ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Дмитриева И.С. 1
1Уральский Федеральный Университет имени Первого президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие спорта высших достижений непосредственно опирается на юношеский спорт. От качества работы методистов и тренеров детско-юношеского спорта во многом зависит, как скоро Россия вернется к прежним позициям в мировом спорте [2].

В нашей стране имеются авторитетнейшие спортивные школы и академии с хорошими традициями, передовой технологий спортивной подготовки. Вместе с тем в последние годы анализ методической деятельности спортивных школ и специальной литературы показал, что имеются многочисленные пробелы в методическом обеспечении технической подготовки на начальном этапе спортивной тренировки. Так, учебная программа ДЮСШ предусматривает взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса: физической, технико-тактической, психологической, теоретической подготовкой и т.д. Но эта взаимосвязь в тренировочном процессе реализуется, но не достаточной степени. Уделяется большое внимание физической подготовке начинающих легкоатлетов. В то время как на техническую подготовку практически не уделяют внимания. Это обусловлено тем, что спортивными педагогами считается, что техника легкоатлетических видов проста в обучении, давно изучена, не требует поиска новых специальных упражнений [3].

Цель исследования заключается в изучении организационно-методических условий совершенствования технической подготовки начинающих легкоатлетов.

Объект исследования – процесс организации методической работы начинающих легкоатлетов.

Предмет исследования – техническая подготовка на начальном этапе.

Результаты и их обсуждение:

Организационно-методические условия обучения на начальном этапе подготовки технике направлены на овладение основами техники различных легкоатлетических упражнений [3].

Исходя из задач оптимизации качества образовательного процесса коллектива спортивной школы, предложенными Н. Н. Никитушкиной, И. А. Водянниковой, можно выделить задачи повышения качества технической подготовки [2, 3]. Выделены следующие задачи:

  • Прогнозировать и моделировать уровень технической подготовленности спортсменов «на входе» и «на выходе» учебно-тренировочного процесса;

  • Поддерживать уровень технической подготовленности, своевременно фиксируя и предотвращая нежелательные отклонения;

  • Повышать качество технической подготовки путем внедрения новых методик спортивной тренировки;

  • Оценивать качество используемых средств и методов технической подготовки .

Вышеизложенные задачи решаются при рациональном ее организационно-методическом управлении [4].

Организационно-методическая деятельность технической подготовки осуществляет следующие функции [2]:

  • Собственно-методическую;

  • Повышения квалификации;

  • Координационную.

Спортивные педагоги на начальном этапе подготовки должны уделять много времени обучению их специально-беговым упражнениям и помогать им обрести навыки в их исполнении.

Специальные беговые упражнения выполняются в определенной последовательности. Вначале выполняются упражнения меньшей интенсивности, затем постепенно, в зависимости от готовности мышц, можно включать упражнения большей интенсивности [5].

Самые часто используемые беговые упражнения в легкой атлетике: прыжки перекатом с пятки на носок; прыжки приставными шагами правым (левым) боком; бег скрестными шагами правым (левым) боком; прыжки «в шаге»; бег с захлестом голени с выведением бедра вперед; бег с высоким подниманием бедра в быстром темпе; бег с бег с высоким подниманием бедра с переходом в бег с ускорением; бег на прямых ногах и др. Бег с высоким подниманием бедра, следует совмещать с замахом для последующего броска бедра вниз на опору.

По мере развития детей можно переходить к освоению легкоатлетических навыков и начинать систематическую подготовку. Важно проводить обучение этим основным навыкам на приемлемом для детей уровне. Тот уровень, на котором они могут выполнять конкретные упражнения, зависит от степени их зрелости и опыта, от тех знаний, которые они получили, и от сложности поставленной задачи.

Юные легкоатлеты не так свободно владеют языком, как взрослые. Им нужно очень четкое объяснение. Вначале им нужно объяснить то, что они будут пытаться освоить, а затем то, как они должны это делать.

Сложность поставленной задачи является важным фактором при проведении тренировок, которые могут приносить радость и создавать мотивацию. Важно представить упражнение таким образом, который дает самые большие шансы для достижения успешного результата. Чем сложнее задача для спортсмена или группы спортсменов, тем больше потребуется времени на тренировку.

Основные навыки и движения вместе представляют собой что-то вроде «словаря» движений, который именуется «физической грамотностью». Для выработки основ такой грамотности необходимо участие в возможно большем количестве игр, имитации игр и моделировании движений.

