ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ПРОВЕРОК В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ПРОВЕРОК В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ

Усова А.С. 1, Дроздова Л.А. 1
1ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства государственной службы при Президенте Российской Федерации» Среднерусский институт управления – филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В нынешних условиях Казначейство Российской Федерации считается мощной платежной, расчетной и контрольно-ревизионной системой в бюджетной сфере всей страны. Казначейство благополучно организует не только эффективный учет и превентивный государственный казначейский контроль в процессе исполнения расходных обязательств государства, но и устанавливает законность исполнения, достоверность учета и отчетности по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы России. Реализация государственного финансового контроля органами Федерального казначейства осуществляется на практике с использованием комплекса приемов, методов и средств, направленных на выявление доказательной информации. Использование любого конкретного способа зависит от специфики объекта проверки, а также от особенностей выполнения любой конкретной функции, закрепленной за службой (рисунок 1).

Рисунок 1 - Функции Федерального казначейства

В статье 267.1 Бюджетного кодекса дан перечень методов осуществления государственного финансового контроля.

Этот перечень включает:

1. Проверку, под которой понимается совершение контрольных мероприятий по изучению законности и достоверности отдельных финансовых и хозяйственных операций;

2. Ревизию, то есть комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в изучении законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

В Постановление Правительства РФ "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" понятие ревизии используется как синоним выездной проверки.[1]

3. Обследование, включающее анализ и оценку состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.

4. Санкционирование операций, заключающееся в совершении разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения.

Ревизия остается одним из основных методов контроля органов Федерального казначейства, в связи с тем, что ее результаты имеют надежные и достоверные данные, полученные по месту нахождения объекта контроля. Именно этот факт делает ревизию незаменимой, когда речь идет об использовании государственных средств (таблица 1).

Таблица 1 - Ревизия как метод государственного финансового контроля

Метод

Сущность

Каким образом проводится

Оформление результатов

Ревизия

Используется в отношении всей совокупности операций

Фактическая

Плановая Внеплановая Сплошная

Выборочная Единичная Встречная Комплексная Тематическая

Документальная

Акт, отчет

Осуществление ревизии ведется на основании приказа руководителя Федерального Казначейства, в котором указываются название объекта контроля, период проверки, тема мероприятия, основание, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение ревизии, срок проведения ревизии, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия. Период проведения ревизии (выездной проверки) структурными подразделениями основного аппарата Федерального казначейства составляет не более 40 рабочих дней. Количество членов ревизионной комиссии при проведении ревизии на каждом объекте контроля должно составлять не менее двух человек.

Если во время ревизии выявляются подделки, подлог, хищение, злоупотребление, то руководитель ревизионной группы изымает материалы и необходимые документы для пресечения данных противоправных действий. Составляется акт изъятия, делаются копии или опись изъятых документов. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью объекта контроля либо заверены подписью руководителя ревизионной комиссии. В случае обнаружения признаков, указывающих на состав преступления, ревизионная комиссия опечатывает кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы.

В случае невозможности получения необходимой информации (документов, материалов) в ходе проведения ревизии руководитель или заместитель руководителя Федерального казначейства (его территориального органа) может назначить:

- проведение обследования;

- проведение встречной проверки;

- экспертизу.

Согласно результатам ревизии,составляется заключение, которое прилагается к материалам проверки.

Контрольные действия ведутся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля. Может так же проводится осмотр, инвентаризация, наблюдение, контрольные замеры, пересчет, экспертиза.

После завершения контрольных действий, предусмотренных пунктом 56 настоящих Правил, и иных мероприятий, проводимых в рамках выездной проверки (ревизии), руководитель проверочной (ревизионной) группы подписывает справку об окончании контрольных действий и отдает ее представителю объекта контроля не позднее последнего дня срока проведения контрольных действий по месту нахождения объекта контроля.

После окончания проверки, руководитель ревизионной комиссии подписывает справку о завершении контрольных действий и выдает ее объекту контроля.

По результатам ревизии составляется акт, который должен быть подписан в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий. К акту прилагаются предметы и документы, результаты экспертиз фото-, видео- и аудиоматериалы, полученные в ходе проведения ревизии. Акт вручается объекту контроля в течение 3 рабочих дней со дня его подписания. Если представитель объекта контроля уклоняется от получения акта ревизии, то акт направляется объекту контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Руководитель (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) имеет право рассматривать акт и материалы выездной проверки (ревизии) в течении 50 дней со дня его подписания.

По результатам рассмотрения акта руководитель принимает решение (рисунок 2).

Рисунок 2 – Виды принимаемых решений

Для принятия решения о применении бюджетных мер руководитель Федерального казначейства руководствуется такими критериями как:

- наличие в материалах контрольного мероприятия достаточных оснований для принятия указанных решений;

- законность и обоснованность направления предписания и (или) представления объекту контроля и (или) уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

- подтверждение факта выявленных нарушений материалами контрольного мероприятия.

