К.Д. Ушинский придавал большое значение непосредственному контакту детей с природой в процессе обучения и воспитания. Так, например, он указывал на необходимость качественных рисунков в учебниках для детей при изучении природы: «… дурные рисунки только вредны…» [1].
Однако более всего он ратовал за изучение природы непосредственно в ней самой, ознакомление с ней не только по книжкам и таблицам: «… предметы, о которых говорится в «Детском мире», большею частью могут быть показаны детям в натуре. Ничего не стоит приобресть для этой цели кусок гранита, стебель конопли, отрубок сосны, кусок негашеной извести, еловую шишку, намагниченную палочку, колос ржи, яблоко, кусок сургуча и т. п.» [1].
Действительно, совершенно разное впечатление оставит в памяти ребенка рисунок еловой шишки в книге и тот же рисунок, но только если после ознакомления с которым ему еще дадут потрогать, повертеть в руках, почувствовать запах натуральной еловой шишки.
Еще более важным, на наш взгляд, является обучение ребенка правилам общения с природными объектами, методике наблюдения за явлениями природы. Очень часто бывает так, что дети (да и взрослые тоже) много раз проходя мимо ручья или глядя на пожелтевшую листву осенней березы могут «смотреть, но не видеть», то есть даже не догадываться о том, какие тайны скрываются в экосистеме ручья или какие процессы протекают в побеге березы. Для того, чтобы действительно увидеть, а не только посмотреть, необходимо провести наблюдение, изучить. Именно в этом случае постигается истина, раскрываются многие грани сложных взаимоотношений и связей между явлениями и природными объектами.
Для того, чтобы научить детей проводить исследования или наблюдения в природе будущий учитель должен сам овладеть этим искусством. Наиболее успешно освоение методики научных исследований происходит в процессе подготовки, закладки и проведения опытов.
Исследование морфологии и особенностей органогенеза растений Tinctura Capsici мы проводили в учебно-исследовательской лаборатории экспериментальной биологии НовГУ. Тема достаточно актуальна, поскольку объект исследования является растением лекарственным, а также широко используется в пищевой промышленности. Но самое главное в этом процессе – освоение методов научных исследований, чтобы затем применить их в практической работе с младшими школьниками.
Для закладки опытов подготовили питательный субстрат из торфа и почвы. Семена получили непосредственно из плодов Tinctura Capsici (рис. 1), равномерно распределили на поверхности субстрата и присыпали слоем в 1,5 см.
Рис. 1. Подготовкой семян к посеву занимается Наташа Зорина.
Для опыта использовали классические сосуды, которые состоят из двух частей – корпуса и поддона. В корпусе имеются решетчатые отверстия для автоматического удаления лишней влаги. Поддон при помощи фиксаторов жестко крепится к корпусу и снабжен сливным отверстием.
После появления всходов (рис. 2) проводили замеры высоты растений и параметров морфологии листа (ширина и длина листовой пластинки, длина черешка).
Рис. 2. Дружные всходы.
Пикировку проводили в такие же сосуды (рис. 3 и 4). Этот агротехнический прием позволяет показать детям особенности строения корневой системы.
Рис. 3. Пикировка растений. Проводит Наташа Зорина (слева) и Светлана Ворошилова.
Рис. 4. Обнажение корневой системы растений во время пикировки.
В опыте было 2 варианта – контроль (полив водопроводной водой) и опыт – добавление в воду биопрепарата «Байкал» (рис. 5). Воду перед использованием отстаивали в течение суток.
Рис. 5. Каждому растению – своя доза биопрепарата «Байкал» (без биопрепарата в контрольном варианте и 50 миллилитров в опытном). Поливает растения Наталья Зорина.
Опыты проводили в зимний период, поэтому особое внимание уделяли контролю над температурой воздуха. При резких понижениях температуры наружного воздуха (до -20ºС и ниже) сосуды с растениями убирали с подоконника (рис. 6) для защиты от повреждения морозом.
Рис. 6. Чередование контрольных и опытных образцов во время вегетации.
Интенсивность освещенности определяли при помощи люксметра на протяжении всего опыта. Периодически проводили замер освещенности в течение всего светового дня – от восхода до заката солнца.
Для наблюдения за процессом органогенеза вегетативных органов в контрольных точках побега размещали маркеры (рис. 7).
Рис. 7. За маркировкой листьев и замером морфологических параметров метамеров Светлана Ворошилова (слева) и Мария Добрякова.
При появлении плодов (рис. 8) замеряли параметры морфологии для изучения динамики органогенеза генеративных органов.
Рис. 8. Цветение растений и первые плоды.
Для определения интенсивности транспирации использовали торсионные весы (рис. 9).
Рис. 9. Определение интенсивности транспирации. Выполняют Наташа Зорина (фиксирует изменения показателя массы) и Светлана Ворошилова (записывает результаты замера).
На конференции НовГУ был представлен доклад о методике проведения опытов с растениями, а также раскрыта важность использования наблюдений в природе и показана возможность постановки простейших опытов с природными объектами для обучения и воспитания младших школьников.
1. Ушинский К.Д. Методические статьи и материалы к 1-му изданию «Детского мира» // Собр. соч. – М.-Л., 1949. – Т.5., С. 36.