Физические качества в разные годы жизни ребёнка развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро-синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами.
Большой вклад в разработку теории сенситивных периодов применительно к физическому воспитанию внесли такие исследователи, как В. С. Фарфель [4], З. И. Кузнецова [2], А. А. Гужаловский [1].
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс по физической культуре школьников.
Предмет исследования – влияния сенситивных периодов на становление физических способностей школьников.
Цель исследования- теоретически обосновать влияния сенситивных периодов на развития физических способностей детей и подростков.
Воспитание ловкости, быстроты, силы, выносливости и гибкости является основным условием для комплексного развития человека. Гармоническое совершенствование физических качеств у детей достигается в процессе обучения их разнообразным двигательным действиям при соответствующих возрасту и уровню подготовленности занимающихся дозировках нагрузки и отдыха.
Так, для мышечной силы наибольшие темпы прироста достигаются в 13-15 лет. Применение скоростно-силовых и спринтерских упражнений в большей мере способствует увеличению скорости в период ее интенсивного возрастного прироста - в 11-12 лет у девочек, в 12-13 лет у мальчиков.
А.А. Гужаловский [1] в результате исследований, проведенных на большом контингенте школьников установил, что статическая выносливость наиболее высокие темпы развития имеет у мальчиков в 13-15 и 16-17 лет, у девочек в 7-8, 9-12 и 14-15 лет. Динамическая силовая выносливость высокие темпы развития имеет в 11-13 и 15-16 лет у мальчиков и с 8 до 13 лет у девочек.
Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11-13 лет и у мальчиков 13-15 лет активная гибкость достигает максимальных величин [3].
Формирование физических качеств учеников необходимо осуществлять на основе учета возрастных, половых и индивидуальных особенностях учащихся. На фоне возрастных периодов благоприятного развития физических способностей.
Но в настоящие время существует много проблем при учете сенситивных периодов развития двигательных качеств, так как для них характерна разновременность, которая определяется не только наследственностью, климатогеографическими условиями проживания, но другими факторами.
Библиографический список:
1. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. — Минск: Народная расвета, 1978, 88 с.
2. Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников / З.И. Кузнецова // Физическая культура в школе – 1975. № 1. С. 7 – 9.
3. Матвеев Л. П. Общая теория спорта: Учебник. / Л. П. Матвеев. – Москва, 1997 – 112с.
4. Фарфель В. С. Развитие движений у детей школьного возраста / В.С. Фарфель. – Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 67 с.