ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В АУДИТЕ И ПУТИ ИХ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В АУДИТЕ И ПУТИ ИХ РАЗВИТИЯ

Сидорова М.А. 1
1ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Среднерусский институт управления – филиал Орел, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профессиональная подготовка специалистов имеет особую значимость для большинства работодателей, а это значит, что ВУЗы и работодатели должны взаимодействовать между собой и разрабатывать направления подготовки специалистов, которые будут востребованы. Государство тоже должно внедряться в эту работу, так как именно оно может указать вектор, в направлении которого нужно двигаться для повышения экономического состояния страны и каждого гражданина в отдельности.

В январе 2016 года PricewaterhouseCoopers (PwC) был проведен 19-й Ежегодный опрос руководителей крупнейших компаний мира, в соответствии с которым, 72% руководителей выражают обеспокоенность, связанную с доступностью ключевых специалистов. Из-за влияния новых технологий необходимо больше специалистов, имеющих навыки работы как в банковской сфере, так и в сфере цифровых технологий. К настоящему моменту мало у кого есть такая комбинация профессиональных компетенций. Конкуренция в борьбе за этих специалистов исходит не только от традиционных компаний-аналогов, но и от «финтех-стартапов» и технологических групп, которые стремятся к расширению своего присутствия в банковском секторе и на рынках капитала, а также на более широком рынке финансовых услуг. Поэтому неудивительно, что 72 % руководителей компаний считают нехватку ключевых навыков угрозой своему росту. [1]

В связи с постоянным изменением рынка труда, меняются и навыки, которыми должен обладать специалист. Прогнозы аналитиков Всемирного экономического форума (World Economic Forum), показывают какие навыки нужно в себе развивать и, что больше всего будут ценить работодатели в 2020 году в своих работниках .

1. Умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving). Потребность в обладателях такой компетенции возрастет на 52%.

2. Критическое мышление. Эта компетенция является одной из ключевых и в прогнозах на 10-15 лет. В современном мире мы можем найти практически любую информацию в открытом доступе. По содержанию эта информация очень разнообразна и нужно уметь выбрать, что именно является важным, ценным и необходимым.

3. Креативность. Использование креативного подхода ценят многие работодатели. Но к 2020 году этот навык будет необходимым из-за усложнения процессов в целом. Будут востребованы люди, которые могут решить стандартную задачу, нестандартным способом.

4. Управление людьми. Умение правильно ставить задачи перед подчиненными, распределять и делегировать работу, а также контроль за достижением поставленных целей является одной из востребованных компетенций.

5. Навыки координации, взаимодействия. Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

6. Эмоциональный интеллект. Считается ключевой компетенцией и становится все более популярной. Под этим термином понимают способность человека понимать свои эмоции и эмоции других людей, а так же управлять ими для целей продуктивного взаимодействия, построения более длительных и слаженных отношений.

7. Суждение и скорость принятия решений. Реалии современного мира требуют от специалистов быстрого принятия решения, при котором его качество не будет страдать.

8. Клиентоориентированность (сервисная ориентация, Service orientation). Аналитики указывают, что эта компетенция напрямую зависит от развитости эмоционального интеллекта. Для сотрудников помимо применения принципа «Клиент всегда прав» нужно будет уметь почувствовать себя на месте клиента, отказаться от предзятости, чтобы выстроить долгосрочные и продуктивные отношения.

9. Умение вести переговоры. Переговоры – древнее универсальное средство человеческого общения. В современном мире этот навык является очень важным, ведь не каждый может качественно донести определенные намерения при общении.

10. Когнитивная гибкость. В условиях открытого, большого, очень поливариантного мира эта способность будет действительно важна. Владея ею, мы сможем применить свою креативность и решить сложные задачи.

В сравнении со списком 2015 года полностью исчезли активное слушание и контроль качества, уступив место эмоциональному интеллекту и когнитивной гибкости.

На мой взгляд, для поиска работы в России к этим компетенциям нужно развивать еще такие как управление временем, а именно его грамотное распределение и умение работать в команде.

Планы стратегического развития страны, в сумме с высокими политическими и экономическими рисками влекут за собой развитие в России аудиторской деятельности. Для повышения уровня качества аудита в 2017 году Россия переходит на Международные стандарты аудита, реализуется государственная задача совершенствования квалификационного экзамена в соответствии с международными стандартами образования МФБ (МСО). Усовершенствование экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора тесно связано с постепенным переходом от модели, которая направлена на проверку знаний, к компетентностно-ориентированной модели.

Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия» на основе международных стандартов образования разработала карты компетенций аудитора МСО 1-8 МФБ с учетом требований профессионального рынка работодателей и потребителей аудиторских услуг. Также организация определила области аттестации аудитора, в соответствии с принципами соответствия областям знаний, установленным Советом по аудиторской деятельности Минфина России, рекомендациям МСО МФБ, а также оптимальности затрат на организацию и проведение экзамена и финансовой возможности для претендентов.

