Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей.
Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ [4].
Исследования показали, что с 3 до 7 лет выделяются третий, пятый и седьмой год жизни. В этот период происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. Возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития [3].
Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно волевых черт личности.
Основные задачи физического воспитания:
-охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;
-достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций;
-адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности;
-воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;
-создание условий для целесообразной двигательной активности детей;
-формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания;
-ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде;
-движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений;
-формирование широкого круга игровых действий;
-развитие физических (двигательных) качеств: ловкости ( в том числе и координационных способностей), общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также умения сохранять равновесие;
-содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;
-формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;
-воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
Все перечисленные задачи должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Необходимо также, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности [1].
К числу основных средств физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста относятся физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата. В качестве факторов, оптимизирующих воздействия физических упражнений на организм ребенка, широко используются оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы.
Применительно к задачам физического воспитания детей раннего дошкольного возраста наиболее широкое применение получили следующие три группы физических упражнений:
1) основная гимнастика;
2) подвижные игры (бессюжетные и сюжетные);
3) упрощенные формы спортивных упражнений [5].
На начальном этапе подготовке в различных видах спорта востребована «базовая» совокупность двигательных упражнений, носящих «универсальный» характер. Уверенное владение ими обеспечивает успешное прогрессирование ребенка в видах спорта со сложной координацией движений, циклическими локомоциями, игровой деятельностью и единоборствах. Систематизация полученных в результате теоретического исследования данных позволила выявить совокупность базовых двигательных упражнений, имеющих «сквозной» универсальный характер:
- строевые упражнения: построения и перестроения на месте и во время движения, равнение в колонне, шеренге, кругу;
- разновидности передвижений: «первичные» формы разновидностей ходьбы, бега, подскоков с продвижением вперед, передвижений в смешанных упорах;
- общеразвивающие упражнения (ОРУ), выполняемые без предмета и с предметами, включавшие базовые формы движений телом и его отдельными частями;
- основные виды лазания и передвижения в висе с использованием гимнастических
снарядов массового типа – вертикально, горизонтально и диагонально;
- упражнения с включением вестибулярных нагрузок прогрессирующей сложности: разновидности передвижений шагом и бегом по горизонтальной и наклонной плоскости; упражнения на ограниченной опоре, выполняемые без зрительного контроля;
- упражнения начальной акробатической подготовки: динамические – перекаты боком, кувырки вперед и назад, перевороты в сторону, прыжки вверх с различным положением ног и с поворотами вокруг продольной оси тела;
- статические – разнообразные варианты стойки на лопатках, стойка на руках с помощью и самостоятельно;
- гимнастические прыжки: в глубину на точность приземления; через препятствия с опорой руками, различные варианты прыжков через короткую и длинную скакалку;
- упражнения с малыми и средними мячами: ведение и броски малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель;
- ловля и передача мяча партнеру различными способами (двумя руками от груди, из-за головы, от плеча), выполняемые разными руками[2].
В современной дидактике представлены различные формы обучения и их организация. При обучении детей дошкольного возраста движениям и двигательным навыкам они успешно используются в системе физического воспитания.
К формам организации обучения в физическом воспитании детей дошкольного возраста в теории и методике физического воспитания относятся:
1) физкультурные занятия;
2) Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня;
3) активный отдых;
4) самостоятельная двигательная деятельность детей;
5) задания на дом.
Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, взаимосвязаны, вместе с тем каждая имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения [4].
1. Пирогова, Е. А. Влияние физических упражнений на работоспособ-ность и здоровье дошкольников / Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко, Н. П. Страп-ко. – Киев : Здоровья, 2001. - 152 с.
2. Лапицкая, Е. М. Совершенствование содержания и организации фи-зического воспитания дошкольников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. М. Лапицкая. - Москва. 2002. - 24 с.
3. Коченгина, Е.С. Занятия гимнастикой с детьми 4-7 лет в физкультур-но- оздоровительных группах / А.Б. Лагутин, Е.С. Коченгина // Фитнес-2010: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. – М. : РГУФКСМиТ, 2010. – С. 83-85.
4. Коченгина, Е.С. Начальная спортивная подготовка детей дошкольного возраста / А.Б. Лагутин, Е.С. Коченгина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 6 (124). – С. 118-124.
5. Чесноков Н.Н. Подготовка специалистов как фактор и условие совер-шенствования физкультурной - спортивной деятельности в современном обще-стве / Н.Н. Чесноков // Теория и практика физической культуры. - 2011. - 11/12. – С. 24-27.