ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Шилова Г.В. 1
1Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Бориса Николаевича Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Концепция развития социально-экономического потенциала нашего общества, реформы общеобразовательной и профессиональной школ выдвинули новые требования к всестороннему совершенствованию личности школьника, к путям и методам решения социально-педагогических задач. По-новому нужно взглянуть и на проблемы физического воспитания школьников, поскольку здесь закладываются основы личной физической культуры, фундамент здоровья и здорового образа жизни каждого человека.

К сожалению, существует тенденция того, что школа, семья, общество не справляются с задачами физической подготовки молодежи к жизни, к производительному труду, к воинской службе. При этом недопустимо большое количество учащихся имеют не только слабую физическую подготовленность, но и отклонения в состоянии здоровья. И основная причина этого – отсутствие у школьников интереса к физической культуре.

Актуальность проблемы формирования у школьников интереса к сфере физической культуры и спорта (ФК и С) стала очевидной давно. Однако комплексное изучение ее проводилось недостаточно интенсивно. Имеющиеся исследования и эмпирические данные носят фрагментарный характер, не отражают сложности и существа явления (М.И. Жаворонкова, 1972; Н.А. Эль-Саббат, 1976; Н.А. Козленко, 1984; К.К. Кардялис, 1992 и др.). Более того, до сих пор не определено само понятие интереса к физической культуре, не разработаны методологический и концептуальный подходы к решению этой, по существу центральной научно-практической проблемы в области физического воспитания школьников и, естественно, не определены пути, средства, методы и методики формирования этого интереса, общественно необходимого и жизненно важного для каждого человека.

Предметом исследования является образовательный процесс в общеобразовательной школе.

Объект исследования: интерес к физической культуре у учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы.

Цель исследования состоит в разработке и научном обосновании системы эффективных средств, методов и методик формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре в условиях работы общеобразовательных школ.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на уроке.

2. Изучить формирование интереса и повышение эффективности школьного урока физической культуры.

Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на уроке

Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и по­ходки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Маль­чики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость.

Меняется значимость привлекательных сторон физической Культуры и с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще (дети любят побе­гать, попрыгать, поиграть, не очень задумываясь над тем, что это является средством их физического и психического разви­тия), то подростки занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью. У старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то есть с подготовкой себя для определенной профессиональной деятельности.

С учетом конкретных причин проявления школьниками ин­тереса к физической культуре учитель физкультуры и должен строить свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в целом, независимо от проходимого материала. Однако школьники проявляют и дифференцированный интерес к различному программному материалу. В младших классах мальчики отдают предпочтение спортивным играм, а девочки – подвижным. Все остальные упражнения учебной программы в этих классах нра­вятся учащимся примерно в равной степени

В старших классах интересы школьников остаются пример­но теми же, но углубляется их дифференциация. Начиная с 9-го класса заметен резкий спад интереса к трудным и соревнова­тельным упражнениям. Это можно объяснить несколькими при­чинами. Во-первых, старшие школьники в связи с ростом само­сознания начинают заботиться о своем престиже и чутко реаги­руют на неудачи, которые могут быть во время соревнований. Во-вторых, как показано в ряде исследований, от младших к старшим классам положительное отношение к уроку физиче­ской культуры ослабевает. Особенно это заметно в группах школьников со средним и низким уровнем двигательной актив­ности.

Мотивация занятий физической культурой формируется на основе естественной потребности школьника в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации. Активно-положительный интерес к физической культуре является интегральным проявлением мотивационных процессов и в результате своего развития превращается в новую, вторичную потребность в физическом совершенствовании, на основе которой формируются новые мотивы и интересы. В процессе развития интереса воспитывается активность школьника в физическом совершенствовании, формируются привычки к физическим упражнениям, гигиеническим нормам и процедурам. Интересы, мотивы, потребности и привычки определяют в целом активно-положительное отношение учащихся к физической культуре. Таким образом, интерес к физической культуре является главным, центральным звеном в системе названных личностных образований школьника.

Правильная постановка задач на уроке

Нередко активность учащихся на уроке снижается из-за то­го, что учитель допускает ошибки при постановке задачи. Л.В. Вишнева выделяет наиболее типичные из них:

1. Учитель перечисляет упражнения, которые будут выпол­нять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, ко­торая должна быть решена.

