НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ

Качанова Т.В. 1
1Орловский государственный университет экономики и торговли
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях организациям необходим общий порядок, который устанавливает способы ведения бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств, который позволит гарантировать соотношение работы компании условиям законодательства. Подобным важным документом в наше время считается учетная политика.

Учетная политика - это свод обязательных для организации, постоянно применяемых единых правил отражения имущества, доходов, расходов, операций в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности.

При правильном составлении учетной политики можно достичь более высокого уровня эффективности производственной или торговой деятельности организации.

Учетная политика предельно важна для качественного и обоснованного ведения бизнеса согласно нормам законодательства, так как при управлении предприятием внимание всегда обращается на способы отражения операций в бухгалтерском учете. Следовательно, нужно отнестись грамотно к формированию и утверждению учетной политики.

Имея в виду то, что учетная политика является для бухгалтера главным и основным документом, она определяет дальнейшую работу всего предприятия и бухгалтерии [1,2].

Очень важным для бухгалтера является верно и точно предусмотреть все факторы учетной работы, поскольку от этого зависит то, как правильно он сможет выбрать наиболее практичную схему ведения бухгалтерского учета для своего предприятия. Именно от этого в конечном итоге зависит финансовое состояние предприятия.

Тема формирования учетной политики в настоящий момент является достаточно актуальной, ведь содержание учетной политики оказывает огромное влияние на величину себестоимости и прибыли. Соответственно, именно на это и обращают внимание партнеры и конкуренты организации, аудиторы, представители налоговых органов, наконец, его собственники - акционеры, учредители.

Таким образом, учетная политика может определить и характер взаимоотношений организации с внешними потребителями отчетной информации и ее внутренними пользователями [3,4].

Существует два определения учётной политики:

Национальная (межнациональная) учётная политика – это формирование всеобщих принципов ведения бухгалтерского учёта для всех экономических субъектов в рамках отдельного государства.

Внутрифирменная учётная политика (учётная политика организации) – это избранная конкретной организацией методика ведения бухгалтерского учёта в рамках общих принципов, установленных системой нормативного регулирования в каждой стране [5,6].

Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» 1/2008 (далее – ПБУ 1/2008) характеризует учетную политику другим определением.

Согласно ПБУ 1/2008 учётная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учёта: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения факторов хозяйственной жизни.

Согласно международным стандартам финансовой отчётности учётная политика организации формируется её собственниками .

Учетная политика составляется для решения четырех основных задач:

  • выбор одного из нескольких вариантов учета, имеющихся в законодательстве. Организация должна вносить нужные элементы в учетную политику. Если этого не сделать, то налоговый учет будет вообще невозможен;

  • отказ от метода учета, предусмотренного «по умолчанию». В случае применения налогоплательщиком другого метода, который предусмотрен в Налоговом кодексе, необходимо указать это в своей учетной политике;

  • сближение бухгалтерского и налогового учета приводит к уменьшению объема работы бухгалтерии;

  • сведение к минимуму прогнозируемых налогов. Верно составленная учетная политика приведет к уменьшению налоговых выплат.

В ходе исследования учетной политики отмечают два главных подхода к ее формированию – методический и организационный.

Методический – устанавливает идеи отображения в учёте данных о производственно-хозяйственной и экономической работы отталкиваясь от других приёмов и методов. Это проявляется в способности отображения одинаковых фактов хозяйственной жизни непохожими бухгалтерскими проводками и разного рода оценках, что в результате дает возможность приобрести различные версии отчётности.

Организационный подход устанавливает характер ведения и организации бухгалтерского учёта хозяйствующим субъектом. Другими словами, по сравнению с методическим, организационный аспект не вносит никаких изменений в информацию, создающуюся на счетах бухгалтерского учёта и указанную в финансовой отчётности, т.е. независимо от использованных технических средств и организационных процедур, во всех случаях исход будет один.

В соответствии с МСФО «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки» (далее – МСФО 8), учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практику, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) трактует это определение иначе. С позиции российского стандарта это совокупность способов ведения бухгалтерского учета [7].

При формировании учетной политики организации для начала составляется генеральным директором приказ об учетной политике для бухгалтерского учета и налогообложения, в котором в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете», ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и Налоговым кодексом РФ, указывается дата утверждения учетной политики предприятия для бухгалтерского учета и налогообложения. Учетную политику необходимо ввести в действие с момента образования предприятия. Контроль над исполнением настоящего приказа оставляется за директором.

Далее организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета и документы внутренней бухгалтерской отчетности.

В учетной политике необходимо описать документооборот и порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. Их также необходимо разработать и утвердить. Такое требование содержат российские стандарты учета. Документооборот – это элемент учетной политики.

Затруднением считается сделать свой выбор с рабочим планом счетов. В РСБУ это нормативный документ. Организации могут лишь вводить дополнительные счета и субсчета.

В МСФО же общего плана счетов не имеется. Согласно международным стандартам наличие плана счетов не является обязательным. Тем не менее, ведение бухгалтерского учета по принципу двойной записи без плана счетов не получится. По этой причине предприятие создает план счетов. МСФО дают право организациям создать план счетов в таком роде, в котором он будет максимально отвечать особенностям их деятельности.

Согласно международным стандартам наличие приложений к учетной политике также не являются обязательным. Однако, как и в случае с планом счетов, организация создает такие документы, так как их недостаток существенно затрудняет не только ведение учета и формирование отчетности, но и работу всей организации.

Таким образом, описание принципов ведения учета в компании – это информация, которую содержит учетная политика. Этим принципам нужно придерживаться, для того чтобы в конечном итоге составить верную финансовую отчетность.

