MOOC (МООК) КУРСЫ КАК ФОРМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

MOOC (МООК) КУРСЫ КАК ФОРМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Шек Е.Е. 1, Волченко К.А. 1
1Российский государственный профессионально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
За последние десятилетия образование кардинально изменилось. Теперь процесс обучения очень сложно представить без интернета. Интернет облегчает жизнь студента, сейчас для поиска информации не нужно проводить часы в библиотеке, стоит лишь ввести нужный запрос и на него появится тысячи, а возможно, и миллионы ссылок, с помощью которых можно найти ответ на почти любой вопрос. Поэтому применение интернет технологий – это рациональный, обоснованный этап в развитии образования в настоящее время.

Интернет даёт перспективы его пользователям вступать в коммуникационные отношения друг с другом, в том числе и в отношения «преподаватель — студент», что привело к возникновению новой обучающей среды и новой (инновационной) формы процесса обучения [3, с. 70].

Университеты заинтересованы в поиске эффективных образовательных моделей. Это необходимо для привлечения обучающихся не только из своих стран, но также и иностранных студентов. Такие меры позволяют повысить конкурентоспособность университетов, что обусловлено высокой конкуренцией на мировом рынке образовательных услуг.

Одной из ведущих стратегий развития образования в современном мире является создание максимально доступных для каждого условий получения образования [4, с. 33]. В этой связи все большую популярность набирают массовые открытые онлайн-курсы (МООС), так как в их развитии принимают участие лучшие учебные заведения мира.

Общее название MOOC образуется из четырех отдельных терминов [2, с. 376]:

  • massive (массовый): для проведения курсов требуется большое количество участников;

  • open (открытый): курс бесплатный, любой человек может присоединиться к нему; как правило в этих курсах используется открытое программное обеспечение и бесплатные социальные сервисы Web 2.0;

  • online (онлайн – электронный/дистанционный) означает, что материалы курсы и результаты совместной работы находятся в интернете в открытом для всех участников доступе;

  • course (курс): подразумевается, что он имеет соответствующую структуру, правила работы и общие цели, которые впоследствии для каждого участника могут трансформироваться.

Основная цель массовых открытых онлайн-курсов – обеспечение прямого доступа студентов к учебным материалам без необходимости поступления в университет, а также предоставление необходимых ресурсов в распоряжение педагогов для использования их в своих собственных профессиональных интересах[5, с. 203].

Считается, что появление МООК связано со Стэндфордским университетом, который в 2011 году включил в свою программу три образовательных онлайн-курса. На курсе С. Трана по искусственному интеллекту приняло участие более 160 тысяч студентов из 190 стран мира. После данного эксперимента, такие курсы начали поддерживаться сначала в США, а затем и по всему миру. На сегодняшний момент наибольшую популярность имеют такие MOOC-проекты, как Coursera,Udacity,EdX (табл.1).

Таблица 1

Наиболее популярные MOOC-пректы

MOOC-проект

Цель

Coursera

предлагает курсы по различным дисциплинам, включая гуманитарные науки, медицину, биологию, общественные науки, математику, бизнес, информатику и другие предметы. Coursera насчитывает 4,2 миллиона студентов и 84 университета-партнёра. Курс включает видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. За успешное прохождение курса выдается сертификат.

Udacity

коммерческая образовательная организация, основанная профессором Стэнфорда Себастьяном Траном в 2012 году и привлекшая 20 млн.долларов от венчурных инвесторов. Udacity предлагает около 30 курсов, разработанных не только университетскими профессорами, но и ведущими отраслевыми экспертами по таким направлениям как компьютерная наука, дизайн, математика, технологический бизнес. Каждый курс предлагает несколько уровней сложности: для начинающих, базовых и продвинутых слушателей.

EdX

Главная цель – в объединении усилий двух ведущих университетов (Гарвардский университет и Массачусетский институт технологии) по созданию современных онлайновых курсов бесплатного обучения и предоставлению их студентам по всему миру. Образовательная платформа предусматривает видеозанятия, встроенные опросы, мгновенную обратную связь с преподавателями, студенческие рейтинги вопросов и ответов, онлайновые лаборатории и обучение в темпе, предпочитаемом студентом.

У любой концепции обучения имеются свои «плюсы» и «минусы». МООК не исключение. На наш взгляд, к преимуществам можно отнести:

  1. Огромный спектр выбора онлайн – курсов, большое разнообразие программ и курсов. Сегодня каждый студент может найти для себя интересующую для него тему. Можно освоить практически любые специальности в различных отраслях: искусстве, археологии, программировании, физике, математике, истории. И совсем неважно, насколько глубоко вы планируете изучать данный предмет, ведь курсы рассчитаны на несколько уровней сложности для: новичков, углубленного изучения, специалистов и т.д.

  2. Низкие расходы на обучение. Дистанционное обучение – более доступный вариант для получения знаний, так как оплата на курсы значительно меньше. Во-первых, отпадают затраты на транспорт, если проживаете далеко от университета. Во-вторых, нет необходимости приобретать литературу, учебные материалы, все это будет доступно в онлайн версии.

  3. Комфортные условия для обучения. Студент сам выбирает, где ему будет удобно заниматься, будь это кафе, библиотека, гостиница или его дом. Ведь все необходимые для обучения материалы присылаются ему в электронном виде. Так же обучающийся может в любое удобное время просматривать лекции и делать домашнее задание, то есть поездки в учебные заведения отменяются.