Отчетность о результатах ревизии, проведенной органами Федерального казначейства, формируется, подписывается и направляется руководству Федерального казначейства и Министерству финансов Российской Федерации.

Статистика количества проведенных проверок органом Федерального Казначейства приведена в таблице 2. [5]

Таблица 2 – Количество проведенных проверок Федеральным Казначейством

 

Проведено проверок Федеральным Казначейством

из них плановые

Проведено проверок вне утвержденного плана

Количество штатных контролеров Федерального казначейства

Факты нарушения аудиторскими организациями ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Доля проверок, по итогам которых Федеральным Казначейством были приняты меры

2012

115

98%

2%

62

97

82%

2013

293

99%

1%

65

240

82%

2014

293

98%

2%

70

247

84%

2015

237

96%

4%

66

191

81%

2016

239

91%

9%

72

188

79%

Объем нарушений законодательства Российской Федерации в бюджетной сфере, выявленных в 2016 году составил 682 млрд. рублей. Эти цифры ниже уровня предыдущего года. Однако это не означает, что нарушений стало значительно меньше или финансовая дисциплина мгновенно улучшилась. Полагаем, что на снижение нарушений повлияла возросшая в последние годы интенсивность работы по привлечению к административной ответственности должностных лиц за бюджетные нарушения (2013 год - 3549, а в 2015 году – уже 7598 административных дел), а возможно и другие факторы, которые следует исследовать в ходе исполнения Плана проверок.

Структура выявленных нарушений показывает, что в объеме нарушений сократилась доля наиболее серьезных нарушений: нецелевого, неправомерного и неэффективного использования бюджетных средств, которая составила 15,4%. В предыдущем периоде 2013-2015 года доля таких нарушений в общем объеме составляла 25-30%.

Объем средств, использованных неправомерно, по итогам 2016 года составил 43,8 млрд. рублей или 6,4% общего объема нарушений, включая средства, использованные не по целевому назначению - 739,7млн.рублей. Объем денежных средств, использованных с нарушением принципа эффективности, составил 61,1 млрд.рублей (9%).[6]

В состав выявленных нарушений за 2016 год вошли и иные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, в сумме 104,9 млрд. рублей или 15,4%, том числе:

- нарушение порядка предоставления бюджетных средств (в том числе порядка предоставления межбюджетных трансфертов);

- нарушение предоставления / получения бюджетных кредитов;

- нарушение порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности;

- нарушение порядка принятия бюджетных обязательств, нарушение запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление и другие.

Объем выявленных прочих нарушений составил 326,5 млрд.рублей или 47,9 % от общего объема выявленных нарушений и вырос на 41,6 % по сравнению с 2015 годом (6,3 %).

К числу прочих нарушений относятся следующие нарушения:

- в сфере осуществления контроля за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

- в сфере осуществления контроля за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах;

- неисполнение или несвоевременное исполнение банком или иной кредитной организацией платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В отчетном периоде был проведен анализ и систематизация всех выявленных нарушений, подготовлен обзор выявленных в 2016 году нарушений, который будет направлен в качестве информации ГРБС и финансовым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.[6]

Таким образом, в настоящее время Федеральное Казначейство проводит государственный казначейский контроль в процессе исполнения расходных обязательств государства, устанавливает законность исполнения, достоверность учета и отчетности по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы России. За последние годы наблюдается снижение объема нарушений, на это повлияла возросшая в последние годы интенсивность работы по привлечению к административной ответственности должностных лиц за бюджетные нарушения. Так же сократилась доля наиболее серьезных нарушений: нецелевого, неправомерного и неэффективного использования бюджетных средств.

Список литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/70520990/#ixzz55pyadvJO (дата обращения 29.01.2018г.)

2. Парушина Н.В., Кулик И.О. Критерии и условия управления и контроллинга кредитоспособности. В сборнике: Современные концепции учета, анализа и аудита в развитии предпринимательства сборник научных трудов международного экономического форума. ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли». 2016. С. 15-24.

3. Проняева Л.И., Федотенкова О.А., Развитие системы контроля в управлении затратами в организациях элеваторного комплекса. Аудит и финансовый анализ. 2014. №3 С. 79-87

4. Радченко М.В., Парушина Н.В. Информатизация аудита в сфере контроля за деятельностью учреждений государственного сектора. В сборнике: Местное самоуправление и муниципальное управление в России: состояние, проблемы, перспективы Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пермский филиал. 2017. С. 107-111.

5. Министерство финансов Российской Федерации [Официальный сайт]- Режим доступа: https6//minfin.ru/ru/ (дата обращения 29.01.2018г.)

6. Федеральное Казначейство Российской Федерации [Официальный сайт] – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ (дата обращении 29.01.2018г.)

Просмотров работы: 317