Учетную политику формирует главный бухгалтер и утверждает руководитель предприятия. Учетная политика оформляется не позднее 90 дней со дня регистрации компании. И после этого процесс формирования закончен. Дальше можно ее только изменять или дополнять.

С помощью распоряжения руководителя предприятия в учетную политику можно внести изменения и дополнения.

Изменения в учетную политику вносятся в некоторых случаях, таких как:

  • изменения законодательства или нормативно-правовых актов;

  • предприятие собирается изменить способ ведения бухгалтерского учета;

  • предприятие изменило условия своей деятельности. Это также может быть связано с реорганизацией.

Изменения вносятся приказом руководителя компании, и измененная учетная политика начинает действовать со следующего календарного года.

То есть, говоря про учетную политику на 2017 год, изменения вносятся с 1 января 2017 года. Основание: поменялось законодательство, разработали новый способ ведения бухучета, существенно поменялись условия деятельности.

Изменяться учетная политика может и из-за поправок в законодательстве. Необходимо рассмотреть информацию закона. В нем должна указываться дата внесения изменений. Если ее нет, то изменения в учетную политику вносятся в том порядке, который установлен в пункте 15 ПБУ 1/2008.

В учетную политику могут вноситься дополнения, которых раньше там не было, а теперь возникли. Например, производственная компания решила заняться еще и торговлей.

Дополнения можно вносить в любое время.

Предприятие имеет право в своей учетной политике установить собственный критерий существенности и методику его расчета [8,9]. Ведь он может определяться не только количественными, но и качественными характеристиками.

Учетная политика должна соответствовать следующим требованиям:

  • Требование полноты. Это требование означает, что обязательно нужно обеспечить отражение всех моментов деятельности предприятия в бухгалтерском учете;

  • Своевременность. Это требование означает необходимость вовремя отражать факты деятельности предприятия;

  • Осмотрительность. Предприятие должно не допускать создания скрытых резервов и признавать свои расходы и обязательства.

  • Требование приоритета содержания перед формой. Факты, которые учитываются в учетном процессе, должны исходить из условий деятельности предприятия.

  • Непротиворечивость. Оно обеспечивает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

  • Требование рациональности. Задача учетной политики состоит в рациональном и экономном ведении бухгалтерского учета исходя из условий деятельности предприятия.

Законодательством не установлено в строго порядке ведение учетной политики в компаниях, однако это не означает, что она не нужна .

Отсутствие учётной политики может привести к конфликту с органами ФНС, которые при проведении проверки имеют право пересчитать налогооблагаемую базу так, как они считают нужным. У организации в этом случае будет отсутствовать свой внутренний нормативный документ, обосновывающий порядок ведения налогового учёта. В итоге разногласия придётся разрешать в судебном порядке.

Учетная политика - это главная составляющая для формирования всех остальных документов организации. Поэтому руководству и бухгалтерии нужно со всей ответственностью отнестись к формированию учётной политики предприятия.

Подводя итог нужно отметить, что при создании учетной политики по МСФО, в полной мере возможно брать за базу «российский» вариант этого документа. Положения, которые не противоречат международным стандартам, нужно оставить без изменений. А принципы учета, которые не соответствуют МСФО или отсутствуют, придется поправить или добавить.

От правильного и ответственного ведения учетной политики зависит дальнейшее будущее развития предприятия в соответствии с нормами и правилами ведения учета и внутреннего контроля.

Список источников:

  1. Губина О.В. Оценка качества финансовых результатов организации / О.В. Губина, Н.А. Иванова, С.В. Герасимова В сборнике: Проблемы управления устойчивым развитием бизнес структур разных сфер деятельности Сборник научных трудов Международного экономического форума. Под общей редакцией Н.А. Лытневой. 2017.- С. 67-74.

  2. Боброва Е.А., Москаленко М.А. Методологические основы формирования учетной политики в РСБУ и МСФО // Научные записки ОрелГИЭТ.- 2010.- № 1.- С. 202-206.

  3. Илюхина Н.А., Боброва Е.А. Методические принципы построения инновационных учетных систем в формате национальных и международных стандартов // Вестник ОрелГИЭТ.- 2014.- № 1 (27).- С. 18-23.

  4. Лытнева Н.А. Привлечение аудиторов к экспертизам и проверкам по поручению правоохранительных органов/ Н.А. Лытнева, Н.В. Парушина //Аудиторские ведомости.- 2001.- № 4.

  5. Овчинникова О.А. Трансформация отчетности для отражения интеллектуального капитала / О.А. Овчинникова, Н.В. Парушина //Вестник Самарского государственного экономического университета.- 2015.- № 4 (126).- С. 77-79.

  6. Парушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчетности //Бухгалтерский учет. -2002.- № 5.

  7. Парушина Н.В. Инновационные методики и технологии учета, анализа, статистики и менеджмента в сфере предпринимательства и услуг //Научные записки ОрелГИЭТ. 2012. № 1 (5). С. 13-18.

  8. Паршутина И.Г. Проблемы управления устойчивостью развития бизнес структур разных сфер деятельности В сборнике: Проблемы управления устойчивым развитием бизнес структур разных сфер деятельности Сборник научных трудов Международного экономического форума. Под общей редакцией Н.А. Лытневой. 2017. С. 8-11.

  9. Сучкова Н.А., Деминова С.В. Формирование информационно-аналитического банка данных на основе бухгалтерской и статистической отчетности организации //Экономические науки. -2015. -№ 133.- С. 91-94.

Просмотров работы: 52