  4. Тесное взаимодействие с преподавателем. Теперь робким студентам совершенно нечего стесняться, так как им будет предлагаться участие в различных дискуссиях, опросах, в обсуждении материала в режиме «онлайн», ведь в удобной для себя атмосфере, люди более раскрепощены. К тому же студенты уверены, что им будет легче сосредоточиться на изучении материала, чем при занятии в аудитории, так как им не придется отвлекаться на других обучающихся.

  5. Возможность получения дополнительного образования. Студенты могут получать дополнительное образование, при этом еще работать или учиться, благодаря МООС. Повышение знаний благоприятно влияет на карьерный рост.

  6. Повышение квалификации. Для тех, кто уже имеет профессию, есть широкие возможности повысить свою квалификацию, получить дополнительные, более глубокие знания, прежде всего, не отрываясь от работы.

  7. Нет никаких требований, ограничивающих доступ к курсам. Чтобы принять участие в онлайн-курсах, нужен только доступ в интернет. Также отсутствуют ограничения по возрасту, уровню образования, национальности, материальному положению и т.д.

  8. Интеграция студентов из разных уголков мира. Курсы позволяют знакомиться и общаться студентам из самых разных стран в режиме реального времени, что позволяет обрести новых приятелей, друзей, узнать язык, культуру другого человека.

  9. Непрерывное образование. MOOC позволяют реализовать систему «образования в течение всей жизни», так как курсы могут проходить и юноша, только окончивший школу; менеджер средних лет, решивший поддержать свою конкурентоспобность; пенсионер, который считает, что с выходом на пенсию, появилось много времени для того, чтобы узнать что-то новое в мире.

К недостаткам массовых открытых онлайн-курсов можно отнести:

  1. Многочисленность участников курсов. Чтобы обеспечивать качественное образование всех студентов, пропорциональность студентов и преподавателей в учебных заведениях должна быть равной. При традиционном образовании преподаватель может выявить более слабых и более сильных студентов, чтобы сосредоточиться и акцентировать свое внимание на первых. Однако система МООС это исключает, так как в онлайн-курсах участвует огромное количество студентов, поработать с каждым эффективно не под силу ни одному педагогу, впоследствии чего студенты учатся самостоятельно, сами по себе, то есть отсутствует индивидуальный подход преподавателя к студенту.

  2. Нет мотивации в обучении. Отсутствуют какие-либо санкции за неоконченное образование. Многие студенты начинают и бросают курсы из-за отсутствия мотивации. Если при традиционном обучении есть перспектива на получение трудоустройства, а также по окончании учебы выдается государственный диплом, то при дистанционном обучении нет трудоустройства, ты сам ищешь себе работу, и при окончании выдается только сертификат[1, с. 10].

  3. Любопытство. 90% всех зарегистрированных пользователей не заканчивают курсы, так как им всего лишь интересно узнать, что это за курсы, а в дальнейшем пропадает интерес и они их бросают.

  4. Исключается возможность проведения практических и лабораторных работ, которые так необходимы для закрепления теоретического материала.

  5. Отсутствует контроль знаний у студентов. При решении опросов, тестов или контрольных работ, студент может воспользоваться любыми дополнительными материалами массового доступа, например, интернетом. К тому же, сдать экзамен можно и не самостоятельно, если привлечь более знающего человека в этой отрасли.

  6. Сертификат окончания МООК не признается в российских вузах. В иностранных университетах хорошо знают о массовых онлайн-курсах, но российским вузам такой способ обучения еще только предстоит узнать.

  7. Высокая стоимость создания МООК. Для того чтобы организовать курсы необходимо привлечь лучших преподавателей страны, закупить оборудование для записи видеолекций, создать сайты и программное обеспечение для доступа студентов, что стоит немалых денег. Поэтому многие университеты России не смогут себе это позволить, понадобится государственная поддержка для реализации такой инициативы.

  8. Обучение на иностранном языке. Большинство курсов созданы на английском языке, однако, малое количество студентов из России обладает нужным уровнем знания языка.

Все недостатки МООС вытекают один из другого, а также они все между собой взаимосвязаны. Сегодня МООС является основной темой дискуссии на предмет дальнейшего развития высшего образования России и мира, в целом. С точностью и уверенностью мы сказать не можем, что дистанционное обучение в будущем полностью заменит традиционное обучение.

Чтобы МООС внедрилось полностью в систему образования, прежде всего, необходимо преодолеть языковой барьер, то есть для общего понимания студенты должны знать один общий язык. Также должны быть созданы такие курсы, которые бы удовлетворили интересы всемирной аудитории. Однако, встает еще один не менее важный вопрос, связанный с сертификацией и аккредитацией знаний, полученных по системе МООС.

Из всего вышесказанного следует, что при всех перечисленных преимуществах и недостатках МООС, такой способ получения образования должен совершенствоваться и пройти проверку временем.

Список литературы

  1. Андрюхина Л.М. Перспективы социально-профессиональной мобильности в контексте инновационных изменений образовательного ландшафта В сб.: Социально-профессиональная мобильность в XXI веке сборник материалов и докладов Международной конференции. Под редакцией Г. М. Романцева, В. А. Копнова. 2014. С. 9-14.

  2. Артеменко В.Б. MOOCи мониторинг качества жизни населения регионов Украины // Образовательные технологии и общество. 2014. Том 17. №1. С.374-384. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/moos-i-monitoring-kachestva-zhizni-naseleniya-regionov-ukrainy

  3. Праводелов С.В. Преимущества дистанционного обучения и его виды // Современное образование. – 2015. – № 2. – С.70-79.

  4. Хусиянов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. – 2014. №4. – С.30-41.

  5. Liyanagunawardena A.W. MOOCs : A systematic study of the published literature 2008–2012. International Review of Research in Open and Distance Learning, 2013, no. 14(3), pp. 202-227.

Просмотров работы: 1134