ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гладких А.И. 1, Шамсутдинова Е.Е. 1
1Российский государственный профессионально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное профессиональное образование активно развивается и предоставляет человеку все больше возможностей приобретать знания, умения, навыки, компетенции, которые помогут ему в профессиональном росте и социальном продвижении. Для осуществления познавательной и творческой деятельности обучающегося используются современные образовательные технологии, которые дают возможность повысить качество образования, эффективно использовать учебное время и уменьшить долю репродуктивной работы обучающихся. Образовательная технология — системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса. Современные образовательные технологии направлены на индивидуализацию, дистанционность и вариативность учебного процесса, мобильность студентов[2].

Сегодня особое внимание уделяется развитию инновационного технологий профессионального образования, под которыми подразумевается целенаправленное изменение учебного процесса через создание и внедрение в образовательные учреждения нововведений[3]. К инновационным технологиям обучения относят:

  • интерактивные технологии обучения;

  • технологию проектного обучения;

  • компьютерные технологии.

Интерактивные технологии обучения. Интерактивным называется обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта[1]. Их сущность определяется тем, что они опираются, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.

В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли педагога (вместо роли информатора — роль управленца) и студентов (вместо объекта воздействия — субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).

Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения.

  1. Проблемная лекция. Она предполагает постановку проблемы, критической ситуации и их решение. В проблемной лекции формируются противоречия действительности посредством их выражения в теоретических системах. Основная задача этой лекции — освоение знаний обучающимися при их непосредственном участии. Постановка проблемы стимулирует студентов к мыслительной активности, к самостоятельному решению вопросов, а также порождает интерес к изучаемому материалу и активизирует внимание обучающихся.

  2. Семинар-диспут. Предполагает коллективное обсуждение проблем для определения путей ее решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он подразумевает высокую умственную активность, приучает вести диспут, обсуждать проблему, отстаивать свои убеждения, четко излагать мысли.

  3. Учебная дискуссия. Это один из методов проблемного обучения, который применяется в исследовании проблемных ситуаций, когда необходимо дать однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются другие решения.

  4. Кооперативное обучение. Оно используется с целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих. Данный метод обучения строится на совместном обучении при взаимной работе студентов в малых группах. Главная идея учебного взаимодействия проста: обучающиеся объединяют свои умственные способности и активность для выполнения совместного задания и достижения общей цели.

Технология работы учебной группы включает в себя:

• постановку проблемы;

• формирование малых групп (5-7 человек), распределение обязанностей;

• обсуждение проблемы в микрогруппах;

• предоставление результатов дискуссии перед всеми учащимися;

• продолжение обсуждения и подведение итогов.

  1. «Мозговой штурм». Его цель заключается в сборе наибольшего количества идей, освобождения обучающихся от пассивности мышления, стимулирования творческого мышления, преодоления привычного хода мыслей при решении определенной проблемы. Эта методика позволяет увеличить эффективность формирования новых идей у студентов. «Мозговой штурм» запрещает критиковать любые идеи, предложенные участниками, а также поощряет различные реплики и даже шутки.

  2. Дидактическая игра. Выступает важным педагогическим средством стимулирования учебного процесса в профессиональной организации. В процессе данной методики учащийся должен выполнить действия, схожие с теми, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В итоге происходит накопление, актуализация и преобразование знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.

  3. Стажировка с выполнением должностной роли. Это метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает исполнение роли. Главное условие стажировки — контролируемое педагогом выполнение определенных действий в реальных производственных условиях.

  4. Имитационный тренинг. Предполагает отработку профессиональных навыков и умений по деятельности с различными техническими средствами и устройствами. Подражается ситуация, положение профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает техническое средство.

Технология проектного обучения. Технология проектного обучения в инновации профессионального образования рассматривается как изменчивая модель организации учебной деятельности в профессиональном учреждении, направленная на творческую самореализацию личности учащегося с помощью развития его умственных и физических способностей, лидерских качеств и творческих способностей. Итогом данной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется в три этапа: исследовательский, технологический, заключительный.

Сам учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и изделия или услуги. В пояснительной записке отражаются:

• выбор и объяснение темы проекта, историческая справка по проблеме, формирование и развитие идей, создание схем размышления;

• описание стадий конструирования объекта;

• выбор материала для объекта, дизайн-анализ;

• последовательное производство изделия, графические материалы;

• отбор инструментов, оборудования и организация рабочего места;

• охрана труда и техника безопасности при выполнении работ;

• экономическое и экологическое обоснование проекта и его рекламная кампания;

• использование литературы;

• приложения в виде эскизов, схем, технологических документаций.

Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.

Компьютерные технологии. Компьютерные технологии обучения(рис.1) — это процесс сбора, переработки, хранения и передачи информации учащемуся с помощью компьютера. В настоящее время самое большое распространение получили технологические направления, в которых компьютер считается:

• средством для предоставления учебного пособия студенту с целью передачи знаний;

• средством информационной поддержки образовательных процессов как дополнительный источник информации;

• средством для установления уровня знаний и контроля за освоением учебного материала;

• средством для усвоения навыков практического использования знаний;

• средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету обучения;

• одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности учащегося.

Рис.1 Компьютерные технологии[4]

Перечень программных средств учебного назначения (ПСУН) на сегодняшний день включает в себя:

  • Электронный (компьютеризированный) учебник (рис.2) - автоматизированная образовательная система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебному предмету, а также программное обеспечение, позволяющее использовать эти материалы для самостоятельного получения знаний и их контроля.

Рис.2 Структура электронного учебника[4]

  • электронные лекции, контролирующие компьютерные программы - это дидактические средства, которые в минимальные сроки обеспечивают качественный и всеохватывающий контроль над ходом и итогами освоения изученного материала;

  • справочники и базы данных учебного назначения позволяют учащемуся в любое время быстро получить нужную справочную информацию в краткой форме. В электронном справочнике содержится дублирующая информация и дополняющая материал учебника.

  • сборники задач и генераторы примеров (ситуаций);

  • предметно-ориентированные среды – в них организуется деятельность учащихся, итогом которой становится не только формирование знаний, умений, навыков, но также и развитие и формирование определенного вида мышления, умений и навыков осуществления экспериментально - исследовательской деятельности, информационной культуры.

  • учебно-методические комплексы - это комплекс систематизированных материалов, нужных учащемуся для осуществления образовательной деятельности, которые обеспечивают успех студентов в образовательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.

  • программно-методические комплексы - это совокупность учебно-методических материалов, которые содействуют эффективному усвоению обучающихся учебного материала, входящего в учебную программу предмета, плана подготовки студентов по одному из направлений.

  • компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Использование компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует осуществлению педагогических целей:

• развитие личности учащегося, подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности;

• осуществление социального заказа, определенным потребностям современного общества;

• усиление производительности учебного процесса в профессиональной организации.

Инновационные технологии обучения, которые отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразной базой, по которой студенты отрабатывают профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. Одна из главных задач, поставленных перед современной образовательной организацией, является поиск, создание, внедрение образовательных инноваций, которые направлены на удовлетворение общественно-государственного заказа и потребностей участников образовательного процесса.

Список литературы

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 107.

  2. Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164.

  3. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Образование и наука. − 2011. − № 8. – С. 3–16.

  4. Преимущества и недостатки применения компьютерных обучающих систем https://studfiles.net/preview/3003336/page:7/

Просмотров работы: 509