ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА

Горлова А.И. 1, Пичугина М.А. 1
1Орловский государственный университет экономики и торговли
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Структура и содержание учетной политики определяется самим учреждением с учетом обязательных элементов, регламентированных соответствующим законом и отраслевыми нормативно-правовыми актами.

Учетная политика МБДОУ «Детский сад» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете», Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 г. №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, Инструкции по его применению», положениями Налогового кодекса РФ [1,2,4,18].

Учетная политика детского сада имеет следующую структуру:

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Общие вопросы организации бухгалтерского учета

Раздел 3. Общие правила ведения бюджетного учета

3.1. Санкционирование расходов.

3.2. Учет основных средств и нематериальных активов

3.3.Учет материальных запасов

3.4.Учет денежных средств и денежных документов

Раздел 4. Общие принципы ведения налогового учета содержит разделы: НДФЛ, страховые взносы.

В качестве приложений к учетной политике прикладываются:

№ 1 Примерная форма первичных документов, применяемые для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым отсутствуют унифицированные формы первичной учетной документации;

№ 2 Рабочий план счетов;

№ 3 Перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;

№4 Перечень должностных лиц, имеющих право подписи денежных и расчетных документов;

№ 5 Перечень должностных лиц, имеющих право на получение наличных денежных средств в подотчет на хозяйственные цели;

№ 6 Положение об инвентаризации;

№ 7 Состав и обязанности постоянно действующей комиссии по приему, выдаче и списанию основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей.

В разделе 1 указывается, что МБДОУ «Детский сад» является самостоятельным структурным подразделением, непосредственное руководство которым осуществляет заведующая. Бухгалтерский и налоговый учет осуществляется МБДОУ «Детский сад».

Финансовое обеспечение Учреждения осуществляется из следующих источников: выделяемые финансовым управлением администрации города бюджетные субсидии на обеспечение выполнения муниципального задания за счет собственных и областных средств, а также субсидии на иные цели. При применении Рабочего плана счетов бухгалтерского учета в Учреждении организован раздельный учет по источникам финансового обеспечения (18 – разряд номеров соответствующих счетов бухгалтерского учета):

2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждений);

3 – средства во временном распоряжении;

4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 – субсидии на иные цели.

Все расходы Учреждения прямо относятся или распределяются по перечисленным источникам финансового обеспечения в зависимости от порядка учета этих расходов.

Также в разделе 1 оговорено, что изменения в учетную политику в течение текущего (финансового) года вносятся в случаях:

• изменения требований действующего законодательства и нормативных актов по бухгалтерскому учету;

• существенного изменения условий хозяйственной деятельности Учреждений (реорганизация, смена собственника или директора, смена или расширение видов деятельности) [5,6,7,12,13].

В разделе 2 дается характеристика того, за чем организация бухгалтерского учета в Учреждении должна обеспечивать контроль, указаны ответственные лица за организацию бухгалтерского и налогового учета, также установлено, что бухгалтерский учет ведется в соответствии с требованиями и на основании регистров бухгалтерского учета, регламентированных Инструкциями № 157н, по журнально-ордерной форме учета на базе программного обеспечения 1С. Еще описаны запреты и обязанности бухгалтера.

Бухгалтерский учет денежных средств, имущества, обязательств и затрат, поступивших из разных источников финансового обеспечения, ведется раздельно. Операции по учету, для которых отсутствуют формы первичных документов, оформляются в соответствии с требованиями п. 2 ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011г. самостоятельно разработанными формами документов.

Проверенные и принятые к учету первичные учетные документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным порядком в разрезе источников финансового обеспечения в следующих регистрах бухгалтерского учета:

- главная книга;

- журнал операций по счету «Касса»;

-журнал операций по банковскому счету;

-журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

-журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

- журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

-журнал операций расчетов по заработной плате;

-журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

-журнал по прочим операциям;

- журнал по санкционированию.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и специалистом, составившим журнал-ордер.

