на них надежд. Ребята со средним или даже низким исходным уровнем развития физических качеств через несколько лет успешно овладевают спортивным мастерством. Возможно дело тут в том, что мы пытаемся путем кратковременного (чаще одноразового) тестирования, определить потенциальные возможности спортсмена на много лет вперед, забывая при этом, что исходный уровень развития физических качеств говорит нам не столько о будущих возможностях новичка, сколько о его сегодняшней готовности.

В то же время некоторые авторы считают, что для определения потенциальных возможностей наряду с исходным уровнем готовности существенное значение имеет и темп (интенсивность) прироста тех качеств, от которых, прежде всего и в большей мере зависит успешность избранной спортивной деятельности. К. М. Гуревич отмечает, что, по крайней мере, часть из тех, кто заслужил низкий балл при исходном тестировании, может в короткий срок подняться до уровни тех, кто набирал большее количество баллов. Р. Эбэл также считает, что тесты в меньшей мере следует использовать для прогнозирования и в большей мере - для стимулирования достижений.

Прямое подтверждение этого находим в экспериментальной работе Н. Ж. Булгаковой, В. М Зациорского, Н. М. Кремневой, (1987). Авторы пришли к выводу, что нельзя судить о способностях детей к плаванию по их результатам на первых контрольных испытаниях и тем более по этим результатам отсеивать слабых. Такая практика, считают исследователи, привела бы к безусловным потерям одаренных детей, особенно среди младшего возраста, а также детей с замедленными темпами роста. Далее авторы отмечают, что итоговые достижения юных пловцов к концу второго года обучения практически не зависят от результатов, показанных ими на приемных испытаниях.

В результате анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что для надежного прогнозирования потенциальных возможностей наибольшее значение имеет не исходный уровень развития физических качеств а соотношение между этим уровнем и темпами (интенсивностью) прироста физических качеств. Из выше сказанного следует, что при прочих равных условиях ведущая роль в прогнозировании потенциальных возможностей спортсмена принадлежит темпам прироста физических качеств – тренируемости. Между высокотренируемыми и низкотренируемыми спортсменами возможны значительные различия по времени достижения одних и тех же уровней спортивного мастерства (Сологуб Е. Б.,1998, Казак К. Б. 1998 и др,).

Высокая тренируемость впоследствии, сокращая время подготовки высококвалифицированного спортсмена, обеспечивает не только выполнение биологической задачи (сохранения его здоровья) и социальной задачи (победы на соревнованиях), но и позволяет достичь высокого экономического эффекта тренировочного процесса.

Неадекватный выбор вида спортивной специализации или стиля соревновательной деятельности, как показывают современные исследования (Сологуб Е. Б., Таймазов В. А. 2000 и др.), резко замедляет рост спортивного мастерства и ограничивает уровень спортивных достижений, а также является фактором риска для здоровья.

Отбор можно определить, как процесс, сочетающий в себе установление определенных критических уровней выполнения действий спортсменом и наблюдения за его поведением. Целью процесса отбора является предсказание успеха. Первоначальная оценка исследуемых позволяет установить определенную категорию предвидения (наличие качества, которое в своем развитии обеспечит высокий уровень конкретной специальной способности), а повторное обследование, проводимое через определенный промежуток времени дает категорию различия (кто есть кто). Предсказание заключается в установлении отношения между этими двумя категориями (Родионов Л. В., 1979). Следовательно, суть процесса состоит в необходимости выяснения: сохранят ли свое преимущество те, кто обладал им в начале первичного отбора.

Определение способности к обучению решения тактических задач возможно при использовании информативных психологических критериев (Сологуб Е. Б., Бедрина З. Ю., 1990).

Общепринятым является положение, что способности детей, подростков и юношей могут быть исследованы более глубоко и результативно, если их изучать одновременно с позиций теорий отбора и обучения (Бальсевич В. К., 1980).

При обсуждении вопроса о соотношении способностей со знаниями, умениями и навыками В, И. Лях (1991) подчеркивает несводимость одних с другими. Иначе говоря, к примеру, координационные способности (КС) не сводятся к знаниям, умениям и двигательным навыкам, которые выработаны у человека в данный момент. Почти всегда необходимо решать вопрос о том, в какой степени определенное достижение в моторном тесте основывается на способностях, а в какой – на умениях. Часто предполагается, что тестовое задание, которое индивид выполняет первый раз, выражает его способности. На самом деле тестовый результат зависит от многих факторов, В первую очередь от умении и навыков в момент тестирования, от установок проводящего тест, эмоционального состояния и отношения испытуемого к данному тесту, от ряда его психических способностей (объема и скорости восприятия зрительной памяти; концентрации, распределения и переключения внимания) и др., а не только от одной или нескольких координационных способностей (Лях В, И. 1984,1987,1989, 1995).

