ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ БЕГА ПО ПОВОРОТУ В ХОККЕЕ С ШАЙБОЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ БЕГА ПО ПОВОРОТУ В ХОККЕЕ С ШАЙБОЙ

Власов К.А. 1, Деменьшин Е.В. 1
1Уральский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основная цель многолетней подготовки юных хоккеистов – воспитание высококвалифицированного хоккеиста, всесторонне и гармонически развитого, это требует решения ряда образовательных и воспитательных задач в ходе многолетнего, целенаправленного и планомерного учебно-тренировочного процесса.

В период начальной подготовки хоккеистов особенно актуальным являются всестороннее развитие юных хоккеистов при помощи специальной физической подготовки, которая способствует наиболее быстрому и успешному формированию сложных двигательных навыков игры в хоккей[1].

Очевидно, что двигательная активность юных хоккеистов не может, быть удовлетворена только общей физической подготовкой. Для достижения наиболее эффективных результатов необходима и специальная физическая подготовка, которая обеспечит наиболее полную и рациональную подготовленность юных хоккеистов к переходу в другие возрастные группы, требующие более высокий уровень двигательной деятельности[2].

Техническое мастерство хоккеиста в беге на коньках, это выполнение рационально организованных движений, направленных на скоростно-маневренное прохождение игрового пространства. В процессе игровой деятельности он выполняет различные виды бега, поворотов, торможений, прыжков, остановок.

На начальном этапе подготовки хоккеистов, проводится обучение техники бега на коньках, как основополагающие базы совершенствования технической и тактической подготовки. Это связанно с тем, что все двигательные действия хоккеистами выполняются на большой скорости и эффективность технической подготовленности зависит, прежде всего, от того на сколько успешно хоккеист умеет быстро менять направление движения.

Именно это качество определяет уровень владения техники бега по повороту. Данное двигательное действие лежит в основе качества выполнения технического действия в различных игровых ситуациях. Однако, до настоящего времени данной проблеме уделяют недостаточно внимания.

Актуальность темы связанна с тем, что в игровой деятельности хоккеиста одним из самых важных является умение быстро менять направление движения, что невозможно без хорошего уровня владения техникой бега по повороту.

В связи с этим целью является разработка методики обучения техники бега по повороту в хоккее с шайбой детей 7-8 лет.

Объект исследования: процесс технической подготовки хоккеистов 7-8 лет.

Предмет исследования: техника бега на коньках по повороту хоккеистов 7-8 лет.

Задачи исследования:

  • Провести теоретический анализ научно-методических исследований по технической подготовке хоккеистов 7-8 лет в беге на коньках;

  • Разработать и выявить эффективность экспериментальной методики обучения техники бега по повороту юных хоккеистов;

  • Разработать рекомендации по совершенствованию техники бега на коньках на основе необходимой постановки конька внутрь поворота.

Для решения поставленных задач были использованные следующие методы:

  • Анализ литературных источников.

  • Педагогические наблюдения.

  • Педагогический эксперимент.

  • Тестирование.

  • Статистическая обработка данных (t– критерий Стьюдента).

В начале и конце эксперимента проводилось тестирование в беге на коньках с применением следующих тестов:

  1. «петля» лицом вперёд (вправо, влево) – бег на коньках по кругу

радиусом 4,5 метра с прохождением одного круга – дистанция 28,3 метра (что соответствует хоккейной разметке центрального круга и кругов для вбрасывания шайбы) с произвольного разгона;

  1. «петля» спиной вперёд (вправо, влево);

  2. бег «змейкой» лицом вперёд – 36 м. попеременное чередование

шагов поворота вправо и влево;

  1. бег «змейкой» спиной вперёд – 36 м.

Эксперимент проводился в ДЮСШ №3 по хоккею с шайбой на базе концертно-спортивного комплекса г. Новоуральска.

В эксперименте принимали участие мальчики 7-8 лет занимающиеся в группе начальной подготовки второго года обучения, все они были поделены на две группы: контрольная (8 человек) и экспериментальная (8 человек).

Данная методика была включена в процесс учебно-тренировочной подготовке хоккеистов 7-8 лет. В начале учебно-тренировочных занятий отводилось время (20 минут) на специальные упражнения направленные на техническое совершенствование в беге на коньках и большая часть этого времени (15 минут) была посвящена технике бега по повороту.

