ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ И ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРИРОДЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ И ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРИРОДЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Добрякова М.А. 1, Зорина Н.А. 1, Ворошилова С.Е. 1, Семчук Н.Н. 1, Орлова Г.А. 1
1Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Природа является важным средством воспитания и обучения детей. Особенно важно учитывать это обстоятельство при работе с младшими школьниками.

К.Д. Ушинский придавал большое значение непосредственному контакту детей с природой в процессе обучения и воспитания. Так, например, он указывал на необходимость качественных рисунков в учебниках для детей при изучении природы: «… дурные рисунки только вредны…» [1].

Однако более всего он ратовал за изучение природы непосредственно в ней самой, ознакомление с ней не только по книжкам и таблицам: «… предметы, о которых говорится в «Детском мире», большею частью могут быть показаны детям в натуре. Ничего не стоит приобресть для этой цели кусок гранита, стебель конопли, отрубок сосны, кусок негашеной извести, еловую шишку, намагниченную палочку, колос ржи, яблоко, кусок сургуча и т. п.» [1].

Действительно, совершенно разное впечатление оставит в памяти ребенка рисунок еловой шишки в книге и тот же рисунок, но только если после ознакомления с которым ему еще дадут потрогать, повертеть в руках, почувствовать запах натуральной еловой шишки.

Еще более важным, на наш взгляд, является обучение ребенка правилам общения с природными объектами, методике наблюдения за явлениями природы. Очень часто бывает так, что дети (да и взрослые тоже) много раз проходя мимо ручья или глядя на пожелтевшую листву осенней березы могут «смотреть, но не видеть», то есть даже не догадываться о том, какие тайны скрываются в экосистеме ручья или какие процессы протекают в побеге березы. Для того, чтобы действительно увидеть, а не только посмотреть, необходимо провести наблюдение, изучить. Именно в этом случае постигается истина, раскрываются многие грани сложных взаимоотношений и связей между явлениями и природными объектами.

Для того, чтобы научить детей проводить исследования или наблюдения в природе будущий учитель должен сам овладеть этим искусством. Наиболее успешно освоение методики научных исследований происходит в процессе подготовки, закладки и проведения опытов.

Исследование морфологии и особенностей органогенеза растений Tinctura Capsici мы проводили в учебно-исследовательской лаборатории экспериментальной биологии НовГУ. Тема достаточно актуальна, поскольку объект исследования является растением лекарственным, а также широко используется в пищевой промышленности. Но самое главное в этом процессе – освоение методов научных исследований, чтобы затем применить их в практической работе с младшими школьниками.

Для закладки опытов подготовили питательный субстрат из торфа и почвы. Семена получили непосредственно из плодов Tinctura Capsici (рис. 1), равномерно распределили на поверхности субстрата и присыпали слоем в 1,5 см.

Рис. 1. Подготовкой семян к посеву занимается Наташа Зорина.

Для опыта использовали классические сосуды, которые состоят из двух частей – корпуса и поддона. В корпусе имеются решетчатые отверстия для автоматического удаления лишней влаги. Поддон при помощи фиксаторов жестко крепится к корпусу и снабжен сливным отверстием.

После появления всходов (рис. 2) проводили замеры высоты растений и параметров морфологии листа (ширина и длина листовой пластинки, длина черешка).

Рис. 2. Дружные всходы.

Пикировку проводили в такие же сосуды (рис. 3 и 4). Этот агротехнический прием позволяет показать детям особенности строения корневой системы.

Рис. 3. Пикировка растений. Проводит Наташа Зорина (слева) и Светлана Ворошилова.

Рис. 4. Обнажение корневой системы растений во время пикировки.

В опыте было 2 варианта – контроль (полив водопроводной водой) и опыт – добавление в воду биопрепарата «Байкал» (рис. 5). Воду перед использованием отстаивали в течение суток.

Рис. 5. Каждому растению – своя доза биопрепарата «Байкал» (без биопрепарата в контрольном варианте и 50 миллилитров в опытном). Поливает растения Наталья Зорина.

Опыты проводили в зимний период, поэтому особое внимание уделяли контролю над температурой воздуха. При резких понижениях температуры наружного воздуха (до -20ºС и ниже) сосуды с растениями убирали с подоконника (рис. 6) для защиты от повреждения морозом.

Рис. 6. Чередование контрольных и опытных образцов во время вегетации.

Интенсивность освещенности определяли при помощи люксметра на протяжении всего опыта. Периодически проводили замер освещенности в течение всего светового дня – от восхода до заката солнца.

Для наблюдения за процессом органогенеза вегетативных органов в контрольных точках побега размещали маркеры (рис. 7).

Рис. 7. За маркировкой листьев и замером морфологических параметров метамеров Светлана Ворошилова (слева) и Мария Добрякова.

При появлении плодов (рис. 8) замеряли параметры морфологии для изучения динамики органогенеза генеративных органов.

Рис. 8. Цветение растений и первые плоды.

Для определения интенсивности транспирации использовали торсионные весы (рис. 9).

Рис. 9. Определение интенсивности транспирации. Выполняют Наташа Зорина (фиксирует изменения показателя массы) и Светлана Ворошилова (записывает результаты замера).

На конференции НовГУ был представлен доклад о методике проведения опытов с растениями, а также раскрыта важность использования наблюдений в природе и показана возможность постановки простейших опытов с природными объектами для обучения и воспитания младших школьников.

1. Ушинский К.Д. Методические статьи и материалы к 1-му изданию «Детского мира» // Собр. соч. – М.-Л., 1949. – Т.5., С. 36.

Просмотров работы: 89