ТЬЮТОРСТВО И ЕГО ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЬЮТОРСТВО И ЕГО ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кормильцева Т.А. 1, Рязанова Е.С. 1
1РГППУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе изменилась парадигма образования. Приоритетным становится индивидуальный подход в обучении, развитие способностей и возможностей обучающегося, его субъектности в образовательном процессе. [1] Поэтому тьюторство занимает все большее место в современной модели образования. В нем реализуются, с одной стороны, принципы наставничества, но, с другой стороны, доминирующее значение придается самостоятельности и ответственности обучающегося за выбор и проектирование своего пути развития.

В литературе можно встретить разные определения понятия «тьютор»:

Тьютор - педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий. [2]

Тьютор – это посредник, который сопровождает процесс освоения новой деятельности. [7]

Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы.[3]

Для практики образования в России тьюторские технологии являются иннновационным нововведением. Однако для их внедрения созданы все нормативные условия. Специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристикиданного специалиста. Должность тьютора в Российской Федерации утверждена и введена в российскую систему образования Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008 года № 216 н и № 217 н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно).[5]

Технологии тьюторского сопровождения начинают применяться на каждом уровне системы образования. Их внедрение позволяет решать задачи, поставленные в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», предполагающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования «постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения».[4]Основной характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и «формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению», «умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь». «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» [6]. «Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося» [6]. Тьютор организует, координирует, распределяет, создает условия, способствует реализации индивидуальной траектории обучения, участвует в процессе воспитания и обучения.

В среднем профессиональном образовании тьюторство практикуется еще очень редко. Лишь в некоторых колледжах присутствует специальность «тьютор». Существуют две главные проблемы, почему тьюторство не получает широкого распространения. Одна из них заключается в том, что в системе образования не хватает квалифицированных педагогических кадров. Вторая проблема связана с финансированием государственных образовательных организаций. Поэтому, стать тьютором становится часто невозможным как для опытных преподавателей, так и для педагогов, только входящих в профессиональную деятельность.

Вместе с тем в СПО роль тьютора особенно значима при освоении специальных дисциплин. В СПО на закрепление общеобразовательных компетенций отводится достаточно небольшое время в сравнении со средней школой и даже ВУЗом, и практически уже спустя один год учащийся вынужден осваивать специальные дисциплины. Это часто приводит к внутреннему конфликту, с одной стороны, между желанием обучаться и развиваться, с другой стороны – невозможностью освоить большой объем сложной профессиональной информации в короткие сроки.

В системе СПО возможно более эффективно на начальном этапе не вводить ставки тьюторов, а у всех работающих преподавателей развивать тьюторские компетенции. Если преподаватель будет владеть способностью сопровождения студента в учебном процессе, умениями формировать мотивацию (как профессиональную, так и личную) у обучающихся, способностью направить студента на самообучение, тогда это будет более эффективно и будет иметь большой успех.

Более широко тьюторские технологии распространяются в системе высшего образования. Если раньше, основной деятельностью преподавателя была передача учебного материала в ходе лекционных и практических занятий, то сейчас, ключевой функцией становится навигация в образовательных ресурсах, наставничество. Преподаватель становится проводником в индивидуальном обучении студента. Это очень положительно влияет на учебный процесс.

В основе тьюторской деятельности лежит принцип индивидуализации. Он заключается в том, что идет работа, ориентированная на личный результат, создание благоприятной среды для обучения студента. Главная задача тьютора – помощь студенту в проектировании индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений обучающегося на пути освоения программы.

Современный тьютор должен совмещать в себе как специальные, так и общие компетенции. Нужно уметь применять равные требования как к группе учащихся, и одновременно развивать профессионально ориентированные интересы студента как личности. Это очень трудно сделать, не имея достаточного опыта и навыков в работе.

Определяющей задачей в современной системе профессионального образования является внедрение тьюторских технологий в практику работы образовательных учреждений. Главным фактором в продвижении этого инновационного начинания станет также финансовая и профессиональная помощь преподавателям.

Список литературы

  1. Башкатов И.П., Сергеева Т.А. «Механизмы внедрения инноваций в практику профессионального образования столицы» // Приложение «Научные исследования в образовании» к журналу «Профессиональное образование. Столица». - 2011. - №9. - С.13-18.

  2. ИОП «Эврика». «Модель мониторинга введения ФГОС НОО» // Глоссарий ФГОС. – 2010.

  3. Ковалева Т. М., д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация» - http://www.thetutor.ru.

  4. Ковалева Т. М. «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» // ПУ Первое сентября. Лекции 1-4. - 2010 - № 1- 4.

  5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития №216 - н от 5 мая 2008 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования».

  6. Приказ Президента Российской Федерации №271 от 04 февраля 2010 г. «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  7. Школа «Эврика – развитие» (авторский коллектив: Ковалева Т.М., Рыбалкина Н.В., Щедровицкий П.Г. и др.) «Тьюторство как новая профессия в образовании»: Сборник методических материалов // Отв. ред. Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск: Изд. «Дельтаплан» - 2001.

Просмотров работы: 285