В процессе обучения каждому отдельному двига­тельному действию можно выделить три этапа, содержащие оп­ределенные стадии усвоения учебного материала:

  1. Этап начального разучивания.

  2. Этап детализированного разучивания.

  3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

Рабо­та на этих этапах отличается по существу решаемых за­дач, содержанию используемых средств и методов обу­чения, особенностям формирования ориентировочной, ис­полнительной и контрольно-корректировочной частей действия [1].

В зависимости от намеченного уровня усвоения изу­чаемого действия процесс может потребовать некоторого изменения состава применяемых средств, методов и форм организации учебного процесса. Кроме того, в зависимо­сти от специфики частных целей направления физическо­го воспитания могут меняться требования к глубине де­тализации задач и частных задач обучения, освоения дви­гательного действия, к тонкости дифференцирования уси­лий по отдельным характеристикам (величине, направ­лению, ритму, длительности) [1].

Целью этапа начального разучивания является сформировать знания и пред­ставления об условиях двигательной задачи и о способе ее решения; обеспечить формирование предпосылок со­здания ООД и усвоения двигательного действия на уров­не умения.

Следующий этап детализированного разучивания. Основная цель этого этапа обучения − формирование двигательного умения, способности стабильно, на удов­летворительном уровне решать двигательную задачу подробным сознательным контролем действия во всех ООТ.

На этапе закрепления и дальнейшего совершенствования формирование двигательного навыка сопровождается окончательным устранением излишних закрепощений, экономизацией энергетических трат как за счет совер­шенствования координации работы мышц, так и за счет увеличения доли участия так называемых пассивных сил.

Длительность этапа начальной спортивной специализации около 2 лет. У плана работы на год не должно быть периодизации; там должна содержаться хорошо спланированная программа стандартных приемов формирования основ техники легкоатлетических видов с регулярным мониторингом. Соревнования могут проводиться в любое время, однако тренировки не должны выстраиваться в зависимости от них или в подготовке к их специфике. Хотя основное внимание уделяется тренировкам, соревнования можно использовать в качестве проверки и совершенствования навыков в течение всего года.

На этом этапе можно начать планировать периодизацию тренировок, однако поскольку необходимо заложить «прочную основу», в течение рабочего года может быть только один макроцикл, то есть это будет «год разовой периодизации» [2, 3].

Управлять качеством обучения совершенствования техники на начальном этапе спортивной специализации можно с помощью педагогического контроля и системы методов управления М.М.Поташника.

Под педагогическим контролем обучения техники следует понимать совокупность способов получения информации о направлении и причинах морфологических и функциональных изменений, происходящих в организме юных легкоатлетов под влиянием тренировки на технику, которая может, быть использована тренером в целях управления, т.е. оценки характера (направления, величины) изменения в организме, эффективности применяемых средств и методов тренировки и выработки на основе этой информации новых управляющих команд [4].

Качество обучения технике легкоатлетических видов на каждом этапе можно оценить с помощью системы, разработанной М. М. Поташником с соавторами, по пяти группам показателей: показатели оптимальности проекта, процесса, текущих, конечных и отдаленных результатов образования [5].

Выводы: Создание организационно-методических условий совершенствования технической подготовки начинающих легкоатлетов организовывается в соответствии с научно-разработанной системой спортивной подготовки спортивных школ, включающая совокупность задач, средств, методов и организационных форм подготовки. Качество обучения технике легкоатлетических видов юных легкоатлетов на каждом этапе можно оценить с помощью системы М. М. Поташника и педагогического контроля.

Таким образом, представляется актуальным проведение практических исследований по данной проблеме.

Список литературы:

  1. Боген М. М. Обучение двигательным действиям: учебное пособие / М. М. Боген. – Москва : Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.

  2. Никитушкина Н. Н. Управление методической деятельностью спортивной школы: научн.-метод. пособоие / Н. Н. Никитушкина, И. А. Водянникова. – Москва: Советский спорт, 2012. – 200 с.

  3. Столов И. И. Спортивная школа: начальный этап: учебное пособие / И. И. Столов, В. В. Ивочкин. – Москва: Советский спорт, 2007. – 140 с.

  4. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. − Москва : Академия, 2001. − 480 с.

  5. Чудиновских А. В. Управление качеством образования в сфере физической культуры и оценивание результатов: курс лекций / А. В. Чудиновских. – Екатеринбург : Изд. УрФУ, 2013. – 78 с.

Просмотров работы: 90