2. Задача, которая ставится учителем перед учащимися, яв­ляется значимой для него, а не для них. Например, учитель говорит школьникам: «Сегодня у нас совершенствование ведения мяча» или: «Сегодня у нас отработка зачетных упражнений».

Учитель ставит непривлекательные для учащихся задачи.И конкретная постановка задачи может не привести к желаемо­му результату, если она не привлекает учащегося, не связана какими-то его потребностями. Нужно, чтобы задача была включена в значимую для школьника деятельность, вела к достижению желаемой им цели. Например, учитель объявляет, что в конце урока будет проведена игра в баскетбол между мальчи­ками и девочками, причем учитываться будут только те забро­шенные в корзину мячи, которые последуют после правильно выполненных передач. В этом случае у учащихся появляется стимул выполнять упражнение в передаче мяча партнеру пра­вильно.

Случайное научение неустойчиво, оно сохраняется только для достижения сиюминутной задачи и стирается из памяти, как только задача решена. Поэтому учителя физической культуры часто жалуются, что в следующем классе приходится заново изучать даже простые элементы программы.

Поэтому учителю необходимо готовиться к сложностям педагогической деятельности, повышать свой психофизический и функциональный потенциал, формировать физическую культуру, стремиться к приобретению опыта вероятностных профессиональных решений.

Оптимальная загруженность учащихся на уроке.

Оптимальная загруженность учащихся на уроке обеспечивается рядом организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз, осуществлением постоянного контроля за учащимися, максимальным включением в учебную деятельность всех без исключения учащихся и др.

Устранение ненужных пауз. Часто можно наблюдать, как учащиеся вынуждены подолгу ждать своей очереди для выпол­нения упражнения. Например, взятие низкого старта занимает всего несколько секунд, а ожидание очереди – 2-2,5 минуты; выполнение упражнения на гимнастическом снаряде занимает около минуты, а ожидание подхода к нему – несколько минут. Такие длительные паузы снижают не только уровень функцио­нирования вегетатики, необходимый для выполнения мышеч­ной работы, но и рабочий настрой, мобилизационную готов­ность учащихся, расхолаживают их.

Осуществление постоянного контроля за учащимися на уро­ке. Активизировать учащихся на уроке физической культуры легче, если они знают, что их действия и поведение будут оцени­ваться. В связи с этим перед некоторыми уроками учителю по­лезно предупредить учащихся, особенно проявляющих пассивность, что сегодня у всего класса или отдельных учеников будут оцениваться активность, старательность, внимательность, дис­циплинированность и 4-6 основных видов деятельности (А.А. Глушак).

Максимальное включение в деятельность всех учащихсяОсвобожденные от выполнения физических упражнений школьники должны принимать участие в уроке не только как наблюдатели, но и как активные участники, оказывая помощь в судействе, контролируя активность отдельных учащихся, вы­ступая в роли помощников-организаторов.

Заключение

В заключение данной работы можно сделать следующие выводы

Интересы школьников должны подстраиваться, подтягиваться к интересам, потребностям и возможностям общества, а не наоборот. Следует создать базовую программу по физическому воспитанию учащихся, которая заключала бы в себе требования и интересы общества, на ее основе должны разрабатываться региональные, а затем и авторские программы, которым предстоит выполнить роль объективно-субъективного (организационного) фактора.

У школьников необходимо формировать интерес и привычку, прежде всего, к тем видам физических упражнений, заниматься которыми сможет и будет иметь возможность каждый выпускник после окончания школы, в том числе будучи взрослым и пожилым человеком.

С учетом конкретных причин проявления школьниками ин­тереса к физической культуре учитель физкультуры и должен строить свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в целом, независимо от проходимого материала.

Личность учителя, его педагогическое и методическое мастерство являются главными факторами успешного формирования у школьников интереса к физической культуре и спорту.

Список источников

1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М., «Просвещение», 1987. – с. 287.

2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и допол. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.

3. https://урок.рф/library/formirovanie_interesa_k_urokam_fizicheskoj_kultur_190739.html

Просмотров работы: 572