БАЗОВЫЙ СПОРТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

БАЗОВЫЙ СПОРТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мартышева Е.А. 1
1УрФу, Кафедра теории физической культуры института физической культуры, спорта и молодежной политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка.

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей.

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ [4].

Исследования показали, что с 3 до 7 лет выделяются третий, пятый и седьмой год жизни. В этот период происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. Возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития [3].

Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно волевых черт личности.

Основные задачи физического воспитания:

-охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;

-достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций;

-адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности;

-воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

-создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

-формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания;

-ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде;

-движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений;

-формирование широкого круга игровых действий;

-развитие физических (двигательных) качеств: ловкости ( в том числе и координационных способностей), общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также умения сохранять равновесие;

-содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

-формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;

-воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

Все перечисленные задачи должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Необходимо также, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности [1].

К числу основных средств физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста относятся физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата. В качестве факторов, оптимизирующих воздействия физических упражнений на организм ребенка, широко используются оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы.

Применительно к задачам физического воспитания детей раннего дошкольного возраста наиболее широкое применение получили следующие три группы физических упражнений:

1) основная гимнастика;

2) подвижные игры (бессюжетные и сюжетные);

3) упрощенные формы спортивных упражнений [5].

На начальном этапе подготовке в различных видах спорта востребована «базовая» совокупность двигательных упражнений, носящих «универсальный» характер. Уверенное владение ими обеспечивает успешное прогрессирование ребенка в видах спорта со сложной координацией движений, циклическими локомоциями, игровой деятельностью и единоборствах. Систематизация полученных в результате теоретического исследования данных позволила выявить совокупность базовых двигательных упражнений, имеющих «сквозной» универсальный характер:

- строевые упражнения: построения и перестроения на месте и во время движения, равнение в колонне, шеренге, кругу;

- разновидности передвижений: «первичные» формы разновидностей ходьбы, бега, подскоков с продвижением вперед, передвижений в смешанных упорах;

- общеразвивающие упражнения (ОРУ), выполняемые без предмета и с предметами, включавшие базовые формы движений телом и его отдельными частями;

- основные виды лазания и передвижения в висе с использованием гимнастических

снарядов массового типа – вертикально, горизонтально и диагонально;

- упражнения с включением вестибулярных нагрузок прогрессирующей сложности: разновидности передвижений шагом и бегом по горизонтальной и наклонной плоскости; упражнения на ограниченной опоре, выполняемые без зрительного контроля;

- упражнения начальной акробатической подготовки: динамические – перекаты боком, кувырки вперед и назад, перевороты в сторону, прыжки вверх с различным положением ног и с поворотами вокруг продольной оси тела;

- статические – разнообразные варианты стойки на лопатках, стойка на руках с помощью и самостоятельно;

- гимнастические прыжки: в глубину на точность приземления; через препятствия с опорой руками, различные варианты прыжков через короткую и длинную скакалку;

- упражнения с малыми и средними мячами: ведение и броски малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель;

- ловля и передача мяча партнеру различными способами (двумя руками от груди, из-за головы, от плеча), выполняемые разными руками[2].

В современной дидактике представлены различные формы обучения и их организация. При обучении детей дошкольного возраста движениям и двигательным навыкам они успешно используются в системе физического воспитания.

К формам организации обучения в физическом воспитании детей дошкольного возраста в теории и методике физического воспитания относятся:

1) физкультурные занятия;

2) Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня;

3) активный отдых;

4) самостоятельная двигательная деятельность детей;

5) задания на дом.

Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, взаимосвязаны, вместе с тем каждая имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения [4].

1. Пирогова, Е. А. Влияние физических упражнений на работоспособ-ность и здоровье дошкольников / Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко, Н. П. Страп-ко. – Киев : Здоровья, 2001. - 152 с.

2. Лапицкая, Е. М. Совершенствование содержания и организации фи-зического воспитания дошкольников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. М. Лапицкая. - Москва. 2002. - 24 с.

3. Коченгина, Е.С. Занятия гимнастикой с детьми 4-7 лет в физкультур-но- оздоровительных группах / А.Б. Лагутин, Е.С. Коченгина // Фитнес-2010: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. – М. : РГУФКСМиТ, 2010. – С. 83-85.

4. Коченгина, Е.С. Начальная спортивная подготовка детей дошкольного возраста / А.Б. Лагутин, Е.С. Коченгина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 6 (124). – С. 118-124.

5. Чесноков Н.Н. Подготовка специалистов как фактор и условие совер-шенствования физкультурной - спортивной деятельности в современном обще-стве / Н.Н. Чесноков // Теория и практика физической культуры. - 2011. - 11/12. – С. 24-27.

Просмотров работы: 77