Традиционно при обучении технике бега по повороту основное внимание уделяется переносу одной ноги через другую, иными словами хоккеист просто поочередно выполняет переступания. Выполняя поворот, таким образом, хоккеист просто шагает, тем самым только снижает скорость движения. Все это не дает возможность преодолевать поворот с высокой скоростью.

В связи с этим, разработанная методика была направленна в первую очередь, на обучение постановке конька на лед при беге по повороту. Был сделан акцент на максимальном наклоне конька внутрь поворота при постановке его на лед по касательной к окружности выполняемого поворота. Стараясь, поставить конек вперед по линии окружности, хоккеист вынужден произвести отталкивания и поддержать высокую скорость передвижения по повороту.

Экспериментальная группа обучалась по разработанной методике с применением следующих упражнений:

  • Поворот дугой с опорой на одну ногу (правую, левую).

Цель упражнения – выполнить разворот как можно с меньшим радиусом (постепенно увеличивая скорость разгона), а это возможно только с большим наклоном конька внутрь поворота.

  • Выполнение поворота толчком одной ноги с опорой на руку тренера или клюшку, удерживаемую тренером в горизонтальном положении ото льда (вправо, влево).

Цель упражнения – постановка конька опорной ноги с максимальным наклоном внутрь поворота.

  • Выполнение поворота выпадами, не отрывая коньков ото льда

(вправо, влево).

Цель упражнения – научиться постановке конька в положение начала следующего отталкивания и переносу центра тяжести с одной ноги на другую.

  • Выполнение поворота полупрыжками с одной ноги на другую

(вправо, влево).

Цель упражнения – научиться постановке конька в положение начала следующего отталкивания и своевременному отталкиванию.

  • Бег по повороту с заданным радиусом (вправо, влево).

Цель упражнения – научиться постановке коньков с максимальным наклоном внутрь поворота и быстрому уходу с опорной ноги.

  • Бег по восьмёрке с заданным радиусом поворота.

Цель упражнения – научиться входу в поворот при смене направления движения.

  • Упражнение «петля» (вправо, влево).

Цель упражнения – совершенствование входа в поворот и техники бега по повороту в целом.

  • Упражнение «спираль» (вправо, влево). Выполняется, начиная с

центра круга двигаясь по спирали набрать максимальную скорость, не выходя за окружность круга хоккейной разметки.

Цель упражнения – Пробежать как можно больше кругов не выходя за разметку.

  • «Змейка».

Цель упражнения – научиться быстрой смене направления движения при уходе от соперника.

Сравнительный анализ результатов оценки скорости передвижения по повороту в контрольной группе и экспериментальной группе показал, что в экспериментальной группе виден ощутимый прогресс улучшения временного прохождения бега по повороту, чем в контрольной группе. Тесты показали, что в контрольной группе хоккеисты, которые обучались традиционно, повысили эффективность прохождения упражнений на 0-4%, а экспериментальная группа повысила эффективность прохождения свыше 8%, максимальное значение 18%

Это связанно с тем, что применение предложенной методики обучения технике бега по повороту и разработанный комплекс специальных упражнений позволили научить детей рациональным движениям в беге на коньках на этапе начальной подготовки, что способствует повышению скорости бега и лучшему освоению технических действий игры в хоккей.

В связи с изложенным были сделаны следующие выводы:

  • В 7-8 летнем возрасте при обучении двигательным техническим действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движения. При проведении занятий с детьми особенно важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.

  • Разработанный комплекс специальных упражнений по обучению хоккеистов постановке коньков на лед при беге по повороту позволяет выработать и закрепить оптимальный динамический стереотип движений данного двигательного действия.

  • Включение в тренировочный процесс хоккеистов 7-8 лет на начальном этапе обучения специальных упражнений направленных на овладение техникой бега по повороту в экспериментальной группе дало достоверный прирост результатов свыше 10%. Данные исследования позволяют утверждать, что овладение рациональной техникой бега на коньках способствует повышению скорости передвижения и является необходимым условием для достижения результатов по освоению сложных технических действий.

БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко – Москва: Физкультура и спорт, 1987. – 96 с.

  2. Жариков Е. С. Психология управления в хоккее / Е. С. Жариков – Москва: Физкультура и спорт, 2006. – 245 с.

Просмотров работы: 177