В МСО описаны три уровня профессиональной квалификации в зависимости от роли и специализации профессионального бухгалтера (Табл. 1):

  • Базовый;

  • Промежуточный;

  • Продвинутый.

Таблица 1 - Уровни профессиональной квалификации

Базовый

Профессиональный

Продвинутый

Характеристика, предмет оценки

Проверка начальных компетенций для входа в профессию. Может предусматриваться система зачетов для претендентов, имеющих профильное образование

Оценка профессиональных компетенций по областям знаний (модулям)

Комплексная оценка профессиональной компетентности, дающая право на получение квалификационного аттестата аудитора

Различия в уровнях

Понимание основ и применение базовых знаний по модулям на практике. Низкий уровень сложности и неопределенности, способность решения типовых задач под руководством

Глубокое понимание областей знаний, применение их на практике при решении вопросов среднего уровня сложности и неопределенности.

Способность самостоятельного решения задач в разрезе модулей

Способность совмещать компетенции из разных областей знаний, демонстрировать навыки формирования профессионального суждения в соответствии с МСА

Уровни различаются задачами, полномочиями и ответственностью.

При описании компетенций и уровней экзамена учитывается не только международная практика, но и положения профессионального стандарта «Аудитор», а именно распределение полномочий и ответственности между работниками, которые имеют и не имеют квалификационный аттестат аудитора в части требований к знаниям и умениям в зависимости от уровня квалификации специалиста.

В профессиональном стандарте «Аудитор» описаны 3 уровня компетентности работников аудиторским компаний:

- Осуществление вспомогательных функций при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью;

- Выполнение аудиторского задания и оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью;

- Руководство выполнением аудиторского задания и контроль качества в отношении аудиторских заданий.

Таким образом, и в профессиональном стандарте «Аудитор» заложена трехуровневая иерархическая система профессиональных требований работодателей к компетентности аудиторских кадров.

Группа «Нетология» провела исследование и определила, что в 2017–2023 гг. мировой рынок образовательных технологий будет расти более чем на 5% в год. В сентябре 2017 года на конференции #EdCrunch заместитель министра Минобрнауки России Людмила Огородова презентовала приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Реализация проекта станет существенным шагом на пути модернизации российской системы образования в соответствии с требованиями времени.

Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев пояснил, что этот проект очень важен для системы образования стран, так как современный мир становится цифровым и процесс образования должен стать таким же, чтобы соответствовать реалиям современного мира; человек должен сам принимать решения, и «строить» себя, свою образовательную траекторию; и конечно же указал на то, что Россия большая страна и у регионов разная степень доступности к образовательным ресурсам, а качественное образование должно быть доступным в любой точке нашей страны.

На ресурсе «одного окна» представлены более 200 курсов, которые соответствуют самым высоким требованиям как высшей школы, так и работодателей. Сертификаты о прохождении онлайн-курсов, размещенные на этом ресурсе, можно зачесть, как часть пройденного учебного курса или весь курс.

Это является хорошей основой для развития своих уже приобретенных навыков компетенций и обучению новым.

На рисунке 1 собраны подходы Библиотеки компетенций Lominger, Сбербанка, RosExpert/Korn Ferry, Высшей школы экономики, WorldSkills Russia и Global Education Futures и на базе консенсус-мнения экспертов сформирована целевая модель универсальных компетенций 2025 года.

Рисунок 1 – Модель универсальных компетенций 2025 года

Развитие универсальных компетенций Целевой модели 2025, в особенности у профессионалов категории «Знание», закладывает основу для конкурентоспособности стран, организаций и отдельных людей в экономике знаний. Страны верхней траектории развития сегодня закладывают фундамент для ее формирования, выстраивая связи между потребностями бизнеса, государственными приоритетами и системой образования.

Современный бизнес готов на всё в поиске талантов. Ситуация вынуждает компании расширять горизонты: сегодня две трети российских руководителей ищут лучших специалистов вне зависимости от демографических или территориальных признаков.

Список литературы:

  1. Приказ Минтруда России от 19.10.2015 N 728н "Об утверждении профессионального стандарта "Аудитор" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.11.2015 N 39802) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189439/9eb4a75abbfeae3c6301af38a9999f0495e51046/

  2. 19-й Ежегодный опрос руководителей крупнейших компаний мира /январь 2016 г. Основные результаты по сектору банковских услуг и рынков капитала [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/banking/publications/pwc-ceo-b-and-cm-rus.pdf

  3. Сайт Всемирного экономического форума [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.weforum.org

Просмотров работы: 157