Рабочий план счетов бюджетного (бухгалтерского) учета утверждается в целом по учреждению на основании единого плана счетов с указанием всех используемых аналитических счетов по учреждению [3,8,9,10]. Определяются используемые забалансовые счета. Утверждается Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, денежных и расчетных документов, финансовых и кредитных обязательств в пределах и на основании, определенных законом, а такжеперечень должностных лиц, имеющих право на получение наличных денежных средств в подотчет на хозяйственные цели.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств учреждения производится в установленные сроки в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Документальное оформление проведения инвентаризаций и их результатов осуществляется в соответствии с Положением об инвентаризации, которое представлено в приложение к учетной политике.

Проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995г. № 49:

-основных средств – один раз в год по состоянию на 01 ноября;

-прочего имущества, обязательств и затрат – один раз в год по состоянию 01 ноября.

Для осуществления мероприятий по проведению инвентаризации имущества, обязательств и затрат учреждений, а также для оценки объектов нефинансовых активов приказами руководителей учреждений ежегодно создаются постоянно действующие оценочно-инвентаризационные комиссии. Состав и обязанности комиссии проведения инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств определен в одном из приложений.

В 3 разделе содержатся общие правила ведения бюджетного учета по таким объектам учета, как санкционирование расходов, учет основных средств и нематериальных активов, учет материальных запасов, учет денежных средств и денежных документов.

Отражение в бухгалтерском учете операций по санкционированию расходов за счет средств бюджетных субсидий и субсидий на иные цели осуществляется в соответствии с требованиями главы 6 Инструкции 157н «Санкционирование расходов экономического субъекта».

Объекты учета раздела "Санкционирование расходов экономического субъекта" учитываются по аналитическим группам синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам:

10 "Санкционирование по текущему финансовому году";

20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовымгодом)";

30 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующимза очередным)";

40 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным";

90 "Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)".

Каждый из счетов санкционирования расходов детализируется в разрезе видов расходов и видов доходов [11,14,15].

Изменения в показателях, отражаемых на счетах санкционирования расходов, учитываются следующим образом: при утверждении увеличения показателей - со знаком «плюс»; при утверждении уменьшения показателей - со знаком «минус» способом «красное сторно».

Что касается учета основных средств и нематериальных активов, то в составе основных средств учитываются материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объекта основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев по фактической стоимости приобретения (изготовления).

Аналитический учет основных средств организуется с детализацией по их видам, источникам финансового обеспечения операций по их приобретению и материально-ответственным лицам.

Основные средства отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, которая формируется на счете 0 106 00 000 «Капитальные вложения в основные средства» и включает суммы фактических вложений Учреждения в их приобретение, сооружение и изготовление.

Основные средства по сформированной первоначальной стоимости отражаются в бухгалтерском учете на счетах 0 101 00 000 «Основные средства» в момент ввода их в эксплуатацию (принятия на склад).

При единовременном списании основных средств до 3000 рублей включительно (за исключением объектов недвижимости) на расходы в целях обеспечения сохранности этих объектов их аналитический учет ведется на отдельном забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации».

Инвентаризация данного имущества осуществляется в порядке и сроки, установленные для ценностей, учитываемых на балансе.

Списание активов с забалансового учета производится по мере: непригодности к использованию; невозможности восстановления; иное.

Бухгалтерский учет материальных запасов организуется в соответствии с пп.99-120 Инструкции № 157н. К материальным запасам относятся предметы в форме сырья и материалов, предназначенные для использования в процессе деятельности детского сада.

Аналитический учет материальных запасов организуется с детализацией по видам запасов, их номенклатуре (наименованиям), источникам финансового обеспечения операций по их приобретению, местам их хранения и материально-ответственным лицам.

Материальные запасы отражаются в бухгалтерском номенклатурном учете Учреждения по фактической стоимости, которая включает:

-суммы, уплачиваемые в соответствии с договорами поставщикам материальных запасов, включая налог на добавленную стоимость

-суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных запасов;

-суммы, уплаченные за заготовку (включая переработку, сортировку, фасовку и улучшение технических характеристик запасов, не связанных с их использованием), а также доставку материальных запасов до склада Учреждения;

-иные затраты, непосредственно связанные с приобретением и созданием материальных запасов.

