ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ПРОВЕРОК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ПРОВЕРОК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

Сидорова М.А. 1
1ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Среднерусский институт управления – филиал Орел, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Преступления экономической направленности несут в себе особую общественную опасность, ведь они не только наносят непосредственный ущерб, но и подрывают экономику страны. Такие преступления обеспечивают незаконное обогащение криминальных субъектов, за счет других лиц. Анализ статистических данных за последние годы свидетельствует о снижении преступлений экономической направленности, но при этом, видно, что удельный вес в структуре всех преступлений увеличивается. (Табл. 1 – Статистика преступлений по данным МВД)

Таблица 1 – Статистика преступлений по данным МВД

Год

Преступления

2014

2015

2016

2017 янв.-нояб.

Темп роста 2014/2015, %

Темп роста 2014/2016, %

Преступления экономической направленности

107 797

112 445

108 754

102 415

95,87

99,12

Всего преступлений

2 190 578

2 388 476

2 160 063

1 920 819

91,71

101,41

Удельный вес преступлений экономической направленности в структуре всех преступлений, %

4,92

4,71

5,03

5,33

   

Т.к. у нас есть данные только за январь – ноябрь 2017 года, то темп роста будем анализировать за 2014 – 2016 года.

Преступления экономической направленности очень часто несут в себе угрозу внесения недостоверных данных в финансово-хозяйственные операции. Это можно выявить только применив специальные бухгалтерские, либо экономические знания, поэтому привлекаются ревизоры, являющимися специалистами в этой области и применив свои знания, могут дать ответы на вопросы, которые интересуют следователя, либо дознавателя.

Ревизия – комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля.[5]

Ревизия проводится по инициативе собственника или государства, для контроля за расходованием средств, а также для предупреждения и выявления злоупотребления такими средствами. Только специалисты в определенных областях и наделенными соответствующими правами могут проводить ревизии.

Производство как обычной ревизии, так и ревизии проводимой по инициативе правоохранительных органов, относится к числу административно-правовых институтов. В ходе проведения ревизии проверяется оперативная информация, данные, полученные в ходе проведения предварительного следствия, и исследуются результаты всех видов документального и фактического контроля, проведенных ранее в порядке плановых проверок.

В сфере выявления и расследования преступлений экономической направленности осуществление ревизии имеет огромное значение. Ведь своевременно и правильно проведенная ревизия может служить важным доказательством виновности (невиновности) должностных, материально-ответственных лиц и т.п.

Ревизии, которые проводится по требованию правоохранительных органов, должны иметь целевую направленность, определяемую исходными данными и конкретными задачами расследования.

Для проведения ревизии по инициативе правоохранительных органов, нужны основания, которым является требование, в форме постановления или определения, следователя, прокурора, арбитра или судьи к руководителю вышестоящей или контролирующей организации о назначении приказом и проведении этой ревизии.

Объектами исследования ревизии, проводимой по требованию правоохранительных органов, являются записи, документы оперативно-технического и бухгалтерского учета, отчетность, материалы инвентаризаций, проверок, а также материалы дела. Использование при такой проверке материалов дела приближает ревизию по объектам исследования к судебно-бухгалтерской экспертизе.

При осуществлении проверки ревизоры пользуются в основном методами документального контроля. Фактический контроль, а именно осмотр, инвентаризация, получение объяснений и т.п., могут быть осуществлены ревизором, только по согласованию со следователем или судом.

По времени, ревизия может быть назначена до, либо после возбуждения уголовного дела.

Если ревизия назначается до возбуждения уголовного дела, то оформляется письмо на имя руководителя контрольно-ревизионного органа, далее подписывается руководителем правоохранительного органа. В письме должны быть указаны правовые и фактические основания для назначения ревизии, признаки нарушений, перечень конкретных вопросов, на которые ревизору необходимо дать ответ в результате изучения необходимых материалов.

Фактические основания:

-наличие достоверной информации о хищении или злоупотребление полномочиями должностными и материально-ответственными лицами, которая требует проверки деятельности всей организации и ее структурных подразделений.

- если обнаружены документальные и фактические несоответствия, которые могут быть установлены только ревизионными методами;

- при осуществлении инвентаризации выявлены крупные недостачи или излишки, но материалы инвентаризации ревизионным путем не были проверены;

- должные и материально-ответственные лица были задержаны с поличным при хищении.

В письме указывается задание ревизору, которое состоит из конкретных вопросов, на которые он должен дать ответы после исследования документов. Вопросы должны быть четко поставлены и из них должно быть понятно, что именно работник органа дознания хочет проверить ревизионным путем.

Если проверка проходит на закрытых объектах или производстве, где может быть информация, секретного характера, то ревизор должен иметь допуск к работе с такой информацией. [1]

Если ревизия назначается после возбуждения уголовного дела, то у следователя должна быть обоснованная версия о способе совершения преступления и полные и достоверные данные, о том что следы преступления будут найдены в проверяемых бухгалтерских документах. Фактические основания для проведения ревизии: - в материалах дела существуют факты противоправной деятельности, которые влекут за собой необходимость проверять документы по всей деятельности организации; - обоснованное ходатайство подозреваемого (обвиняемого) о проведении документальной ревизии; - в процессе расследования был установлен факт работы обвиняемого в другой организации на аналогичной должности, либо было установлено, что он имеет преступные связи с работниками этой организации.

В соответствии с п. 1 ст. 144 уголовно-процессуального кодекса, при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Такая проверка должна быть осуществлена не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения, но может быть продлена руководителем следственного органа, либо прокурором до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

По окончании ревизии составляется акт, с прикрепленными к нему документами. Именно это и является источником доказательств по уголовному делу.

Список литературы:

  1. Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (ред. от 29.12.2016) "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97474/

  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/

2. Парушина Н.В., Кулик И.О. Критерии и условия управления и контроллинга кредитоспособности. В сборнике: Современные концепции учета, анализа и аудита в развитии предпринимательства сборник научных трудов международного экономического форума. ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли». 2016. С. 15-24.

4. Радченко М.В., Парушина Н.В. Информатизация аудита в сфере контроля за деятельностью учреждений государственного сектора. В сборнике: Местное самоуправление и муниципальное управление в России: состояние, проблемы, перспективы Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пермский филиал. 2017. С. 107-111.

5. Ильичева Н. Ревизия как форма бюджетного контроля. Современный бухучет, №1, 2008
Просмотров работы: 84