Говорить о потенциальных способностях индивидов на основе первоначальных и однократных измерений (тестов, наблюдений) нельзя. Это подчеркивают и экспериментально доказывают многие отечественные и зарубежные исследователи, которые в данном вопросе достаточно единодушны. Кравец А. Г. (1981) считает, что невозможно оценить потенциальные двигательные и психические способности и тем самым спортивную пригодность к определенному виду спорта (прежде всего, разумеется, на самых ранних этапах отбора) какими бы совершенными ни были методы оценки. Это связано с тем, что большинство человеческих характеристик важнейших для спортивной деятельности, весьма лабильно в течение детского и юношеского возраста и в силу этого не обладает достаточной прогностичностью. Поэтому сделать правильный отбор кандидатов для занятий конкретным видом спорта и оценить потенциально необходимые для этого способности индивида можно лишь в результате достаточно длительного наблюдения.

Однако справедливо и то, что некоторые способности отличаются высокой стабильностью и обладают достаточной прогностичностью на всех этапах отбора. К числу этих характеристик, как показали Кожевникова З. Я. (1971), Бриль М. С. (1980), Корженевский А. Н., Квашук П. В, (1993); Лях В. И. (1991, 1995) относятся данные психомоторики, координационные способности и технической подготовленности детей и подростков.

Все эти факторы говорят о том, что достаточно точный прогноз развития потенциальных способностей индивида можно получить лишь в результате длительного наблюдения. Однако на сегодняшний день имеются научно обоснованные данные по модельным характеристикам в различных видах спорта, выделены наиболее информативные, наследственно обусловленные факторы, которые при определении спортивной пригодности детей следует учитывать в первую очередь (Семенов Л. А., Исаков С. В., 1998). Важно, чтобы эти данные дошли до детских тренеров в виде конкретных рекомендаций. Следует также предусмотреть возможность создания в ДЮСШ некоего консультативного совета по определению спортивной пригодности детей с возможным привлечением специалистов кафедр академий, факультетов физической культуры.

Средства ОФП и СФП в боксе.

 

ОФП

СФП

Упражнения для развития силы

  • Приседания со штангой, партнером на плечах.

  • Подскоки с различных исходных положений со штангой, гирей, утяжеленным поясом.

  • Метание и ловля тяжелых снарядов.

  • Подтягивание на перекладине, лазанье по канату, отжимание от пола.

  • Жим штанги лежа.

  • Поднимание прямых ног вперед из виса на гимнастической стенке, перекладине, кольцах.

  • Удары по тяжелому мешку; то же по легкому мешку.

  • Различные броски набивного мяча.

  • Бег 5 раундов по 2 мин.

  • Бой с тенью с гантелями и тоже без них.

Упражнения для развития быстроты

  • Стартовые ускорения из различных исходных положений, «семенящий) бег, повторный бег с места и с ходу (по 30—40 м, быстро), бег под уклон.

  • Выбрасывание грифа перед грудью .

  • Различные виды борьбы.

  • Бег вверх и вниз по ступенькам лестницы.

  • Стартовые ускорения, повторный и переменный бег с мячом.

  • Подвижные игры типа «Пятнашки», «Охотники и утки», но игра ведется баскетбольным мячом (руками).

Упражнения для развития выносливости

  • Кроссы умеренной и переменной интенсивности, эстафеты с бегом, прыжками, элементами акробатики.

  • Лыжные прогулки и гонки.

  • Плавание, бег по воде на мелком месте.

  • Чередование подвижных игр, прыжков со скакалкой с кроссом умеренной интенсивности и ускорениями.

  • Баскетбол, ручной мяч, хоккей.

  • Двусторонняя игра с продолжительностью таймов 55—65 мин.

  • Работа на мешке 5 раундов по 2 мин;взрывная,скоростная,силовая.

  • Удары куволдой

Упражнения для развития ловкости

  • Простейшие элементы акробатики и гимнастики (кувырки, перевороты, подъемы и перевороты на перекладине, брусьях, кольцах, прыжки и т. д.).

  • Упражнения с гимнастическими снарядами (булавы, палки, скакалки).

  • Легкоатлетические прыжки в длину, высоту, барьерный бег.

  • Баскетбол, ручной мяч, волейбол, подвижные игры типа «Охотники и утки», «Пятнашки».

  • Жонглирование мячом руками.

  • Боксер с мячом в руках двигается спиной вперед, подбрасывает мяч вверх-назад, поворачивается кругом и производит удар по мячу в цель (рукой).

  • Защитные действия от летящего мяча.

Упражнения для развития гибкости

  • Покачивания в выпадах, маховые движения ногами вперед, назад, в стороны, пружинистые наклоны вперед, в стороны, назад (амплитуда движений увеличивается постепенно, до появления болевых ощущений).

  • «Мост» из положения лежа на спине (с поддержкой партнера).

  • Наклоны назад из положения стоя на коленях.

  • Упражнения на гимнастической скамье,стене.

  • Имитация удара по мячу кулаком в прыжке (с предварительным отведением плеч назад).

Просмотров работы: 273