В фактическую стоимость материальных запасов не включаются сумма общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материальных запасов.

Фактическая стоимость материальных запасов, приобретаемых Учреждением для их отражения в бухгалтерском учете формируется на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы» путем включения в стоимость конкретных наименований материальных запасов, отраженных на соответствующих аналитических субконто, как их покупной стоимости (в количественном и стоимостном выражении), так и всех вышеперечисленных затрат по их приобретению (только в стоимостном выражении), в результате чего на указанных аналитических субконто формируется средняя учетная стоимость соответствующих материальных запасов.

Бухгалтерский учет денежных средств и денежных документов организуется в соответствии с пп.152-155, 166-172 Инструкции № 157н.

Аналитический учет денежных средств и денежных документов детализируется по источникам их поступления, видам средств (документов), а также по местам их хранения (использования).

Операции по поступлению и выбытию денежных средств на лицевые счета, открытые Учреждению для осуществления расчетов по использованию полученных бюджетных субсидий 201 11 000 «Денежные средства учреждения на счетах в органе казначейства» с одновременным отражением на забалансовых счетах 17 и 18 операций по, соответственно, поступлению и выбытию средств на указанные расчетные счета с детализацией по кодам КОСГУ.

Учет операций по движению наличных денежных средств в кассе Учреждения детализируется по источникам его финансового обеспечения и ведется в Журнале операций по счету 201 34 000 «Касса» на основании документов, прилагаемых к отчету кассира.

Операции по движению наличных денежных средств (получение, внесение) между лицевым счетом и кассой учреждения отражаются в корреспонденции со счетом 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам".

Отдельным разделом учетной политики является политика для целей налогообложения. В данном разделе прописывают все налоговые платежи, и раскрываются обязательные элементы налогообложения [16,17].

Так, в разделе 4 учетной политики МБДОУ «Детский сад» отражены общие принципы ведения налогового учета. В нем указано, что система налогового учета создается в рамках существующей системы бюджетного учета в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, для ведения которого учреждением используются: данные бухгалтерского учета и бухгалтерских регистров; специальные средства бухгалтерской программы, предназначенные для ведения налогового учета; регистры налогового учета по утвержденным формам с обязательными реквизитами, перечисленными в ст. 313 НК РФ.

В МБДОУ «Детский сад» используется способ представления налоговой отчетности в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи.

В учреждении применяется порядок распределения стандартных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 218 НК РФ,

Для начисления сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды учитываются начисленные выплаты работникам учреждения.

Таким образом, содержание и структура учетной политики в МБДОУ «Детский сад» разработана с соблюдением всех требований соответствующего законодательства, схожа с порядком формирования учетной политики для коммерческих структур, а для того чтобы учетная политика способствовала повышению достоверности учетной информации и формируемой на ее основе отчетности, необходимо поддерживать её в актуальном состоянии.

Список источников:

 
  1. Боброва Е.А., Москаленко М.А. Методологические основы формирования учетной политики в РСБУ и МСФО // Научные записки ОрелГИЭТ.- 2010.- № 1.- С. 202-206.

  2. Илюхина Н.А., Боброва Е.А. Методические принципы построения инновационных учетных систем в формате национальных и международных стандартов // Вестник ОрелГИЭТ.- 2014.- № 1 (27).- С. 18-23.

  3. Лытнева Н.А., Савков С.С. Деятельность органов местного самоуправления по управлению инновационным развитием муниципального образования В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов Материалы и доклады. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Орловский филиал); Под общей редакцией О.А. Строевой. 2016.- С. 243-245.

  4. Лытнева Н.А., Соловьев И.И. Анализ состава и структуры доходов бюджета муниципального образования «Город Орёл» // Вестник ОрелГИЭТ.- 2017.- № 1 (39).- С. 75-80.

  5. Ковалёва А.М., Хомякова С.И. Особенности и проблемы проведения муниципального контроля В сборнике: Проблемы управления устойчивым развитием бизнес структур разных сфер деятельности Сборник научных трудов Международного экономического форума. Под общей редакцией Н.А. Лытневой. 2017.- С. 197-200.

  6. Коргина О.А., Парушина Н.В., Полянин А.В. Особенности формирования и реализации кадровой политики при расчете заработной платы работникам государственных унитарных предприятий // Среднерусский вестник общественных наук.- 2016.- Т. 11.- № 6. -С. 346-354.

  7. Коргина О.А., Парушина Н.В. Стимулирование труда и заработная плата в концепции кадрового управления государственных гражданских служащих // Экономика и предпринимательство.- 2016.- № 11-1 (76-1).- С. 930-936.

  8. Парушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет.- 2002.- № 5.

  9. Региональное управление экономикой. Сибирская Е.В., Парушина Н.В., Лытнева Н.А., Строева О.А., Сухорукова О.А., Ершова И.Г., Ляпина И.Р., Илюхина Н.А., Боброва Е.А., Кыштымова Е.А., Ефименко И.С., Семенов С.Г., Климошенко М.И., Казора О.Л., Иванеева Е.В., Федорова С.Н., Гонюкова Е.В., Положенцева Ю.С.коллективная монография / под общей редакцией Сибирской Е. В.. Воронеж, 2010.

  10. Парушина Н.В., Губина О.В., Руднев Р.В. Прикладные аспекты методики налогового анализа деятельности организации //Управление экономическими системами: электронный научный журнал.- 2013. -№ 9 (57). -С. 17.

  11. Парушина Н.В., Амелина Е.С. К вопросу о совершенствование системы учета и анализа в условиях адаптации к международным стандартам // Вестник ОрелГИЭТ.- 2007. -№ 2 (2). -С. 131-139.

  12. Парушина Н.В. Анализ текущего состояния сферы высшего образования на национальном и региональном уровне //Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. -2017. -№ 5. -С. 201-209.

  13. Развитие системы государственного и муниципального управления в условиях реформирования государственного сектора: коллективная научная монография/ Полянин А.В., Боброва Е.А., Головина Т.А., Гончарова М.А., Докукина И.А., Долгова С.А., Кыштымова Е.А., Макарова Ю.Л., Лытнева Н.А., Попова О.В., Рудакова О.В., Тычинская И.А., Шипунов А.С. Коллективная научная монография / Под редакцией А.В. Полянина. Орёл, 2017.

  14. Паршутина И.Г. Проблемы управления устойчивостью развития бизнес структур разных сфер деятельности В сборнике: Проблемы управления устойчивым развитием бизнес структур разных сфер деятельности Сборник научных трудов Международного экономического форума. Под общей редакцией Н.А. Лытневой. 2017.-С. 8-11.

  15. Радченко М.В., Парушина Н.В. Информатизация аудита в сфере контроля за деятельностью учреждений государственного сектора. В сборнике: Местное самоуправление и муниципальное управление в России: состояние, проблемы, перспективы Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пермский филиал. 2017. -С. 107-111.

  16. Сучкова Н.А., Деминова С.В. Формирование информационно-аналитического банка данных на основе бухгалтерской и статистической отчетности организации //Экономические науки. -2015. -№ 133.- С. 91-94.

  17. Тюхова Е.А., Шапорова О.А., Ханенко М.Е. Формирование и развитие системы управленческого учета в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования.- 2016.- № 3.- С. 291-297.

  18. Учетная и налоговая политика малых предприятий в условиях развития интегрированных систем управления малым бизнесом. Лытнева Н.А., Лазаренко А.Л., Боброва Е.А., Кочерева Л.Г., Кочерева Л.Е., Кыштымова Е.А., Федорова Т.В., Зимакова Л.А., Иванеева Е.В., Круцких И.Л., Тюхова Е.А., Ефименко И.С., Сысоева О.Н., Курлыкина А.В.Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора Лытневой Н.А.. Орел, 2011

Просмотров работы: 62